Союзники.

Sep 26, 2019 21:12

Весьма любопытная концепция, пытающаяся как-то объяснить мирное сосуществование христианской и языческой иконографии на амулетах - змеевиках, изложена в статье Ю.Ю.Шевченко "Богородица Спилеотисса на древних христианских филактериях c изображениями серпентарид".

Представляя амулет-змеевик XII в. с изображением Крещения на аверсе и змееногой богиней (Змеедевой Ехидной - Ехидной-Орой) на реверсе,



Юрий Юрьевич поясняет, что эта самая Ехидна претерпела кару от богов - Кронидов.

Она была не только прекрасна, но и мудра. Везде, где она ходила, её сопровождало множество птиц и животных. Но нравилось это не всем. Гера - супруга Зевса - отличалась мерзким характером и элементарно завидовала Ехидне. Верховная богиня захотела решить вопрос максимально просто - избавиться от конкурентки, натравив на неё многоглазого великана Аргуса.

То есть, под образом Ехидны скрывается до-Олимпийская и до-патриархальная Богиня. Как говорится в Энциклопедии античной мифологии, "Ехидна - хтоническое божество, сила которого, воплощённая в его потомках, была уничтожена великими героями: Гераклом, Беллерофонтом, Эдипом, знаменуя победу героической мифологии над тератоморфизмом". Иными словами, Геракл и прочие древнегреческие герои истребили всех детей матриархальной Богини, а саму её заточили  навеки в подземной пещере. Ю. Ю. Шевченко говорит, что "по представлениям эллинов, эта пещера располагалась где-то вблизи «счастливой Аркадии» - местообитания титана Атланта до его восстания против Зевса-Кронида, - на Пелопоннесе". И далее: "Характерно, что Ехидна, ещё будучи Чудодевой (до превращения в полузмею) и обитая в пещере Пелопоннеса, считалась покровительницей «всего живого» [Голосовкер Э.Я., 2001], в древней славянской терминологии (и современной - церковнославянской) - «всего живота», что очень существенно для её изображения на христианских филактериях исхода раннего средневековья".

И закончим цитирование Ю. Ю. Шевченко поистине гениальным пассажем:

"После преображения, Ехидна оказалась в другой пещере, на границе дольнего и хтонического миров в наказание за неповиновение Зевсу и его пантеону, которые олицетворяли для ранних христиан весь комплекс эллинского язычества. Такова же была и судьба другой пещерножительницы - Медузы Горгоны, изгнанной политеистическим - Зевсовым пантеоном Эллады, вместе с сёстрами-горгонами и граями-старухами, из своей пещеры на берегу лазурного моря (Монте-Сант-Анджело) - в пещеру на берегу Мировой Реки-Океана, «на границе мёртвой и живой жизни».

В мироощущении христианства подобные трактовки образа змееногих и/или змееволосых существ - серпентарид - не могли не оставить своего следа. Их образы маркировали сущности, которые были борцами с демоническими существами, к коим принадлежали все боги Олимпийского пантеона. Первохристиане, воспринимали образы предшествующих времён «зеркально» (где: право - лево, добро - зло, - меняются местами), - и, с «обратным знаком», - потому и представляли могучего Зевса и обворожительную Афродиту - демонами, а их противников и противниц - серпентарид (змееволосых, змееногих и змееподобных существ) светлыми, ангелоподобными существами".

Вот это просто замечательно! Оказывается, ранние христиане - и в Римской империи, и на Руси сразу после её крещения - выступали единым фронтом с божествами матриархата против богов патриархата.

змеевики

Previous post Next post
Up