Топонимическая машина времени (III)

Aug 22, 2012 10:52




Часть III. Проектные тезисы.

В третьей части статьи мы подходим к так называемым "проектным" тезисам. А, значит, мы с вами немного поговорим о будущем, точнее тех картинах будущего, которые символизируют собой две рассматриваемые концепции: Вятка и Киров.


Современные исследователи давно изучают глубокое суггестивное воздействие, которое оказывают на людей слова. Известный учёный-социолог Сергей Кара-Мурза пишет: "Язык как система понятий, слов (имен), в котоpых человек воспpинимает миp и общество, есть самое главное сpедство подчинения. «Мы - рабы слов», - сказал Маркс, а потом это буквально повторил Ницше. Этот вывод доказан множеством исследований, как теоpема. В культурный багаж современного человека вошло представление, будто подчинение начинается с познания, которое служит основой убеждения. Однако в последние годы все больше ученых склоняется к мнению, что проблема глубже, и первоначальной функцией слова на заре человечества было его суггесторное воздействие - внушение, подчинение не через рассудок, а через чувство. Это - догадка Б.Ф.Поршнева, которая находит все больше подтверждений."

Так или иначе, когда мы слышим разные названия, Вятка или Киров, у каждого из нас возникают различные эмоциональные ассоциации. Образ Вятки, сложившийся в нашем сознании за долгие годы, конечно же, мало общего имеет с реальной дореволюционной Вяткой. Удивительно точно описал его в своей статье Игорь Олин. Не зря пел капитан Врунгель: "Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт". Во многом это действительно так, в названии может быть заложен тот путь, по которому пойдёт будущее развитие. Однако давайте вернемся от образов к реальным концепциям будущего, стоящими за двумя названиями Вятка и Киров.

Образ Вятки изначально складывался как светлый и родной образ нашего прошлого. Купола церквей, ладные резные домики, народные промыслы, добрые отзывчивые люди - именно таким нам рисовали старую Вятку с малых лет. "Не всё, талантливо содеянное предками, сохранилось в облике на Вятке-реке, но то, что есть, мы храним как бесценный дар далёких вятичей" - так говорилось в небольшом фильме о нашем городе, сделанном еще в советское время. Но как же нам перенести этот чудесный образ в день сегодняшний? И какова в современном мире концепция той самой Вятки? Авторы проекта по переименованию улиц (что, конечно же, является частью "Вятского проекта") настаивают на повышении привлекательности нашего города. Нам указывают и на большую узнаваемость бренда "Вятка", и на его более благозвучное звучание, и на привлекательность для туристов и паломников. И действительно, в последние годы одним из самых известным из всех Вятских событий считается Великорецкий крестный ход, привлекающий в наш город десятки тысяч православных со всей России. И не раз можно встретить в сети упоминание о Вятке, как одном из центров православия. Но ведь не только смена названия сама по себе должна повысить эту привлекательность. Будучи последовательными мы, видимо, должны преобразовать центральную часть города, восстанавливая "его исторический облик". Ведь само понятие "возвращение исторических названий" уже содержит в себе вектор развития в слове "возвращение". Мы как бы возвращаем себе ту дореволюционную духовную Вятку, сложившуюся внутри нас. Возвращаемся к корням, вырывая из нашего сознания, из окружающих нас символов 70ти летний советский период, несший в себе совершенно другую концепцию города.

В противовес вышеозначенной программе выступает проект Кирова, как чисто светского научного и промышленного центра. Заданный в 30-е годы путь развития значительно отличался от того, что было до этого. Проводящаяся в стране индустриализация повлияла на весь быт горожан. Началась активная урбанизация, строились заводы и фабрики, обновлялась инфраструктура. Этот процесс подстегнула эвакуация в наш город производств во время Великой Отечественной войны. Переход города от традиционной религиозной культуры к светской, ознаменовался как сносом части церквей, так и основанием новых культурных объектов: Театра кукол и театра на Спасской(Театр юного зрителя) в 1935 году, для драматического театра было построено новое здание в 1939 году. Росло количество школ, дошкольных учреждений и школ повышенного типа (специальные учебные учреждения). К 1929 году была практически ликвидирована безграмотность. В конечном итоге к 80-м годам мы получили уже знакомый нам всем город Киров. Реформы 90-х годов нанесли большой удар по многим сферам городской жизни, банкротились предприятия, закрывались детские сады, многие специалисты покидали город. Однако на сегодняшний день мы еще имеем часть потенциала для возможности именно этого вектора развития.

Борьба этих двух концепций совпала и с другими процессами в нашей стране. Антисоветский консенсус бывшей партийной номенклатуры, ставшей новой элитой, привёл к страшным последствиям для истории. Разрушались символы советской эпохи, сносились памятники, с карты страны исчезали названия, связанные с советским периодом, исторические деятели подвергались нападкам и демонизации. Но ведь на смену старым должно было прийти что-то еще. Тогда по всей стране был инициирован процесс торжества "исторической справедливости", а, проще говоря, "десоветизация". Тогда-то мы и увидели все больше вятских названий и все меньше кировских. Для новых хозяев жизни было необходимо легитимизировать свое новое привилегированное положение, на фоне нарастающей нищеты и прозябания большой части населения. Нужна ли новым хозяевам жизни та самая старая Вятка? Скорее всего, нет, ведь центр города в основном застраивается элитным кирпичным жильем, имеющим мало общего с тем, какой нам рисовали ту самую Вятку. Как грибы после дождя вырастают футуристические торговые центры. В то же время немалая часть старых зданий, которые могли бы стать основой для "Вятского образа", находятся в плачевном состоянии.

Возможно, будущее города может быть связано с синтезом этих двух идей, или возобладает одна из них. По эмоциональному накалу дискуссии видно, что до согласия еще далеко. Однако инициаторам сегодняшних переименований не нужно согласие. Не получить мира и спокойствия, если игнорируешь мнение большого числа горожан. Зато раскол вполне возможен, а в этой ситуации гораздо проще совершать различные махинации и управлять общественным сознанием. При этом отвлекать внимание от важнейших вопросов, натравливая одну часть населения на другую в бесплодной исторической перебранке.

Именно поэтому мы выступаем против происходящего. Еще не сложился тот исторический момент, когда горожане наконец-то смогут определить тот путь, по которому городу предстоит пойти. Сейчас это не принесёт ничего кроме негатива, личной боли и раскола по разным лагерям. Таковы наши тезисы, потому мы затрачиваем наши усилия на борьбу с современными "десоветизаторами" от власти.

Кривошеин Александр, активист движения "Суть времени".

Часть 1 Топонимическая машина времени (I)
Часть 2 Топонимическая машина времени (II)

Переименование улиц, article, Киров, essence of time

Previous post Next post
Up