В лучшие свои годы СССР добывал железной руды в 4 раза больше, чем США, выплавлял чугуна в 2,5 раза больше, стали почти в 2 раза больше, в 1,5 раза больше удобрений. В 1975г. СССР произвел гигантское количество тракторов: 550 тысяч штук
; США в этом же году призвели тракторов ровно в 2 раза меньше. Но вот парадокс: урожайность зерновых в СССР составляла около 16 центнеров с гектара в среднем по стране и 5-6 центнеров на героически поднятой целине. В РСФСР же и того меньше: 13 центнеров, а в 23 российских регионах не превышала 10 центнеров с гектара.
Много это или мало? Да это ужас просто... Средняя урожайность зерновых и зернобобовых культур в мире в целом достигла 28 центнеров с гектара, в США - 45, в странах ЕС - 55, в Германии - 62, в Финляндии - 34 центнеров с га, а в Швеции - 44 центнера с га. Кто не знает, где находятся Финляндия и Швеция, и где Россия, посмотрите на карту и выясните это для себя. Это для тех, кто списывает результаты социалистического хозяйствования на климат и “рискованное земледелие”.
Только чему удивляться, если, согласно данным, опубликованным еще в брежневские времена в открытой печати, среднее время работы новой советской сельскохозяйственной техники после выхода в поле до первого ремонта составляло аж 40 минут, о чем в свое время даже “Литературная газета” не раз писала.
Свалка нерабочей техники - типичная картина для любого колхозного машинного двора
Советские люди очень гордились своим машиностроением. Однако не все знали, что в 1988 году 62-63% советского машиностроения составляла военная техника, 32% - станки и оборудование и только 5-6% - потребительские товары. Металл шел на танковую броню, бронетранспортеры и пушки, а не на холодильники и автомашины. Один из советских ученых-экономистов как-то выразился в кулуарах: “В СССР нет народного хозяйства. В СССР есть подсобное хозяйство при военной части”. Многие прекрасно помнят, как хронически больным колхозам помогали всем миром: школьники, студенты, НИИ, военные. Армия традиционно проводила целые войсковые операции, как будто в советских селах шла война: формировала специальные части, комплектовала личным составом и техникой, и отправляла в села на уборку урожая.
Есть чем заняться советским воинам вместо боевой подготовки
Попробуем определить уровень экономики нестандартным путем: по отходам производства. Логика предложенного критерия проста: уровень жизни людей определяется их потреблением. А всё, что мы реально потребляем, рано или поздно превращается в бытовой мусор. С другой стороны, промышленное потребление характеризуется объемом промышленных отходов. Поэтому экономическую эффективность цивилизации можно характеризовать отношением объема бытовых отходов к общему объему отходов, составляющему сумму бытовых и производственных отходов. “Идеальная цивилизация” имела бы индекс отходов равный единице (всё идет в дело, отходы только бытовые). Абсолютно неэффективная - имела бы значение индекса, равное нулю (всё идет в промышленные отходы, все в поте лица трудятся, но ничего не потребляется). С помощью введенного индекса был проделан сопоставительный анализ целого ряда стран. Результат оказался впечатляющим: индекс отходов для развитых стран оказался сосредоточенным в весьма узком диапазоне от 0.19 для Японии до 0.26 - для Великобритании. В столь же узком диапазоне оказался также индекс отходов и для социалистических стран. Только был он на порядок меньше: для СССР в 1985, например, индекс отходов по данным Минприроды, оказался равен 0.022. Для Польши - 0.023, и т.д. В качестве эталонного года был выбран 1985 год - последний год доперестроечной эпохи.
Смысл этих чисел можно понять следующим образом: чтобы изготовить 1 кг чего-то реально полезного людям, развитые капиталистические страны отбирают у природы 4-5 килограммов ресурсов. То есть КПД развитых стран составляет около 20%. При плановой социалистической системе хозяйствования ради того же килограмма полезной продукции отбирается на порядок больше - 40 килограммов! Но ведь чтобы переработать в десять раз больше ресурсов, нужны, грубо говоря, и в десять раз большие затраты общественного труда. “КПД” социалистических стран - несколько больше 2% - то есть, в три-четыре раза ниже, чем у паровоза.
И так буквально во всем. Например, затраты лесных ресурсов на производство 1 тонны бумаги в СССР были в 6 раз выше, чем в развитых странах. Сейчас ситуация чуть-чуть улучшилась и по ряду оценок эти затраты теперь выше западных “только-то” в четыре раза. А потребление воды промышленностью СССР на единицу конечной продукции было в 30 (!) раз выше, чем в развитых странах.
Здесь было Аральское море...
Но, главное, что определяло столь чудовищно нерациональную экономику - это так называемые “диссипативные циклы”. Что такое диссипативный цикл в экономике можно понять из следующего классического примера: экскаваторы добывают железную руду. Из железной руды выплавляется железо. Из произведенного железа делаются станки и материалы, с помощью которых делаются экскаваторы, которые... добывают железную руду. В конечном итоге, отвалы растут, экскаваторы и станки ломаются и находят свое место на кладбище.. И все при деле - геологи, экскаваторщики, металлурги, машиностроители. А результат - нулевой. “Потеть” как американцы, а жить в домах с дощатым туалетом и маяться в очередях за колбасой - это и есть цена плановой экономики.
Впрочем, неэффективность советской экономики специалистам была ясно давно. В 1973 году большая группа ученых из разных институтов АН СССР, под руководством президента АН СССР М.В.Келдыша и вице-президента АН СССР В.А. Котельникова подготовила эпохальный документ, мало известный широкой публике: “Комплексную программу развития СССР до 1995 года”. Документ включал 12 томов под грифом “Для служебного пользования” и три “совершенно секретных” тома, не рассекреченных до сих пор. Однако и “полуоткрытые тома” программы содержали совершенно потрясающую информацию для размышления:
- Окружающая среда: в результате эрозии и отсталых сельскохозяйственных технологий утеряны 25% уникальных черноземов.
- Крупнейшая водная артерия Европейской части СССР - Волга - превратилась в 15% раствор неочищенных сточных вод. Еще хуже положение со многими малыми реками и водоемами.
- В результате масштабного использования ДДТ, промышленных выбросов, ядерных взрывов в Семипалатинске и на Новой земле значительная часть территории загрязнена тяжелыми металлами, радиоактивными изотопами. Исследования показали, что в среде тех, кто попал в зону загрязнения радиоактивными выбросами от ядерных взрывов, число генетических мутаций удвоилось.
- Сельское хозяйство. Потери в сельском хозяйстве составляли в СССР около 25% уже убранного урожая. При этом вот что поразительно: всего 1% процент земли (не лучшей земли, а худшей!) находящейся под приусадебными участками давал не только пропорциональную долю зерновых - 1%, но еще и 70% (!!!) овощей и картофеля, производимых в стране, что лишь подчеркивало системный характер проблемы.
- Труд и человек. Доля физического труда превышала аналогичную долю в развитых странах в 10 раз. Скрытая безработица в СССР, по оценкам специалистов (д.э.н. Татьяна Карякина), достигала 30%. Продолжительность жизни в России достигла своего максимума в 1969 году, после чего начала сокращаться. Соответствующие данные, которые до того публиковались во всех статистических справочниках были засекречены и исчезли из открытых источников вплоть до начала перестройки.
- Потребление. В крупных городах - Москве, Ленинграде без малого половина населения продолжала жить в коммунальных квартирах - порождении революции и последовавшей индустриализации. Не позволило решить эту проблему даже массовое жилищное строительство, начатое еще Хрущевым. Многие десятки миллионов людей продолжали жить в домах без минимальных удобств: без канализации, с печным отоплением, и т.д. Телефонизация страны была поразительно низкой. Во множестве населенных пунктов, прежде всего в сельской местности, телефонов не было вообще или были считанные единицы. Но и больших городах - Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске - телефон был далеко не у каждой семьи.
Из 1700 проверенных потребительских товаров в начале 70-х свободно можно было купить в магазинах лишь несколько десятков. Формально цены на продукты (например, на мясо) даже после хрущевского повышения оставались низкими. Однако двухрублевое мясо и пресловутая колбаса по 2 рубля 20 копеек встречалась только в Москве. Сложилась “маятниковая” система закупки товаров населением. Жители областей, примыкавших к столичным городам вынуждены были их регулярно посещать, чтобы удовлетворить свои потребности. Это создавало опасную неустойчивость: в столичные города, особенно в Москву, приходилось стягивать все большие и большие потоки потребительских товаров, что еще больше оголяло остальную страну.
Монополизация советской экономики достигла чудовищных степеней. Около 80% наименований продукции производились на одном-двух предприятиях. Единственным в стране производителем швейных машин являлось ПО "Подольскшвеймаш", бытовых кондиционеров воздуха - П/О "Баккондиционер", и т.д. Сверхмонополизация приводила к тому, что 85% внедренных изобретений использовались лишь в рамках одного предприятия, 14,5% - на двух и только 0,5% изобретений были внедрены на 3-5 предприятиях.
С 1963 года СССР становится крупнейшим импортером зерна.
И это несмотря на распашку целины, которая несколько отсрочила продовольственный кризис, дамокловым мечом висевший над страной еще с первой половины пятидесятых, когда Председатель Совета министров Г.М. Маленков вынужден был опустошить стратегические запасы страны, чтобы предупредить надвигающийся голод. С началом массового импорта зерна продовольственная безопасность страны оказалась под угрозой.
Бичом народного хозяйства стали приписки, особенно в строительстве, работах по ремонту инфраструктуры, в сельском хозяйстве и государственной статистике, вынужденной представлять ситуацию в приукрашенном свете и пользовавшейся, к тому же, искаженными данными.
Как почти полный провал можно охарактеризовать и развитие электроники. Так, например, в конце восьмидесятых в СССР производилось только 1.8 миллионов чипов, из которых более половины шло на военные нужды, тогда как США производили без малого 20 миллионов чипов. На военные нужды в США шел примерно тот же миллион чипов, что и в СССР, но остальные 19 миллионов шли в гражданские отрасли, что и определило мнение экспертов, что СССР отстал в электронике навсегда...
Если еще какое-то хозяйство, кроме военного, и процветало в СССР, то это было дачное хозяйство, ставшее отличным подспорьем для людей в преодолении продуктового дефицита
Источники:
Комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на перспективу до 2000 года.
http://ecfor.ru/publication/kompleksnaya-programma-nauchno-tehnicheskogo-progressa-sssr/ "О сельском хозяйстве, программах и госплане" (из рабочих записей начальника подотдела экономики в отделе сельского хозяйства Госплана СССР Краснопивцева)
http://velib.com/read_book/krasnopivcev_aleksejj_alekseevich/zhazhda_spravedlivosti_politicheskie_memuary_tom_i/glava_4_v_gosplane_sssr_1971_1988_gg/