Продолжение. Начало см. в "
О женском священстве" и
О женском священстве (2).
Очень мне понравилась запись
ortheos'а в
О женском священстве в Церкви. Такая информативно насыщенная, "наваристая", что читать - одно удовольствие.
По результатам последней дискуссии о доступности для женщин возможности понимать Евангелие (в чём и состоит Богословие в собственном смысле слова), мне в личку пришли и гневные и недоумённые вопросы - ты чо, за женское священство? Вот тебе раз. Дошёл до ручки орфеос.
Этот вопрос делится на две части.
1. Роль Пресвятой Богородицы в Церкви.
2. Собственно отношение жён к священнослужению.
Первый вопрос достаточно странный. Особенно тогда, когда священник говорит "Пресвятая Дева конечно Пресвятая, но Литургию может совершать только мужчина, потому что Христос был с бородой. А роль Пресвятой Девы - стоять в сторонке и молиться."
По этому поводу можно сказать следующее.
1. Богослужебный чин Литургии по слову Господа является ВОСПОМИНАНИЕМ Его.
То есть образом, который действенен только за счёт иконной связи Образа-Первообраза.
Дело спасения совершено не на престоле соборного храма, а в Святой Земле начиная с Рождества и кончая Пятидесятницей.
Об этом можно говорить много, но для имеющих глаза и ум достаточно следующего:
1) Несомненное архиерейское достоинство:
- Обитание Пресвятой Девы во Святая Святых (куда архиерей мог входить только раз в год не без крове)
- Именование Её Владычицей - идентичное титулу архиерея.
- Ношение архиереем омофора - покрывала Пресвятой Девы - и обязательность этого элемента облачения при совершении таинств.
- Ношение архиеерем панагии - т.е. изображения Пресвятой Девы
По странной логике извергателей Пресвятой Девы из священного сана иконка Пресвятой Девы и Её омофор и Её титул дают архиерею архиерейский сан, а Сама Пресвятая Дева не имеет архиерейского сана.
Впрочем, возможно по их мнению, архиерейский сан дают бриллианты и софринская эмаль.
2) Пресвятая Дева и Церковь в некотором смысле- одно и то же.
- Скиния Завета , Ветхозаветная Церковь - это прообраз Пресвятой Девы (по учению Церкви же)
- Пророческие слова о Пресвятой Деве (например "Предста Царица Одесную Тебе) святыми отцами точно также относятся к Церкви.
- Все богослужебные сосуды, само устройство храма, сам Престол, само Евангелие по богослужебным гимнам в честь Пресвятой Девы - это Её образы.
- Совершение литургии в храме невозможно без входа в царские врата, а царские врата - это Благовещение Пресвятой Богородицы.
3) Пресвятая Дева и Евхаристия - тесно связаны.
- Действенность литургии в том ,что священник через образовательные действия повторяет то, что Пресвятая Дева совершила делом. Рождество Христово, Распятие , Воскресение , Вознесение. Священник повторяет не то, что совершил Христос. Он не рождается , не распинается, не воскресает, - а лишь сопутствует совершаемому. Совершает он то, что совершала Пресвятая Дева.
- Суть литургии в том, что через совершение священнодействий хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Священник это совершает через образы, Пресвятая Дева совершила прямым и непосредственным образом - через Рождество.
- Священник является ОБРАЗОМ и сослужителем херувимов ("Иже херувимы тайно образующе" "Ныне силы небесные с нами невидимо служат") - хотя, наверное, не всякий, а только тот, кто согласен терпеть отсутствие у херувимов бороды. А Пресвятая Дева - ЧЕСТНЕЙШАЯ ХЕРУВИМ.
- Собственный титул Пресвятой Девы - "Благодатная". Оно возвещено Ей архангелом Гавриилом. на греческом это "κεχαριτωμένη" (так в Евангелии) или "ευχαριτωμένη" (дословно "благо-ευ датная χαριτωμένη"). У Богородицы - имя "Евхаристия". Это ЕЁ ИМЯ. Причем только Её - и ничьё больше.
- В тайных молитвах священника на Литургии упоминаются все святые, небесные силы - и ни разу не упоминается Пресвятая Богородица. Для безмозглых это повод считать, что Её надо выгнать из алтаря. Для имеющих разум - это означает, что священник читает ЕЁ молитвы и от ЕЁ лица. Поэтому там нет и Её упоминания.
- единственное поминовение на Литургии Пресвятой Девы - на Достойно есть - вместе со всеми святыми - на нём Пресвятая Дева поминается ПОСЛЕДНЕЙ. После всех пророков, апостолов, мучеников, и всех святых. Для безмозглых это повод Её презирать. Для имеющих разум это означает, что это ЕЁ молитва, потому что так принято в Церкви - о себе молиться в последнюю очередь.
- На благодарственных молитвах прямо Пресвятая Дева благодарится за то, что "сподобила причаститися".
2. Даёт ли достоинство Пресвятой Девы основание для женского священства?
Даёт ли такое основание то, что во Христе Иисусе нет мужеского пола ни женского?
Ответ, наверное, будет неожиданным.
Самое неожиданное в нём то ,что он почему-то неожиданный.
Почему никто не в курсе, что женское священство в Церкви совершается с первых времён христианства и не прекращалось ни на секунду?
У нас на любом приходе каждая бабушка о нём в курсе.
"Матушкой" называют на приходе кого и почему?
Супруга священника - кто?
Мусор?
Стирально-кухонная машина?
Каноны Церкви (запрет на пассивную бигамию, требование к целомудрию супруги священника до брака, равно как и к самому священнику) - считают её священнослужителем.
У нас на Руси священник, который потерял жену , лишался возможности совершать Литургию. Или постригайся в монахи - или не служи.
Да и как может быть иначе?
Как можно разделять то, что сочетал Бог?
До Петра Первого жена священника находилась в ведении церковного суда и права - как священнослужители и церковнослужители.
До самой революции если священник умирал, то приход часто оставался в некоей собственности его вдовы - и новый кандидат не иначе получал приход, как обязываясь заботиться о ней (обычно через брак с её дочерью) .
Как может не быть священником жена священника, когда будета два в плоть едину? И тайна сия во Христа и в Церковь?
Сами же презрители жён, не считающие их достойными ни уважения ни даже способности к пониманию Евангелия - разве не возмущаются поведением жён священников, которые ведут себя как обычные женщины - пляшут, красятся, участвуют в конкурсах красоты?
Чем вы возмущаетесь, если это баба, которая не священник и не понимает Евангелие?
Разумеется, матушка не может стоять у престола и совершать Литургию и таинства, кроме как в критических случаях таинства Крещения (доступного и мирянам)
Разумеется, нет и не может быть никаких хиротоний и хиротесий женского пола - это не обсуждается.
Почему и зачем - даже рассматривать не буду - таковы незыблемые церковные установления - и точка.