Глазами очевидца (ч.1)

Feb 03, 2011 18:02

Определенные группы стремятся создать впечатление, что все вопросы в Южной Осетии в 1990 году решал Бандитский триумвират - нобилитет “обком и облисполком” - лидеры “народного” фронта “АН”- преступное сообщество “Ныфс”.
В этой связи большой интерес для исследователей истории Южной Осетии представляет интервью historian_rso с Джуссоевым Родионом Иналовичем, кандидатом экономическим наук, доцентом, на момент событий молодым человеком (24 года) начальником планово-экономического отдела Союза потребительских обществ Юго-Осетии и сопредседателя демократического союза молодежи Юго-Осетии “Авзонгад”.
Данное интервью примечательно тем, что перед нами свидетельство из первых рук члена Исполкома Республики с 16 октября (даты избрания Кулумбегова Тореза председателем исполкома и назначения выборов) по 11 декабря (даты проведения первого заседания Верховного Совета, избрания нового правительства). Джуссоев Родион является автором положения о выборах - по результатам которого, впоследствии была сформирована вся система легитимной власти Республики Южная Осетия.
Интервью представляет собой яркий пример безупречной фактологии в изложении событий тех лет, раскрывающий, в частности, некоторые секреты политической кухни в высших эшелонах власти при принятии важнейших политических решений.
Интервью развенчивает миф о том, что лидеры движения “Адамон ныхас” имели непосредственное отношение к провозглашению Республики, и организации выборов в Верховный Совет Южной Осетии 1-го созыва, заложивших основы государственности Южной Осетии. По ходу интервью выяснились интересные подробности поведения Чочиева при провозглашении республики, в период между сессиями 20 сентября и 26 октября, при обсуждении положения о выборах, а так же его избрания на долность 1-го заместителя Кулумбегова.
Историк - Хотелось бы вспомнить с Вами события осени 1990 года - судьбоносные для народа Южной Осетии - Провозглашение Республики 20 сентября, избрание первого демократического Правительства 26 октября и Выборы в Первый представительный орган Власти Республики 9 декабря.
Не могли бы Вы прояснить для меня некоторые вопросы, связанные с выборами которые состоялись 9 декабря 1990 года в Верховный Совет нового национально-государственного образования - Республики Южная Осетия.
Родион: Если вспомнить события тех лет - период после апреля 1989 по октябрь 1990 года то всей мыслящей и патриотично настроенной общественности было ясно, что высший орган власти в Южной Осетии (тогда еще автономной области в составе Грузии) Облсовет народных депутатов не справлялся с возлагавшимися на него обязанностями - он никак не реагировал на открытые проявления грузинского фашизма: не буду их все здесь подробно перечислять, они всем хорошо известны - это и пресловутая концепция гостей - «чеми мицъа», и языковая политика (перевод всего делопроизводства на грузинский язык), и демографическая политика (предложения направленные на ограничение рождаемости среди негрузинского населения), и религиозная (проклятия патриарха исключительно в адрес тех, кто убьет грузин) и т.д. и т.п. Меня как экономиста (на тот момент я возглавлял планово-экономический отдел Облпотребсоюза) помимо выше перечисленного заставили обратить на себя внимание установки из программы социально-экономического развития ГССР о том, что отныне экономика Грузии должна работать исключительно на благо грузинского народа (т.о. нам предлагалось рабство в НЕ прикрытой форме!). И это были не пустые декларации. По требованию грузинских т.н. неформалов ВС и Правительство ГССР создали фонд по финансированию строительства домов для грузин (пострадавших от снегопада в Сванетии и наводнения в Аджарии и всех желающих) почему-то именно в местах компактного проживания НЕ грузинского населения. И самое интересное - в этот фонд в принудительном порядке зачислялись все НЕ освоенные средства на капитальное строительство, заложенные в бюджетах всех уровней. Нам НЕ выделяют стройматериалы для освоения выделенных средств, а как только средства забирают, то сразу появляются и стройматериалы для строительства домов для грузин-мигрантов из внутренних районов Грузии на территории Южной Осетии.
Однако власти Южной Осетии - ни Обком КПГ, ни Облисполком, ни Облсовет - никак не реагировали на происходящее. Да Областной совет и не мог оперативно реагировать. Ведь в условиях советской политической системы у него не было ни своего председателя, ни своего аппарата! Да и тот - тогдашний состав областного совета был сформирован лет за 5 до описываемых событий, в эпоху застоя, когда никаких выборов не было и в помине, а было, как известно голосование. Процентов на 40 он состоял из представителей партийно-советской номенклатуры («страшно далеки они от народа»), остальные депутаты вошли в него по разнарядке: рабочий, доярка, инженер, ученый, писатель и т.д.
Выход был только один - повышения статуса Южной Осетии до республиканского уровня и проведение свободных выборов в новый представительный орган власти. Попробовали начать с уровня автономной республики - получили под видом «мирного» митинга марш устрашения.
В следующем 1990 году официальные власти ГССР и лидеры неформальных движений еще больше накалили ситуацию вокруг негрузинского населения и автономий. На этот счет, как Вы знаете, опубликован обширный материал.
Единственное решения для создания правовых гарантий безопасности населения Южной Осетия было провозглашения республики в рамках Союза ССР, что и было сделано на сессии Облсовета 20 сентября.
И.: На сессии было принято решение по формированию комиссий по разработке закона о выборах и конституции республики.
Р.: Да в их состав было включено по 10-12 т.н. юристов, но эти комиссии так к работе и не приступили.
И.: Почему?
Р.: Когда у человека нет гражданской позиции …. Помните как у Н.А. Некрасова «Поэтом можешь ты не быль, но гражданином быть обязан». В нашем случае - юристом. Вместо работы над данными решениями власти затягивали время - 28 октября в Грузии должны были состояться выборы ВС, и готовили народу сюрприз - письмо от Рафика Нишанова, тогдашнего зампредседателя ВС Союза ССР.
И.: Простите?
Р.: Рафик Нишанов - комичный персонаж с подленьким нутром, оно и понятно партийный функционер - даже и не думал выносить обращение сессии Облсовета на пленарное заседания, направив ответ от собственного имени. Письмо поступило утром следующего дня после избрания Тореза председателем Исполкома. А через день состоялись выборы в ВС Грузии на которых блок "Круглый стол- Свободная Грузия" Гамсахурдиа получил более 50% голосов. Есть повод посеять панику среди населения, заразить людей вирусом неверия в дело защиты наших прав и завоевания свобод.
И.: Торез включил и Вас в состав своего Правительства.
Р.: Да. Я выступил на сессии с проектом выборного положения, представленном от имени ДСМ «Авзонгад» и пакетом документов к нему. После перерыва Торез неожиданно для меня предложил мою кандидатуру в качестве члена Исполкома.
И.: Почему именно «Авзонгад» выступил с проектом данного правового акта? Ведь были сформированы комиссии куда представители «Авзонгад» не вошли.
Р.: В том-то и дело, что никто и не думал разрабатывать ни выборное законодательство, ни проект Конституции. Ындр мт с на уыди. Вы понимаете по-осетински?
И.: Ну да, конечно. Больше им делать было нечего.
Р.: Вот именно. Это же партийные функционеры. Еще в августе сессия Облсовета работу Исполкома Совета народных депутатов в сложной общественно-политической обстановке 1989-1990 годов посчитала в целом крайне неудовлетворительной и потребовала отставки его тогдашних членов. Они до сих пор называют события того периода революцией.
И.: Чочиев Алан пишет о Санакоеве Мурате, который и игривые предложения вносил и все сделал как надо - Облсовет и республику провозгласил и выборы назначил на декабрь. Разрешите цитату из ноутбука:
«Сессия сделала все как надо: с Мурадом Санакотэ я обсудил заранее важные детали и он - действительно аппаратный чиновник высшей квалификации - внес еще и одно игровое предложение. Чтобы не создавать впечатления, что к проведению сессии облсовет вынудили нэхасовцы, нам не надо особо активничать на самой сессии. С этим я сразу согласился: на основании законов СССР о выходе союзной республики из состава СССР от 3-го апреля, и закона о Центре и Субъектах федерации от 26-го апреля 1990-го, ввиду упразднения автономной области в ГССР решением ВС 20-го июня 1990-го, Облсовет депутатов объявил Юго-Осетию Демократической Республикой в составе СССР! И назначил на декабрь выборы депутатов в ВС Республики Южная Осетия.(!)»
Р.: Неужели Алан полагает, что не осталось очевидцев тех событий. Такая интерпретация рассчитана на дилетантов из Северной Осетии, беженцев из Грузии и молодежь 20-25 лет от роду. Достаточно посмотреть документы: Республика была провозглашена 20 сентября, а выборы назначены 26 октября. Республика провозглашена по предложению Тореза к чему ни Чочиев, ни партхозактив оказались не готовы, а выборное положения, по которому дата выборов выпадала на декабрь, представлено ДСМ «Авзонгад», и к этому ни партхозактив ни Чочиев Алан никакого отношения не имеют.
Про провозглашение республики, если позволите, мы еще поговорим, а сейчас хотелось бы непосредственно про Положение о выборах, раз уж о нем зашла речь.
После провозглашения республики недели через две ко мне пришел расстроенный Роберт Бетеев, и сказал, что никакой работы ни над проектом выборного закона и конституции нет. Комиссии не собираются, хотя скоро сессия (был установлен месячный срок на их разработку), на носу выборы в Грузии, и никому нет до этого дела. Он застал лишь одного секретаря Исполкома Кокоева Ивана Елиозовича (единственный совестливый человек из этих комиссий), который, в меру своих сил, пытался на основе закона ГССР о выборах в Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области составить что-то новое, меняя в тексте «областной Совет народных депутатов» на «Верховный Совет».
Стало ясно, что если мы оставим этот вопрос на откуп «аппаратных» функционеров, то никаких выборов просто не будет. Республика окажется на бумаге и повторится ситуация 20 года, когда провозгласили и ВСЕ! Для защиты нового статуса Юго-Осетии необходимо было создать сильную дееспособную власть, которая бы опиралась на доверие народа. А такое было возможно только посредством проведения свободных выборов в высший орган представительной власти, который и формирует правительство.
Будучи двумя сопредседателями «Авзонгад», мы решили представить проект от имени нашей организации, как альтернативный облисполкомовскому. Я сказал Роберту, что разработаю законопроект, но он должен быть вынесен на сессию, и не будет предоставлен комиссии, члены которой, ни к чему не способны, и на которой наш проект задемогогят. А надо было спешить, потому, что до выборов в ВС Грузии оставалось чуть более 3 недель. То, что «звиядисты» получат большинство, не было никакого сомнения, а «программа» Гамсахурдия слишком хорошо известна.
И.: Вы взяли за основу Закон по которому избирался ВС Грузии.
Р.: Конечно мы не посягали на основы избирательного права, такие как равное, прямое, тайное голосование. Надо было найти тот закон, который отвечал нашим потребностям и внести в него необходимые, порой радикальные изменения. Проанализировав три закона: по выборам в ВС России, и два по выборам в ВС Грузии (один - отвергнутый оппозицией, другой по которому проводились выборы и который был разработан молодежной группой если не ошибаюсь «месаме даси»). После некоторых сомнений я решил остановиться на последнем варианте. Определяющим стали демократичность процедур и сроки выборов. Этот вариант был принят за основу. Впоследствии это сильно раздражало партийных и советских функционеров, которым не нравилось определение «член» Верховного совета и они настояли на замену его словом «депутат», как будто это что-то меняло. Негр он и в Африке негр.
Мне же предстояло решить сложные задачи, связанные с процедурой формирования высшего органа власти в Республике Южная Осетия.
1-й вопрос наиболее сложный - время, отводимое на выборы. Выборы необходимо было провести как можно ближе к грузинским, чтобы не дать врагу опомниться, утвердиться во власти. В идеале процессы формирования новых органов власти и управления в Южной Осетии и Грузии должны были идти параллельно. Необходимо было извлечь уроки из событий 20 года, когда государственная машина Грузии буквально раздавила нашу новую власть. Задача - не дать время Гамсахурдиа на раскачку для реализации своего обещания «вымести осетин как мусор за Рокский тоннель». Сессия должна была быть назначена на 20-е числа за 3-4 дня до грузинских выборов. Нельзя было оставлять Южную Осетию с этой безыдейной с позволения сказать «властью» перед лицом такого подлого и опасного врага как грузинский фашизм. Мы и так уже потеряли много времени.
До и пост перестроечные избирательные законы отводили на организацию выборов около 4,5 месяцев. По проекту, который представил Облисполком выборы должны были пройти в начале марта 1991 г. Вы представляете себе ситуацию? 11 ноября Гамсахурдиа избрали Председателем ВС. Вся власть в Грузии в это руках и у него ровно 4 месяца. Против него временный исполком Республики и Облсовет с просроченными полномочиями и еле-еле собираемым кворумом (очевидцы хорошо помнят), который эту республику провозгласил. Организация и проведения выборов - тонкое дело. Один такой «месячник», который они устроили с 6 по 27 января 1991 года в г. Цхинвал и селах Южной Осетии и о проведении выборов, и о самой республике можно было забыть навсегда. Таков был замысел - зачем выступать против республики в открытую, когда ее можно уничтожить тихой сапой при помощи грузинских нацистов, затем заявить, что все решения навязывались со стороны Торезом и экстремистами из «Адамон ныхас» взбаламутившими народ и сформировать собственную власть коллаборационистов.
Выборы в Верховный Совет республики были еще и формой референдума - народной поддержки нового статуса Южной Осетии. Одно дело депутаты в зале с просроченными полномочиями, часть которых скрепя сердце голосовала «за», другое дело массы народа, с энтузиазмом избирающие власть собственного нового государственного образования. В первых выборах приняло участие под 72 % всех лиц имеющих право голоса на территории бывшей Юго-Осетинской авт. области, проголосовавших за новый статус своей родины. Это были самые демократичные выборы в истории Южной Осетии и больше подобных в обозримой перспективе уже, на мой взгляд, не будет. Полная свобода при выдвижении, регистрации, организации встреч с избирателями, программ кандидатов, по 10-12 человек на одно место.
Вот вам и волеизъявление против которого не поспоришь. Таким образом, решение сессии Облсовета о провозглашении республики получило подтверждение в народе и поддержку этого народа, зафиксированную юридически и документально в протоколах участковых и окружных избирательных комиссий. И поддержку всенародную. Выборы состоялись на всей территории за исключением 7 округов с преимущественно грузинским населением, и то в этом я вижу слабую работу Центризбиркома во главе с Чочиевым Борисом.
И.: Как могло получиться, что этот партийный функционер - инструктор обкома партии получил столь ответственное назначение?
Р.: Я отвечу и на этот Ваш вопрос, а сейчас по порядку.
Грузинский закон предусматривал проведение выборов в трех месячный срок. Но и это был слишком долгий период. Мне пришлось максимально ужимать сроки формирования окружных, участковых комиссий, процедур выдвижения и самовыдвижения, регистрации и предвыборной агитации кандидатов. Т.о. я смог уложится в 1,5 месяца. Никогда и нигде в постсоветском пространстве выборы не проходили в столь сжатые сроки. Но здесь уже заслуга Роберта Бетеева и всех ребят - они провели титаническую работу по организации выборов. Я взялся за это дело только под твердые обещания мощной организационной поддержки, и она была обеспечена, несмотря на то, что во главе ЦИКа был поставлен отъявленный негодяй, но к этому мы еще вернемся.
Итак, сроки были установлены - на каждую процедуру отводилось от недели до двух недель.
Т.о. выборы выпадали на 2-е или 9-е декабря. Все зависело от даты проведения сессии, и это мог быть любой день недели, а выборы, и такова была практика, которая соблюдается до сих пор, практически во всех странах, назначались исключительно на воскресенье.
Мной был подготовлен проект постановления о дате выборов.
2-й не самый сложный вопрос - количество мест в Верховном совете, которое необходимо было сократить. Оптимальным я считал число 36, но такое резкое сокращение - со 140 - в 4 раза, могло только повредить делу. Поэтому я решил остановиться на промежуточной цифре 75 мест. В этой связи предстояла нарезка новых избирательных округов. Выборы проводились исключительно по мажоритарной системе (одномандатные округа), хотя уже была введена практика проведения выборов по пропорциональной системе, и грузинский закон также это предусматривал. Но я отказался от этого по двум причинам, хотя было бы очень интересно и мы бы увидели как в Грузии реальную поддержку в народе партийных функционеров и неформалов от «Адамон ныхас» и поддерживающих их организаций. Но во-первых - это было непривычно нашему избирателю (сразу два бюллетеня) и способно было внести сумятицу, лишний ажиотаж, а на кону был важный вопрос - и надо уметь отделять первичное от вторичного; и во-вторых - введение пропорциональной системы потребовало бы введения процедуры предварительной регистрации для общественно- политических организаций и их блоков, что отодвинуло бы дату выборов минимум на две недели, а то и на месяц, и еще не известно, что бы из этого получилось.
3-й вопрос который предстояло решить - кто имеет право выдвигать кандидатов. Развитие политических процессов в эпоху перестройки вело к тому, что при появлении процедур самовыдвижения и выдвижения посредством инициативных групп из данного процесса исключались трудовые коллективы. Мы не могли на это пойти, учитывая огромную роль, которую сыграли стачечные комитеты в нашей национально-освободительной борьбе. Это было бы нечестно и по отношению к коллективам учреждений образования и медицины. Энтузиазм был огромный - практически не осталось ни одного коллектива, в котором бы не прошли предвыборные собрания по выдвижению кандидатов в Верховный Совет.
И.: Да, сколько нюансов предстояло Вам разрешить.
Р.: Дальше еще интересней. Грузинский закон право выдвижения кандидатов предоставил исключительно общественно-политическим объединениям граждан, а не общественным, как союзное законодательство. В этом был свой резон, и я хотел сохранить данную норму, полагая, что «Адамон ныхас» является таковой. Но т.к. я никогда не видел Устав, то для большей уверенности попросил Роберта выяснить это в «Адамон ныхасе». Ответ Роберта, о том, что со слов А. Чочиева «Адамон ныхас» зарегистрирован в качестве общественной организации, меня честно говоря, озадачил. Лично моя деятельность была направлена на поддержку всех демократических процессов в Южной Осетии в целом и «Адамон ныхас» в частности. Такую же позицию я отстаивал в ДСМ «Авзонгад». И мы с Робертом оказали этой организации довольно значимую помощь, не будучи ее членами, как сочувствующие, когда в движении сложилась достаточно острая ситуация.
И.: Не могли бы вы прояснить, что имеется в виду?
Р.: Очевидцы событий тех лет помнят, как в Цхинвале появился предатель Газзаев Валера, один из бывших лидеров этой организации, который хотел воспользоваться отсутствием Чочиева Алана и захватить лидерство в организации. Алан отсутствовал длительное время и конечно в работе «Адамон ныхас» уже не было прежнего динамизма. Активисты были несколько растеряны: народ еще не отошел от событий ноября 1989 г., а в Грузии нацисты все больше крепчали. Работа в «Адамон ныхас» приняла вялотекущий характер, а Обком и Облисполком как обычно бездействовали. Вот этой ситуацией и хотел воспользоваться Газзаев, который обещал вернуть в движение прежнюю энергию. Сторонники Газзаева, не признававшие кулуарную смену председателя, атаковали собрания требуя провести съезд и переизбрать все руководство. Сторонники Алана Чочиева как могли, сдерживали напор, стремясь, оттянуть время до его приезда, но они не могли внятно ответить на вопрос где лидер организации и в чем причина его столь длительного отсутствия. В связи с тем, что координационный совет во главе с Харебовым Леонидом на каждом собрании назначал конечные даты, когда он определится со съездом, но не сдерживал обещания, страсти все более накалялись. Дело дошло до альтернативного съезда, на потеху публике и партийном функционерам. Ситуация сложилась критическая, дальше затягивать решение вопроса уже не было возможности и в этой ситуации я предложил провести съезд в два этапа.
На первом этапе: начать работу съезда без Чочиева - главное дать людям высказаться как по общественно-политической ситуации в и вокруг Юго-Осетии, так по работе движения (вопрос который педалировали недоброжелатели - это куда делись деньги собранные для «Адамон ныхас»), создать рабочие группы для обобщения предложений и выработки резолюций съезда и подготовить предложения по составу руководящих органов. А сами резолюции, заявления другие решения принять не с ходу, так сказать с колена, а на втором этапе, который провести недели через две, тогда же избрать и новое руководство. А пока готовиться к съезду. На подготовку уйдет много времени - это различные оргвопросы: главный из которых - выбор делегатов. В «Адамон ныхас» не было организационного оформления членства и предстояло решить - как избирать делегатов. Было решено, что в коллективах, группы людей, разделяющих программные установки и цели движения, проведут собрания и изберут делегатов, а протоколы собраний представят в оргкомитет.
Чочиев дал добро, о принятом решении объявили народу и страсти сразу улеглись - все занялись подготовкой к съезду, где «Авзонгад» провел так же большую работу: все что касается оформлению сцены и приведению в порядок зала собрания легло на Бетеева Роберта.
И.: Для меня странно, что ни Алан, ни Ахсар не вспомнили об этом, когда речь зашла о Вас с Бетеевым. Ахсар вспомнил о Вас лишь в связи с участием на съезде Конфедерации Горских народов, ни слова не упомянув, ни о вашей роли при проведении съезда «Адамон ныхас», ни о вашей совместной работе в Правительстве.
Р.: Наверное, так удобней. Что сказать - из песни слов не выкинешь.

1989–92, Южная Осетия, persons

Previous post Next post
Up