Часть II. Исторические тезисы.
Принято считать, что город Киров был основан в 1181, а первое упоминание о нём датируется 1374 годом. В 2011 году город отмечал юбилей 830 лет. Из этого времени: 323 года город назывался Хлыновым (с 1457 года по 1780 гг.), 430 лет (с 1181 по 1457 и с 1780 и по 1934 гг.) город назывался Вятка, с 1934, т.е. уже 78 лет город носит название Киров. По крайней мере, так указывают нам официальные данные истории города.
Одним из главных тезисов за переименование города называют "восстановление исторической справедливости". Каково же реальное значение этого термина, сказать трудно. Поиск в сети не дал точного определения, однако больше всего, на мой взгляд, хороша следующая формулировка:
"Восстановление исторической справедливости, устранение искажений, иллюзий и лжи в истории (не только славянской) во взаимосвязях, БЫЛЬ, т.е. то, что было на самом деле, славянские сакральных знания и техники, восстановление исторической правды, что очень важно для восстановления родовых корней, родовых связей, чистки наших родов, пробуждения родовой памяти, соединения прошлого и настоящего." (
с)
Конечно очень сумбурная и размытая трактовка, но хотя бы сделана попытка внятно объяснить, что же это за понятие такое. Однако посмотрим на конкретных примерах, когда в современном мире используется термин "историческая справедливость"?
Вот, например, украинские националисты ратуют за справедливость, а
вот пример "работы" исторической справедливости в Латвии,
вот президент Саакашвили призывает к реализации "исторической справедливости" в Грузии. Примеров можно привести множество, но каждый из них целиком зависит от трактовки конкретных исторических событий одной из сторон, используя известные исторические факты для достижения вполне современных политических целей.
Точно с этих же позиций подходят к вопросу и радетели за переименование улиц в городе Кирове, рассказывая нам об истории улиц и призывая вернуть названия, которые были даны улицам ранее. При этом почему-то таковыми считают именно дореволюционные названия. Однако, начиная знакомится с
историей, выясняются странные обстоятельства. Оказывается, наши дореволюционные предки совсем не гнушались переименования существующих улиц. Так например, еще более старое название улицы Казанской - Хлыновицкая, улицы Московской - Бритовская, улицы Владимирская - Степчинская, улица Маклина - Бутырская - Надзасорная набережная и т.д. Город в течение своей истории неоднократно менял свой облик: горел, перестраивался, возникали и разрушались различные строения. Улицы назывались для удобства в честь расположенных на них церквей (Всехсвятская, Вознесенская, Преображенская) или других известных объектов (Луковицкая, Острожная, Пятницкая). Наши предки заботились, прежде всего, об удобстве названий улиц и не чурались обновлять их. Ведь не все же церкви, например, строились при основании города. Но значит ли это, что до появления той или иной церкви самой улицы не существовало? Стоит ли говорить, что сами размеры улиц росли, менялось их расположение. Так почему же сейчас нас призывают вернуть именно дореволюционные названия, ведь чаще всего не сохранилось ни церквей, ни других объектов, в честь которых эти улицы названы?
Сами "возвращатели исторических названий" вполне четко указывают настоящую причину: им неприятно ходить по улицам "убийц", "безбожников", "террористов" и т.п. Такими нелицеприятными эпитетами они награждают деятелей той, безусловно, спорной эпохи. При этом инициаторы переименований совершенно не интересуются, насколько приятно и удобно людям светским, атеистам, агностиками ходить по улицам, названным в честь уже несуществующих церквей.
Мне, на самом деле, не хочется касаться конкретных исторических фигур. Как правило, историю редко делают в "белых перчатках", у каждого были и заслуги, и поступки, за которые их вполне можно осудить. Но удивительно, что именно негативные факты биографий этих людей перед нами выпячивают, забывая указать, почему же они получили такой авторитет у наших предков, что в честь них они даже назвали улицы. Не расстрелами и терактами же они этого добились. Например, тот же Халтурин был видным деятелем народников "Северно-русского рабочего союза", создавал кружки рабочих как прообразы профсоюзов, призванных бороться за права трудящихся.
Но обратим внимание на то, что сторонниками переименований выступает не только часть православных граждан (далеко не все из них одобряют происходящее), но и видные чиновники городской и областной администрации. Иначе откуда бы взялась их столь бурная деятельность по продвижению в жизнь этого проекта? Многие из них, как, например, Черезов Илья Владиславович (начальник управления организационно-информационного обеспечения администрации г. Кирова) совершенно не скрывают своего мнения. Зачем же им, людям наверняка по большей части светским, новые "церковные названия улиц"?
А разве демонизация советского периода нашего истории это что-то новое в современной России? Конечно же, нет! Волна "возвращений исторических названий" катится по нашей стране, начиная с девяностых годов, когда многим городам "возвращали их исторические названия", уничтожали советские памятники, очерняли деятелей, часто оскорбляя и весь советский народ. Как "наследие тоталитаризма" были разрушены и многие объекты инфраструктуры, заводы, сельхозпредприятия, школы, детские сады...
В нашем случае налицо практически все признаки очередного витка "десоветизации", которой наш город дал конкретный ответ в двух референдумах о переименовании города. Но чёткое "нет" горожан, никак не повлияло на планы властей. Однако об этом процессе мы поговорим в следующей части статьи, посвященной будущему нашего города.
Часть 1 Топонимическая машина времени (I) Часть 3 Топонимическая машина времени (III)