В.Г. Вишнев, "Древняя Русь и Иран", Часть 1

May 04, 2008 16:00

Казалось бы, Древняя Русь и Иран - что между ними общего? - где мы, и где они?.. Однако великие поэты Востока Фирдоуси, Низами, Навои часто пишут про русских так, будто они уже были тогда, когда никаких русских, казалось бы, ещё и не было на земле, и будто они бывали там, где их, вроде бы, никак не должно было быть…

"При Ираклии царе ходила Русь
на Хосрова, царя персидского".
(Из Степенной книги XVI века
о событиях VII века) [7]

"…славянский народ озлоблял оружием
чуть ли не все народы во Вселенной,
разорил Персиду, владел Азиею".
(Мавро Орбини, автор XVII века) [44]

Вступление. "Солнцеподобный царь Фёдор Иоаннович"

В русской истории у современного человека недоумение и жалость вызывает образ сына Ивана Грозного, царя Фёдора Иоанновича, блаженного и недалёкого человека, перепоручившего свою державную власть Борису Годунову. Однако в конце XVI века в переписке с правителями Персии (Ирана) титул царя Фёдора звучит очень даже гордо и грозно. Иранские правители обращаются к нему, как к владыке мира, превзошедшему славою легендарных иранских царей Джамшида и Феридуна. Помимо этого, среди памятников дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией известны персидские грамоты "к государю царю Фёдору Иоанновичу и к боярину Годунову от шаха Аббаса и от гилянского Фергат хана". Как написано на самих грамотах - в переводах "с кизылбашского языка" [1], а не с фарси, и не с арабского.
(Также и посланник шаха в России называл свой Иран Кизылбашским государством. Сегодня об Иране, как о Кизылбашском государстве, не упоминается. Возможно, это название означает что-то среднее между "Кзыл-Ордой" и "Туркмен-баши"?! Ответная грамота от Бориса Фёдоровича к Фергат-хану гилянскому была написана татарским письмом; не исключено, кстати, что это ещё одно название "кизылбашского языка".)

В грамоте от 103 года (1595 н.э.) от шаха Аббаса царь Фёдор Иоаннович именуется:
"всегда победительство имеющим, подобно Феридуну, мужественным, как Баграм, справедливым, как Кей Хосров, защищением подобным Газан Фару, милостью подобным Нуширвану, мыслию и красотой подобным звезде Муштери, разумом, подобным звезде Марриху, добродетелью сияющим яко солнце, множеством войска, подобным Дарию, одолением Олександру, государством, подобным Джему, вельможством и счастьем подобным Хосреву Джему, славою яко солнце сияющим, движением, подобным звёздному хождению, и во всяких одеждах светлообразным и государьским детем власть подающим, … яко солнце всех просвещающим, всего света счастье обретшим, лунный свет имеющим и яко небо прекраснейшим, великоименитым государем храбрым, всего света повелителем и повелением своим многим место подавателем, всего света великим государем, всегда в счастье на своём престоле милостиво пребывающим… светообразным, пространным домом, аки небо, милостиво милосердие подающим, величайшим величеством великим государем и победителем, нахождением своим врагов поправшим, великим и самодержавным … светейшим Фёдором Иоанновичем, великим князем, Белым царём",… "на отчене престоле милостиво седиши"…

А грамота гилянского Фергат-хана начинается так:
"Светящему яко небесная луна и на великоименитом месте сидящему, добродетелию сидящу яко солнцу, счастливому и милостивно пребывающему великому князю Белому царю Фёдору Ивановичю. Истинною мыслию счастью вашему мы, холопи ваши челом бьём и величество твоё превозносим, понеже славою подобен Феридуну, разумом подобен еси Джамшиду, дородством подобен Кей Хосрову, помощию подобен еси Нягидю, справедливостию яко Афрасияб, самодержавством подобен еси Кейкавусу милости и милосердия дом еси, яко небо пространно, словес твоих сладость подобна Кейвану, славы твоей широта подобна всей поднебесной, и желание твое отвсюду свободнее даеттися, великий государь еси, от прародителей своих милостию исполнен есть, и все крестьянские веры и Давыдова закона царём государь еси, всего света заступник и повелением своим супротивную силу попрал еси, всего света государю добродетельному дому Московскому и Астраханскому и всех немецких стран государю. Богу дарованному, да соблюди вас Господь Бог здравых и счастливых до века желательно…".

При этом своего собственного господина, шаха Аббаса, в этой грамоте Фергат-хан именует "великим Кыянским государем на Иранском престоле преседящим". По современной же традиционной трактовке иранской истории Кыянские государи или Кейаниды - среди которых и Кей Кавус, и Кей Хосров, - это легендарная династия царей, которая если и существовала, то не менее, чем за две тысячи лет до царствования шаха Аббаса и царя Фёдора Иоанновича, задолго до "исторической" династии Ахеменидов.

Итак, в иранских грамотах царь Фёдор называется государем всех людей христианской веры и царём Давыдова закона, государем над всеми немецкими странами, в общем "всего света величайшим величеством и великим государем и победителем".
Сам себя иранский шах именует поскромнее, всего лишь "волею бога, великим государем Иранским и Тиранским, Шаховым величеством Персицких и Ширванских земель и иных…".
Это происходит в 1595-1597 годах, когда шах призывает русского царя пойти вместе против "турского салтана"…

В грамоте Годунова, писаной в царствующем граде Москве, иранский шах называется братом русского царя, "приимшим власть древних персицких государей, яко рог инрога, многих мусульманских родов повелителем, много войска строителем, в великих государях высочайшим, доброобычным и справедливым, храбрым и непобедимым, … гамаюну подражателем, иже толкуемым царь царей, честнейшим и счастливым, высочайшим и словнейшим государем Персицкие и Ширванские земли, начальником Иранским и Тиранским, Шаховым величеством"…

Авторы грамот, писанных от имени иранских правителей в Москву, смело сравнивают московского царя Фёдора с героями древнеиранского эпоса Феридуном, Джамшидом, Кей Хосровом, Кей Кавусом, Дарием и Александром, со звёздами Муштери (Юпитер) и Маррих (Марс), с сасанидскими царями Бахрамом и Нуширваном. Легко предположить, что тот, кому были адресованы эти грамоты, то есть русский царь, в XVI столетии хорошо знал эти имена, и уважительно относился к перечисленным героям. А также понимал, о каких звёздах идёт речь.

Всё это, согласитесь, вызывает немало вопросов. И прежде всего такие:
Понимаем ли мы, каковы были взаимоотношения Руси и Ирана при царе Фёдоре?
Известна ли нам более ранняя история этих взаимоотношений?
Да и знаем ли мы подлинную историю и хронологию как Персии, так и Руси?..

Древняя Русь и Восток (по иранской поэзии и "Авесте")

Иран, Русь и Западная Европа

Все перечисляемые в Ирано-Российской переписке цари, исторические и легендарные, были героями произведений великих поэтов средневекового Востока: Фирдоуси, Низами, Джами, Навои [2, 3, 4, 5] и многих других, по традиционной истории живших в XI-XV веках. Это - века, в которые происходило становление древнерусского государства. Не удивительно, что в древнерусских летописях очень часто встречаются восточные мотивы, что в Иране и на Руси имеются сходные сюжеты и образы в архитектуре, в предметах быта и прикладного народного творчества, что в восточной средневековой поэзии упоминаются русские. Удивительно, что русские соседствуют в поэзии Востока с античными персонажами, такими, как Александр Македонский. И ведь он был одним из главных героев иранского эпоса [47].

<.>


<.>

Между тем, по современным представлениям, средневековая восточная, иранская и арабская, поэзия стала популярной в Европе - и в России тоже - лишь на рубеже XIX-XX веков. Понятно, что культура - это не только мифы, легенды и поэмы. О прошлом говорят и археологические памятники - обрывки каменной летописи минувших столетий. Оказывается, величественные археологические памятники древней и средневековой культуры Ирана сделались доступными для исследования только со второй половины XIX века. Ещё позже, в ХХ веке археологами были найдены поразившие мир библиотеки на глиняных табличках в Богазкее, курганные захоронения Пазырыка на Алтае, произведения согдийского изобразительного искусства, по праву причисленные к шедеврам мирового значения и существенно изменившие традиционный взгляд на древнюю историю Востока.

Если же говорить не о популярности, а о знакомстве Европы с культурой Востока, его наукой и искусством, то оно начиналось в эпоху Возрождения через арабскую Кордову и Византию. Собственно, с этого началось само "возрождение" Европы. В Риме и в Париже переводили на латынь и другие языки восточные научные трактаты и поэтические эпопеи, и не только с византийского греческого, но, большей частью, с арабского языка. В Новое время Европа стала самодостаточной и забыла своих учителей. Позднее европейцы пришли в Азию, как завоеватели.
Вот откуда их снисходительное отношение к культуре народов Востока.

Однако в Средние века было всё наоборот. Не только Византия, но и средневековые иранцы создали яркую и зрелую культуру, влияние которой простиралось далеко за пределы Азии. Ещё дальше от Европы лежали сказочные Индия и Китай. Восточной окраиной Европы была Московия, которая была тогда и Скифией, и Татарией, и, в конце концов, стала Россией… Где и с кем были тогда границы Московии на востоке, можно только предполагать. Скорее всего, границ, как таковых, между восточными землями России и северо-западными землями Ирана попросту не было. Было взаимное проникновение культур и языков, которое подтверждается широким распространением по Уралу, Алтаю, Сибири, казалось бы, исконных символов древнеиранского звериного стиля: львов, орлов, разнообразных фантастических животных. Иранские Симурги и русские Семарглы - близкие символы иранской и русской культур, были героями предыдущих наших подборок [6]. Птица Симург - иранская птица счастья, царская птица, жар-птица, - один из главных символов восточной культуры. Древнерусский бог Семаргл, входивший в языческий пантеон киевского князя Владимира, - крылатый огненный бог, птица-собака. Название ещё одного символа иранской поэзии - майдана - городской площади, ристалища и поля боя - доныне на слуху. От "майдана радостей" иранского шаха Бахрам-Гура совсем недалеко до украинского Майдана Незалежности.
Как поётся в песне: "Переведи меня через майдан…"

Традиционная история относит возникновение "древнеиранского звериного стиля" аж к IV-II тысячелетиям до н.э.! Позже, во времена Ахеменидов, то есть в VI-IV веках до н.э., культ фантастических животных получил, наконец, широкое распространение в Иране. Одновременно эти образы переняли скифы Причерноморья и народы Средней Азии. Позднее они проникли и в Малую Азию, и в античную Европу, однако были забыты после крушения античной цивилизации. А в Средние века эти образы иранской культуры ни с того, ни с сего обрели новую жизнь, и не только в Иране и на Руси, но и в Западной Европе. Древневосточные грифоны, единороги, кентавры, стреляющие из лука, говорят историки, возродились, получили новые толкования. Повсюду их старательно живописали художники и воспевали поэты. Волшебные фигуры восточного изобразительного фольклора добрались до стен русских храмов на Суздальщине. Многие украшения знаменитых соборов ставили в тупик князей русской церкви. Восточные чудища, изображённые рядом с христианскими святыми, христианскому истолкованию не поддавались никак. Церковная хроника хранит угрюмое молчание насчёт Дмитриевского собора во Владимире, словно бы его и вовсе не было [7].

<.>

По всей Европе, и во Франции, и на Руси, рамки средневековой культуры были гораздо шире тех, что предусматриваются официальными учениями церкви и науки истории. Они вмещали и остатки языческого прошлого местных племён, и подражания художественной культуре арабо-персидского и византийского Востока X-XIII веков, и ростки еретического свободомыслия, тоже отчасти питаемые идейными течениями восточной мысли. Запад изучал Аристотеля в арабском переложении, прилежно внимая гению Аверроэса, то есть Ибн-Рушда, который был признанным комментатором произведений Аристотеля, "хотя и не знал греческого языка, и путал Пифагора с Протагором" [8]. Великие поэты Востока жили в одну историческую эпоху с Ибн-Рушдом. Их творчество - это не только поэзия. Это и история, и, в значительной степени, религия народов Азии. И в этой культуре большое место занимают связи Востока с Русью.

Русская невеста Сасанидского шаха Бахрам-Гура

У поэтов Востока тема Руси перекликается с темами любви и войны. "При Ираклии царе, читаем мы в Степенной книге XVI века, ходила Русь на Хосрова, царя персидского" [7]. Войска византийского императора Ираклия вторгались в сасанидский Иран в начале VII столетия, за три века до образования древнерусского государства. Эти походы неизвестны древнерусским летописцам, но о них знал Низами Гянджеви в конце XII века, и в его творчестве, как и в книгах других восточных поэтов, есть немало упоминаний о русах - славянах.
Поэму Фирдоуси "Шах-наме" часто называют Книгой о богатыре Рустаме. Восточные сказания о Рустаме, сыне Заля, которого Омар Хайям называл Залезаром, преобразились на Руси в русские сказания. Среди них история о богатыре Еруслане Лазаревиче, которая стала прообразом пушкинской поэмы "Руслан и Людмила". И ещё более разительное сходство эта поэма Пушкина имеет с "Повестью о Раме" из "Махабхараты": колдун похищает жену героя, герой отыскивает колдуна, сражается с ним, побеждает его и возвращает жену… Герой "Шах-наме" иранский богатырь Рустам сродни русскому богатырю Илье Муромцу. Всю свою долгую жизнь он верой и правдой служит иранским царям, отстаивая честь и справедливость в борьбе с нечестивыми туранскими царями.

И опять загадка: в средневековой переписке между царём Фёдором Иоанновичем и иранским шахом Аббасом диссонансом звучит упоминаемое шахом Аббасом сравнение русского царя со "справедливым" Афрасиябом, туранским царём, который в поэме Фирдоуси выступает главным врагом иранских царей и героев. "Шах-наме" создана, полагают, на рубеже тысячелетий, а царь Фёдор получал из Ирана грамоты в самом конце XVI века. Стало быть, "политическая" замена произошла от XI до XVI веков. Но когда именно? Почему?

В переписке между властителями Ирана и Руси упоминаются иранские цари Джамшид, Феридун, Кей Хосров, Кей Кавус, Бахрам, Ануширван, Дарий и Александр. И все они также упомянуты в поэме "Шах-наме", поэме, в которой описана история Ирана от первого человека на земле и до завоевания Ирана арабами.

Кто такие Дарий и Александр, более или менее понятно. Иранский царь Дарий Великий, как считается, объединил мир от Египта до Китая под своей властью в VI веке до н.э. Александр Македонский победил Дария Третьего, потомка Дария Великого, и многих других царей. По восточной традиции, он тоже иранский царь. А кто такой Джамшид? Это некто вроде иранского Ноя. Он создал идеальное государство, научил людей ремёслам, но возгордился и за это был свергнут змеем-Заххаком, который царствовал потом тысячу лет, издеваясь над людьми, и, в конце концов, был тоже свергнут Феридуном, который царствовал 500 лет и затем разделил весь мир на три царства: Рум, Иран и Туран.

Кей-Хосров и Кей-Кавус - это легендарные цари Ирана из династии Кеев - кейаниды.
А вот Ануширван и Бахрам считаются не мифическими, а историческими царями из династии Сасанидов, которая правила в Иране в III-VII веках н.э. Обычно под именем Бахрама, описанного у Фирдоуси, Низами, Навои, понимают шаха Бахрама Пятого или Бахрам-Гура. С его именем связано упоминание о русских в довольно неожиданном аспекте.

В поэме Низами "Семь красавиц" [3] рассказывается, как однажды в юности Бахраму приснился сон, что он попал в сказочный дворец, в котором живут семь красавиц, и он возмечтал о том, что все они станут его возлюбленными. Когда Бахрам стал шахиншахом, царём царей Азии, он осуществил свою мечту. Для его невест построили семь дворцов. Каждый дворец был определённого цвета и посвящён одной звезде. В каждом дворце он поселил красавицу и посещал каждую в определённый день недели. Этими красавицами были дочери государей подвластных ему стран, а именно: из Кеева дворца (Иран), от хакана Чина (Китай), римского кесаря (Рум), магрибского султана, индийского раджи, Хорезм-шаха и от русского царя (царя саклабов). Итак, мы видим, что среди них была русская царевна! Это в шестом-то веке!
Славянская царевна - "дева-яблоня, сладостная как мёд" - олицетворяет день Марса - Бахрама, красный вторник. Она "цветом сходна с пламенем, как вода нежна…". Для неё был построен дворец из розового порфира.

День Бахрама - рдел, он блеском
равен был огню,
Ну, а шах Бахрам был тезка
и звезде и дню...
В этот день всё красное шах Бахрам надел,
К башне с красным куполом утром полетел,
Там розовощёкая славянская княжна -
Цветом сходна с пламенем, как вода - нежна.

У Навои поэма о Бахрам-Гуре называется "Семь планет" [4]. Великий художник Мани (в традиционной истории - пророк, основатель манихейства) расписывает разными цветами семь дворцов. Царь царей Бахрам собирает в них семь красавиц, как семь планет. Здесь славянская княжна тоже соответствует красной планете, которая зовётся Бахрам - Маррих - Арес - Марс.
Русская царевна рассказывает Бахрам-Гуру сказку, в которой тоже присутствуют красные цвета. Это сказка про коварную принцессу, которая загадывает загадки своим женихам, как принцесса Турандот у Шиллера. Сказочная принцесса живёт в славянской стороне, а отец её падишах.

Александр Македонский воюет против русских

Обычно предками русских считают скифов, по-восточному это саки. Русских на Востоке вообще называли по-разному, чаще всего - саклабами и саксинами. Саклабы - арабское название славян. Саксины - это и есть саки, среднеазиатские скифы. О русах и Низами, и Навои пишут, как о рослых, светловолосых и рыжеволосых воинах, любящих красный цвет. В X веке епископ Кремонский Лиудпранд, бывший послом в Константинополе, писал о том, что византийцы называют своих северных соседей по внешнему виду русиями, имея в виду греческое слово "русиос" - рыжий. Сам он считал, что русских надо именовать "норманнами", по их местонахождению на севере [13].

К северу от Азербайджана за Кавказским хребтом находились кыпчакские степи. Кыпчаки - тюркское племя, которое русские летописи называют половцами. А Низами называет их русскими. В его времена ещё свежа была в памяти война иранцев с русами (русскими), и он именует так союзные силы тюркских, славянских, финских племён, обитавших к северу от Кавказского хребта. В его поэме "Искандер-наме" [3] с русскими собирается воевать сам Искандер - Александр Македонский.

…Услыхал Искандер, славный сын Филикусов:
Повелитель! В Абхазии толпища русов…

… Тот, кого породил славный царь Филикус,
Услыхал от абхазца, как пламенен рус,
Из аланов и арков полночным отрядом
Вся страна сметена, словно яростным градом.
И враги всю Дербентскую заняли высь,
И до моря по рекам они добрались.
Правосудье не наше в душе храбрецов,
Отберут все товары они у купцов.
Покоривши наш край, в своём беге угрюмом,
Завладеют они Хорасаном и Румом!

Далее у Низами следует живописная картина противоборствующих войск.

…И когда предводитель всех русов - Кинтал
Пред веленьями звёзд неизбежными встал,
Он семи племенам быть в указанном месте
Приказал и убрал их, подобно невесте.
И хазранов, буртасов, аланов притёк,
Словно бурное море, безмерный поток.
От владений Ису до кыпчакских владений
Степь оделась в кольчуги, в сверканья их звеньев.
И на взгорье с друзьями коня он погнал,
И, перстом указуя, промолвил Кинтал:
"В той равнине, под сенью небесной лазури,
Сонмы неженок робких с обличием гурий.
Их высокие шапки я вижу вдали,
Их кафтаны струятся до самой земли.
На узоры ковров их склоняются станы,
Нет в руках у них копий, пусты их колчаны,
Нет там ног без запястий, без жемчуга шей,
Вьются тяжкие локоны возле ушей.
В этих царских одеждах легки ль им дороги?
Не для боя их длань, не для бега их ноги.
С этим скопищем слабых, изнеженных тел
Искендер наше войско разбить захотел!"

…. А вдали, как луна, озаряя весь свет,
Восседал Искендер: свой созвал он совет.
И мужи, для врага час готовя возмездья,
Вкруг Владыки блистали, как блещут созвездья:
Медаинский Дубейс, из Хотана Гур-хан,
Йеменский Велид, Чина вождь Кадар-хан,
И абхазский Дувал, и Хинди, что из Рея,
Из Истахра Кубад, что был отпрыском Кея,
Зериванд, - им прославился Мазендеран -
И Ниял, что возвысил родной Хаверан,
Славный Кум из Ирака, звезда Хорасана -
Сам Бушек, Беришад из Армении, - Стана
Нет славней! Миср, Юнан, франки, Сирия, - все
Дали мощных, блиставших в убранства красе!
У мужей были скорбно опущены вежды,
Но сказал Искендер, полный света надежды:
"…Здесь не знают ещё двусторонних мечей.
Здесь румийских секир взор не видел ничей.
Нет добротных оружий у них, снаряженья, -
Как же могут вести они дело сраженья?
Я на Дария шёл, чтоб он дань приносил, -
И лишился сей дерзостный всех своих сил.
Если меч я взнесу, пламенеющий, строгий,
У Альбурза от страха отнимутся ноги.
Я на Кейда пошёл, … с Фуром начал я бой

… повелитель Китая поник предо мной.
Смелых русов страшиться? Напрасен их спор:
Много горных потоков проносится с гор.
От хазарских высот до Китайского моря
Всюду тюрки и, нашей гневливости вторя, -
Хоть не сходны в суждениях наши умы, -
Так же к русам враждебны они, как и мы.
…Если Рус - это Миср, его сделаю Нилом!
Под ногами слонов быть всем вражеским силам!"…

Впрочем, у Низами масштабной войны между Искандером и русами не было. Были стычки перед строем один на один. Чудеса отваги проявляли бойцы с обеих сторон. На стороне Искандера сражалась прекрасная китайская рабыня - Нистан-Дарджихан. Её имя почти в точности повторено в поэме Руставели, где героиню зовут Нестан-Дареджан…
И был последний бой, в котором девятисоттысячное войско царя Кинтала было всё-таки побеждено Искандером.

…И от выкриков русов, от криков погони,
Заартачившись, дыбились румские кони.
Кто бесстрашен, коль с ним ратоборствует рус?
И Платон перед ним не Платон - Филатус.

Но румийцы вздымали кичливое знамя
И мечами индийскими сеяли пламя…

… Из буртасов и русов по слову певцов
Десять тысяч пленили храбрейших бойцов…

…И не столько добычи пришлось Искандеру,
Чтобы люди могли указать её меру!
Нёс верблюд за верблюдом, качаясь, пыля,
Жемчуг, золото, лалы, камку, соболя…
Царь на землю сошёл с боевого седла
Он довёл до конца боевые дела.
… И прославив творца бирюзового крова
Он застольную чашу потребовал снова.

…Шаха русов позвал вождь всех праведных сил
И на месте почётном его усадил
Вдел он в ухо Кинтала серьгу - "Миновала,
Он сказал, - наша распря, ценю я Кинтала".
Пленных всех он избавить велел от оков
И, призвав, одарил - был всегда он таков…

…Сговорившись о дани, могучий Кинтал
В ожерелье, в венце в свой предел поспешал.
И, вернувшись в свой город, не знавший урона,
Вновь обрадован был всем величием трона…

…Искандер новой славой увенчанным стал,
Испытал пораженье могучий Кинтал…

Здесь у Низами не совсем привычные история и география, даже с учётом домыслов переводчиков и комментаторов, которые постарались привязать их к сегодняшним представлениям. Требуются пояснения.
Итак, Искандер - это Александр Македонский. Его отец Филикус - соответственно, Филипп Македонский. Искандеру сообщают, что в Абхазии появились русские, занявшие Дербенд и вышедшие к Каспию. Он опасается, что русы завладеют Хорасаном и Румом. Хорасан - это благодатнейшая часть северного Ирана, южнее Каракумов, в Средние века это родина Фирдоуси и Омара Хайяма. Рум - это Римская империя: Константинополь, Никея и прилежащие области.
Считается, что нечто, подобное описанному у Низами вторжению руссов на Кавказ и в Иран, происходило во время завоевательных походов скифов, за несколько веков до Александра Македонского. Страбон писал о вторжениях скифов-киммерийцев (в гомеровские времена) на восточный берег Средиземного моря от Босфора до Ионии. Но это далековато от Ирана. Хотя в традиционной истории также известны периоды скифского владычества и в самом Иране. В VII веке до н.э. скифские цари, властвовавшие в Иране, были приглашены на пир иранским царем Киаксаром и на этом пиру были отравлены. Затем, в течение нескольких веков, с переменным успехом иранские цари воевали со скифами-саками на иранской и на скифской территориях.
Широко известна история, как могущественнейший персидский царь Дарий Великий сражался с приднепровскими скифами и еле ноги от них унёс. Но и со среднеазиатскими скифами-саками персы тоже воевали. На Бехистунском барельефе (вблизи Керманшаха) странная фигура последнего из пленников Дария вызывает любопытство своим остроконечным колпаком. Н.А. Морозов пишет, что это "какая-то калмыцкая шапка". Считается, что этот пленник - Скунха, вождь скифов-саков, покорённых Дарием в Туркмении.

В книге Б.Я. Ставиского "Между Памиром и Каспием. Средняя Азия в древности" [9] описывается, как Дарий Великий в VI веке до н.э. во многом хитростью победил непокорных до этого саков, живших на северо-восточной границе его империи. Cкифы-саки соседствовали с империей Дария на огромной территории от придунайских равнин до среднеазиатских предгорий. Напрашивается сравнение: если иранская империя Дария Великого - Александра Македонского могла простираться от Балкан и до Китая, то и северная страна скифов-саков могла иметь не меньшую протяжённость: от Сахары до Сахалина, включая Сакартвело и Саху-Якутию.

В традиционной истории Александр воевал со скифами, жившими на границе с Бактрией и на берегах восточного Танаиса - Сыр-Дарьи-Яксарта. "Скифская война" Александра была более ожесточённой, чем самая крупная битва с персами при Гавгамелах. Под пером Курция скифы предстали не дикими варварами, а умудрёнными воинами. Скифский посол убеждал Александра быть умеренным в желаниях военных побед, так как не может быть дружбы и равенства между победителем и побеждённым, так же как между господином и рабом. "Усмирение" скифов проходило долго и трудно. Скифы-саки и согдийцы неоднократно наносили поражения греческим армиям. В ответ Александр провёл невиданные по жестокости карательные операции. Диодор пишет о 120 тысячах погибших согдийцах [65].

Имеются предположения о происхождении от скифов-саков династии иранских шахов - Аршакидов (III век до н.э. - III век н.э.), и даже самого титула "шах" от слова сак [10]. А о проникновении иранской культуры на север, к скифам, красноречиво свидетельствует распространение от Балкан и до Байкала изображений фантастических крылатых зверей - иранских грифонов и Симургов, которые залетали и в Европу, и в Киевскую Русь, и даже во Владимирскую Русь. Но это было уже, по традиционной версии истории, много позже Александра Македонского. Хотя его изображение тоже имеется на фасаде Дмитриевского собора во Владимире, причём изображён он там летящим в корзинке, привязанной к фантастическим грифам. Эта сцена иллюстрирует легенду о полёте Александра на небо, легенду из "Александрии", романа о нём, очень популярного в Византии и среди православных народов. Хотя по православным канонам этот полёт - символ греховного стремления человека сравняться с богом, но он занимает центральное место не только в рельефе Дмитриевского собора, но и на золотых диадемах из Преслава в Болгарии (X век) и Сахновки на Роси (XII век). Считается, что птицы, на которых летал Александр, стали называться грифонами в X веке. На росписях соборов Владимирской Руси, как и на болгарской диадеме, присутствуют также крылатые псы - симарглы. А летящими на колесницах, запряженных грифонами, изображались также эллинско-гиперборейский бог Аполлон и иранский бог Митра. В славянских сказках Иван Царевич летал в тридесятое царство на огромной птице, именуемой Могуль или Гриб, что напоминает древнерусские названия грифона - "ног", "ногуй" … [61].

Подробнее о географии у Низами и прочих

Имя предводителя русских в переводах - Кинтал, в оригинале у Низами звучало, как Киниаз-и-Руси, что означало - "русский князь" [11]. У Бируни в книге "Памятники минувших поколений" [12], относящейся к 1000 году н.э., также сообщается, что предводитель у русских называется "князь". В войске Кинтала состоит семь народов, среди них кыпчаки, буртасы, аланы, хазраны. Страна Кинтала простирается от кыпчакских владений, а это Поволжье, до владений Ису, это окрестности Константинополя. Низами не смущает, что Ису - Иисус "на самом деле" моложе Александра Македонского на три столетия. Он считает, что для его читателей такие географические привязки привычны и понятны.
В войске Александра - Искандера тоже богатыри со всей Азии. Медаин - это Ктесифон, столица Мидии. Йемен - счастливая страна - юг аравийского полуострова. Чин - это Китай. Мазендаран - южный берег Каспия. Истахр - это Персеполь, столица Фарса времён Ахеменидов, Рей - это древний город на месте нынешней столицы Ирана Тегерана. А где же, кстати, была столица самого Искандера? Ныне полагают, что в Вавилоне, но иногда говорят, что в иранском Исфагане, который был в XVII веке столицей шаха Аббаса…

Армения, Миср (Египет), Юнан (Иония в восточном Средиземноморье) тоже были подвластны Искандеру. Наконец, в его войске сражаются франки; так во времена Низами - Навои называли на Востоке всех европейцев. Кстати, в текстах отмечены высокие шапки у воинов Искандера.
Противостояние с русскими происходит уже после побед Искандера над Дарием, Кейдом, индийским царём Фуром - Пором, и китайским царём. Далее в тексте поэмы Искандер называет своими союзниками против руссов тюрок, которые находятся "от хазарских высот и до Китайского моря". Такое широкое распространение тюрок, видимо, является поэтическим преувеличением, но понятно, что тюрки и русы это не одно и то же.
Здесь самое интересное - сравнение Руси с Мисром, то есть с Египтом, которое можно понять только в свете Новой хронологии.

Л.А. Лелеков в книге "Искусство Древней Руси и Восток" [7] примерно такими же красками, как у Низами, описывает половецкие орды, которыми зачастую командовали русские князья. "Половцы в окованных медью лубяных наголовьях и плоских ближневосточных шлемах, которые на Руси звались мисюрками - от арабского слова Миср, то есть "Египет", в легких кольчугах, с дальнобойными составными луками, сплошь покрыли приднепровские холмы у Киева. Надетые поверх доспехов нарядные чапаны светились сквозь сизую пыль, точно зловещие цветы на бранном поле".

"Ос и Рус" у Низами - это осетины и русские. Конечно, русское войско у Низами во много раз большее, чем у Кутузова в 1812 году. И добыча, захваченная Искандером у русских, не просто огромная, а превосходящая все сравнения. Откуда у побеждённых скотоводов и кочевников лалы и жемчуга, под которыми сгибаются спины верблюдов Искандера?! Было бы странно, если бы у Низами - подданного восточного царя - эта битва окончилась по-другому. О сражениях русских отрядов в Закавказье известно и от Льва Диакона, и из арабских источников, и из "иудейско-хазарской переписки" [13]. В них предполагается, что русский князь Игорь не был привязан древлянами (которых в летописях называют германцами) к верхушкам двух деревьев и разорван пополам, а погиб в сражениях с мусульманами в Закавказье возле города Бердаа (в Карабахе). После его гибели во главе русов и встал Кинтал, которого смог победить только Александр Македонский…

Е.П. Савельев в книге "Древняя история казачества" [14] приводит сообщения автора IX-X веков Аль-Масуди о том, что в 812 году руссы на пятистах кораблях по сто человек на каждом вошли из Волги в Каспийское море и произвели страшное опустошение на его берегах. В 909 году шестнадцать русских кораблей появились у Абесунга, тоже на Каспийском море (Мухамед Хассан. "История Табаристана"). О руссах, обитающих при устьях Дона и в дельте Кубани, писали Касум и Ибн-Даст. Эти руссы занимались там мореходством и пиратством [14].
Во времена самого Низами в памяти народов Кавказа были битвы с русами, хазарами и аланами при их нападении на Берду, древнейшую азербайджанскую столицу.

В сражениях с народами Востока русские побеждали далеко не всегда. Из грузинских летописей известно, что под стенами Баку с русскими сражались в 1174-1175 годах три известнейших владыки: византийский император Андроник Комнин, грузинский царь Георгий III и ширваншах Ахситан. Иранским поэтом Хакани эти средневековые победы над русами признавались более значительными, чем подвиги Александра Македонского, по легенде, некогда одолевшего в этих местах Гога и Магога [7].

Из "иудейско-хазарской" переписки известно о сражениях с русами в X веке императора Македонской династии Романа. Царь Русии Хельг "…воевал против Константинополя и македоняне осилили его. И постыдился Хельг вернуться на родину, и пошёл морем в Персию, и пал там" [13]. Здесь под Персией, наверное, понимается современная Турция. Известно, что в Средние века византийцы называли турок "персами" [64]. Также в X веке сражался с русами другой Македонский император - Иоанн. Ибн-Хаукаль пишет, что русский князь Святослав, разгромив город Булгар, отправился затем в страну Рум (Византию) и в Испанию. Однако пришёл он в Мисию, захватил Филиппополь, где лютовал и зверствовал. Оказывается, за набег на Мисию Святославу обещал награду предшественник Иоанна император Никифор. Иоанн призвал Святослава не воевать, а получить эту награду и удалиться в свои области и к Боспору Киммерийскому, но, не получив согласия, стал готовиться к войне. В боевых действиях против Святослава македонский император Иоанн использовал античную фалангу и "отряд бессмертных", как за полтора тысячелетия до него это делал Александр Македонский…

Современные историки стесняются включить в учебники поход Святослава в Испанию, потому что современная Испания уж очень далеко от Руси и потому, что возникла она, как государство, в конце XV века в результате династической унии Кастилии и Арагона. Но, может быть, автор имел в виду другую Испанию, которая размещалась где-нибудь в Малой Азии, недалеко от Андалузии, которую, согласно комментариям к поэме Фирдоуси, помещали в X веке как раз в районе турецкой Антальи? Тогда имеет смысл требование Иоанна к Святославу убраться за Боспор, но не за киммерийский Боспор, а за константинопольский Босфор. Это отнюдь не гипотеза автора "Новой географии" В.В. Макаренко [60], это география по Фирдоуси. Да и у Страбона древние скифы воевали в этих краях.

В средневековых иранских источниках (Наджиб Хамадани, Закария ал-Казвини, Абул Муайад Балхи) при описании "диковинок сотворённого и редкостей существующего" Русь обычно упоминается как далёкая северная страна. Одновременно там упоминаются деяния Зу-ль-Карнейна - Искандара - Александра Македонского.
___________________________________________
К Части 2: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1683726.html
Электронный альманах Арт&Факт №4, 2006,
http://artifact.org.ru/content/view/205/4/

аристотель, история, симург, иран, гамаюн, россия, искандер, литература, хазары

Previous post Next post
Up