О женском священстве (2).

May 26, 2020 15:09

В продолжение записи " О женском священстве".

Библеист Глеб Ястребов, отвечая на вопросы Елены Кудрявцевой, говорит, что Иисус Христос, доверяя ученицам важные роли, де-факто установил в Церкви гендерное равноправие.



"А посмотрите письмо Павла к римской общине: из десяти упомянутых им соратников, семь - женщины. Женщина могла быть и диаконом, и апостолом. Это равноправие продолжалось несколько десятков лет.

- Когда религиозному равноправию пришёл конец?

- Откат к патриархальности начался к концу I века - мы это видим в поздних текстах Нового Завета. Нормы светского общества брали своё: ведь в римском праве подчинение женщины было нормой, да и Ветхий Завет подчас патриархален. Кроме того, формалисты-законники боялись женской духовности, а монахи-аскеты - женской сексуальности. И когда христианство стало государственной религией Римской Империи, количество рычагов для давления на инакомыслящих увеличилось. Сказывался и общий упадок культуры с закатом античности.

Свидетельства о жизни первых общин, изложенные в письмах апостола Павла, подчас поразительные. Традиционалисты же с пеной у рта пытаются отстоять совершенно невероятные вещи. Например, Павел передаёт привет некой Юнии, которую относит к числу… знаменитых апостолов. Любопытно, что этот факт не смущал отцов Церкви, людей весьма ортодоксальных. Но в XII веке некоторые спохватились: как же так, женщина - среди апостолов? В результате Юнию стали считать… мужчиной, что вошло в переводы и толкования. В XIX веке знаменитая «Толковая Библия» Лопухина объясняла: «Правильнее здесь видеть мужское имя, ибо к женщине не идет замечание, что она прославилась между апостолами». А ведь это не более правдоподобно, чем носителя имени Наталья или Елена считать мужчиной! Но «обычай - деспот меж людей», и лишь в последние десятилетия ученые вернули Юнии законный статус.

Вот ещё пример: письмо к римлянам Павел отправил через служительницу по имени Фива. Судя по всему, она должна была истолковать сложные места данного трактата. А ведь это сложнейший текст, над загадками которого поныне бьются учёные. Его понимание требует высочайшего уровня культуры и знаний. Видимо, Фива обладала ими. Кстати, в Синодальном переводе она названа «помощницей», но греческое слово, которым пользуется Павел, указывает скорее на «покровительницу» или «руководителя». Весьма возможно, что она была старшей церковного собрания. Возникает вопрос: если женщинам доверяли самые ответственные роли в Церкви, почему впоследствии это прекратилось?

- Но также в посланиях Павла есть указания на то, что женщина в церкви должна молчать и во всём подчиняться мужу.

- Это два очень известных места, которые действительно выглядят довольно противоречиво. В Первом послании к Коринфянам (14:34) написано: «Жёны ваши в церкви да молчат, ибо непозволительно им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит». Но Закон такого не говорит! Напротив, мы видим примеры пророчиц (Мариам, Девора, Хулда, Анна), игравших подчас судьбоносную роль в жизни Израиля. Кстати, Девора была не только пророчицей, но и эффективной правительницей, а при этом замужней женщиной. Отдавала приказы великому военачальнику Бараку. Но её Ветхий Завет возвышает, а о её муже еле упоминает.

- Зачем же Павел так сказал?

- Может, и не сказал. Некоторые текстологи подозревают, что данный отрывок - поздняя вставка, сделанная во II веке противниками женского служения. Несколькими главами ранее Павел пишет, что женщина имеет право пророчествовать (а значит, говорить!) в церкви. Он ставит лишь одно условие: пророчествуя, женщины не должны распускать волосы. Ведь длинные распущенные волосы могли быть признаком принадлежности к языческим культам и ассоциировались с колдовской силой. Вспомните библейскую историю о Самсоне, которому отрезали волосы и тем самым лишили его силы. Но со временем удивительным образом традиция утвердила только тот факт, что женщина в церкви должна надевать платочек, а вот про то, что она при этом может проповедовать, все забыли.

Если Павел действительно написал эти слова, он мог иметь в виду нечто конкретное: просил женщин не разговаривать во время службы. В I веке средний уровень женского образования был ниже, чем мужской. Поэтому некоторым женщинам (отнюдь не пророчицам) происходящее было непонятно. Павел просил отложить вопросы до дома.

Другой спорный отрывок находится в Первом послании к Тимофею (2:8-14). В нём, казалось бы, содержится ясный запрет на женское лидерство: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщён, но жена… впала в преступление».

Подавляющее большинство учёных считают, что пастырские послания, к которым относится этот текст, не принадлежали перу апостола Павла. Они были написаны позже, в конце первого или даже начале второго века, когда духовное равенство мужчин и женщин в церкви начало исчезать. Но если данный отрывок действительно запрещает женщинам активные роли, это единственное место подобного рода в Библии. И сейчас многие задаются вопросом: как получилось, что отрывок, чьё содержание стоит особняком и отличается от многих других свидетельств, обрёл в последующие века такое значение, а свидетельства об активном служении женщин, наоборот, маргинализировались?

Источник

христианство

Previous post Next post
Up