Я с авиацией знаком всю жизнь - сложно иначе, когда отец пилот.
Некогда был (и остается) самым молодым командиром воздушного судна за историю авиации Украины. В семейном музее даже храню газету с большой статьей об этом на заглавной странице.
В деревенском донбасском детстве мне по этому поводу злостно по черному завидовали, и были уверены, что "папка меня везде с собой берет".
Рассказы о том, что если отец пилот, то лично ко мне это отношения не имеет, ни имели в мальчишеской среде никакого действия.
Все спрашивали меня, ну как там в Америке дела и просили чтобы мой папка привез им в подарок нунчаки Брюса Ли. Также давали ценные советы, чтобы папка меня провел в самолет тайком, а там уже не ссадят, и удивлялись, как я сам до такой простой вещи не догадался.
Я с детства так привык к самолетам, авиаперелетам и вообще этой простоте, с которой можно позавтракать дома, пообедать в Лондоне а поужинать снова дома, что стал плохо представлять, что большинство людей не только не имеет привычки регулярно летать самолетами, но и вообще в аэропорту не бывали ни разу в жизни.
Во время написания книги о путешествиях, я столкнулся с тем, что многим, особенно кто только начинает летать, незнакома даже сама процедура пользования аэропортом.
Меня попросили подробно об этом написать, я сперва удивился, надо ли это вообще кому-то, но потом осознал, что многим ведь действительно узнать об этом неоткуда.
Это примерно как самоучители по пользованию компьютером, толстые книги, которые говорят о чем угодно, но только не о элементарных мелочах, предполагая, очевидно, что "все и так это знают".
Ага-ага, все кроме меня.
Поэтому - несколько выдержек из моей книги, процесс написания которой оказался длиннее ожидаемого, но зато интереснее и глубже:
Для того, чтобы быть пропущенным в самолёт, при прибытии в аэропорт нужно иметь паспорт (или загранпаспорт) и билет, а в случае пройденной электронной регистрации достаточно паспорта.
У аэропорта может быть много терминалов, и в билете обычно пробивается, из какого именно терминала будет вылет.
Также есть разделение на международную и местную зону (international и domestic) - в первом случае будет пограничный контроль, во втором нет.
В аэропортах есть табло или справочная служба на прилёт и на вылет, где отмечается номер рейса, его статус на данную минуту - начата регистрация, идёт регистрация, заканчивается регистрация, а если ничего не написано, значит, регистрация ещё не началась. Или, что хуже, уже закончилась без вас. Там же указан номер стойки, где будет происходить регистрация именно на этот рейс.
Иногда во время регистрации есть разделение на пассажиров эконом-класса и бизнес-класса, регистрация происходит на соседних стойках, но для экономии времени могут регистрировать пассажиров эконом-класса и на обеих.
Во время регистрации сотруднику предъявляется паспорт и билет, пассажира регистрируют на рейс, и на этом этапе может быть возможность выбрать желаемое место - у окна, у прохода, ближе к хвосту или, напротив, к носу.
Я всегда летаю у окна, с детства убежден что это лучшее место, которое стремятся занять все, и каждый раз удивляюсь, что кому-то напротив принципиально место у прохода.
На этом же этапе нужно сдать в багаж вещи, которые пассажир не будет брать с собой в салон.
На стойке регистрации есть весы, багаж взвешивают. Существуют нормы провоза багажа, и во всех авиакомпаниях они разные, в расчёте на одного пассажира, по весу и по количеству вещей. Если багаж окажется тяжелее, за него придётся отдельно доплатить.
В бизнес-классе можно провозить больше, а у лоукостеров бывает смешная норма (например, 5 кг), так, что приходится доплачивать отдельно практически за любой багаж.
Если багаж представляет собой туристический рюкзак, то лучше всего будет застегнуть на нём все замки, застегнуть вокруг рюкзака поясной ремень, чтобы ничего не торчало - при перемещениях велик риск повредить хрупкие пластмассовые детали.
В аэропортах есть сервис упаковки багажа в целлофан - это имеет смысл сделать, так багаж будет сохраннее, мелкие замки и пряжки будут целее и снижается вероятность воровства (а воровство из багажа случается чаще, чем хотелось бы - в аэропорту мексиканского
Канкуна мой рюкзак хорошенько перерыли в поисках хоть чего-то, не найдя мало мальски ничего интересного, все ценное я взял с собой, утащили мелкие монетки, взятые в качестве сувенира, не представляющие особой ценности).
Бывает так, что при получении багажа целлофан вскрыт, но на багаж приклеена бирка «проверено службой безопасности» - это если ваш багаж почему-то вызвал подозрения, что-то показалось подозрительным на рентгене.
Такое бывает, вплоть до курьезов - например знаменитый
французский вонючий сыр нередко выглядит на экране рентгена как пластид, а если дамы везут с собой в вибратор, который самопроизвольно включается, то могут и саперов привлечь, перестраховаться, поди знай, детонатор это или просто Розовый Кролик.
Ручная кладь, которую пассажир берёт в салон, помечается специальной биркой. По требованиям авиационной безопасности есть перечень предметов, которые запрещено брать с собой в салон (в багаж сдавать можно). Ножи, ножницы, разные предметы, могущие представлять опасность (11 сентября лайнеры были угнаны, если кто помнит, с помощью ножей для резки бумаги), а также любые жидкости и аэрозоли.
Иногда происходят неприятные случаи, когда сортировочная служба что-нибудь напутает, в результате чего багаж может улететь не тем рейсом, не туда или остаться в аэропорту.
Если по прилёту вы не обнаружили свой багаж, то в каждом цивилизованном аэропорту есть служба, которая занимается поисками утерянного багажа. Иногда бывает так, что багаж грузят не на тот рейс, и тогда багаж становится более крутым путешественником, чем сам путешественник - например, успевает слетать на Гавайи и вернуться.
У меня так было раз - летели со спутницей в
Иркутск, дальше намереваясь двигать на
Ольхон, но основные рюкзаки с палатками и амуницией вслед нам не прилетели. Вещи нашлись, но должны были прилететь лишь следующим рейсом на следующий день.
Пришлось незапланированно оставаться в Иркутске на сутки, а потом за это время спутница приболела, и пришлось задерживаться и еще дольше.
На стойке регистрации пассажир получает посадочный талон, в котором указан номер выхода на посадку. Также на это укажет табло в зоне вылета.
После регистрации нужно пройти через кордон авиационной безопасности. Вещи кладутся на конвейер (иногда для этого даются специальные корзины), туда нужно выложить все металлические предметы (включая ремни с металлическими пряжками, иногда обувь) и электронные приборы. Вещи пропускаются через рентген, а пассажир проходит через рамку, иногда просят поднять руки, могут прощупать и дополнительно проверить (женщин проверяют женщины, а мужчин кто угодно. Предполагается, что мужчина не станет возражать, если симпатичная девушка его полапает).
Если международный рейс международный, то дальше будет паспортный контроль. Там предъявляется загранпаспорт и посадочный талон.
И на регистрацию, и на паспортный контроль, и на таможенный контроль, как правило, выстраиваются огромные очереди, и потому в любой аэропорт имеет смысл приезжать заранее.
После этого пассажир попадает в зону вылета. Там он наконец имеет возможность спустить все заработанные за всю свою жизнь деньги за одну невкусную говенную чашечку кофе.
Часто именно там пассажира пробивает сушняк, если с собой и была вода - на кордоне авиационной безопасности её всё равно отобрали, а в зоне вылета бутылка воды стоит таких денег, будто дело происходит посреди пустыни Сахары, где последний источник иссяк сорок лет назад и за глоток воды требуют пригоршню золотых монет вместе с верблюдом.
Там же есть отрада для адептов шоппинга - магазины беспошлинной торговли, где есть возможность купить всякие мировые бренды без обычно входящих в стоимость налогов.
Когда начинается посадка, на табло загорается номер выхода, а у стойки стоят прекрасные девушки, забирают посадочный талон, отрывают его большую часть, а маленькую возвращают на руки.
В отдельных рейсах, в визовые страны, могут еще проверить наличие визы - это связано с тем, что нелегалов авиакомпаниям приходится вывозить за свой счет.
Часто на посадку первыми приглашаются пассажиры бизнес-класса и пассажиры с детьми.
В самолёт пассажиры либо заходят по рукаву, либо садятся в специальный автобус и едут до трапа.
Хотя иногда, как в Даболиме, в
Индии, просто шагаешь пешком.
В самолёт стюардессы пропускают порционно, чтобы пассажиры успевали рассаживаться. Места имеют номер ряда и буквенный код. Ручную кладь можно разместить либо в полке над собой, либо под сиденьем впереди стоящего кресла.
Перед вылетом бортпроводники проводят инструктаж на случай непредвиденных ситуаций, этот инструктаж никогда не спас ни одной жизни, но он обязателен.
Хорошо, что некоторые авиакомпании, например авиалинии Новой Зеландии, подходят к этой формальности творчески.
Click to view
Во время взлёта, посадки и руления самолёта необходимо пристегнуть ремни, а также во время турбулентности.
Турбулентность - это вызывающий у меня восторг аттракцион, когда самолет трясет, дергает и проваливает в воздушные ямы.
Список восторженно относящихся к турбулентности на этом завершается - все остальные цепляются побелевшими пальцами в подлокотник и начинают выть.
При боязни авиаперелетов хорошо быть девочкой, от страха писающую под себя трогательную лужицу, потому что ее будут успокаивать, держать за руку и утешать.
Хуже быть брутальным мужиком - когда он начинает выть и тоже писать под себя лужицы, это выглядит менее умилительно.
После взлёта предлагают напитки и еду, если самолёт летит более 6 часов, то еду предлагают два раза. (На лоукостерах и чартерных рейсах еды пассажирам нередко не полагается, но бывает по разному, а на регулярных рейсах кормят исправно.)
Курить и пьянствовать в самолёте запрещено, в том числе в туалете. Заклеивание дымоуловителя презервативом в туалете не помогает, проверено.
Если пассажир пытается буянить, я бы не раз тому свидетелем, то его могут снять с рейса.
Снимают с рейса пьяных, буйных и неадекватных - у командира корабля есть на то полномочия. Сперва снимают и улетают, а дальше уж сами разбирайтесь.
Нередко аэропорты сильно удалены от города. Не всем так везёт, как жителям
Ларнаки, например, где из города в аэропорт можно придти неспешно пешком.
Часто в удалении аэропорта есть резон - так аэропорт
Магадана в поселке Сокол, от города находится за 50 километров, но это в тамошних колымских горах первый ближайший ровный участок (живописный такой, напоминает место съемок фильма Лангольеры, по Стивену Кингу).
Но иногда прямого резона не усматривается - я так и не понял, зачем было строить аэропорты в
Баку или
Куала-Лумпуре так далеко, что до них еще черт знает сколько ехать.
Чем нецивилизованней страна, тем меньше бюджетных способов добраться из города в аэропорт и обратно.
Иногда некоторые авиакомпании, такие, как малайская AirAsia, предлагают трансферы из аэропорта в город, включенные в стоимость авиабилета. А иногда недорогие билеты по спецтарифам продаются только с условием, что будет оплачен отдельно ещё и автобус до города, независимо от того, собираешься ли ты им воспользоваться.
Аэропорты построены так, чтобы вынудить пользоваться либо такси, либо маршрутными такси, которые приносят выгоду аэропорту же. Тем не менее, чаще всего в аэропорт ходит какой-нибудь городской маршрут общественного автобуса. Иногда задача состоит только в том, чтобы найти его остановку и понять, где его ловить.
Иногда об этом совсем мало информации, или ближайшая остановка находится от аэропорта в стороне - так мне пришлось идти полем и спальным микрорайоном в Буянтухаа, аэропорту
Улан-Батора, чтобы уехать в центр городским автобусом - к самому аэровокзалу он не сворачивает.
Такси в аэропорту бывают фирменные - дорогие, но за фиксированную стоимость, а также бывает куча частников, и пользоваться ими не рекомендуется, потому что они, как правило, самые ушлые, обманывают, шантажируют, накидывают цену, могут ограбить, могут созвать свои подельников и начать быдлить.
В цивилизованных странах таких нелегалов разгоняют, но Россия, за исключением аэропорта Внуково, точно не цивилизованная страна.
Если приходится пользоваться услугами частников (когда действительно нет выбора), то самое лучшее это договориться с кем-то ещё, кому надо ехать туда же, и поехать вдвоём-втроём, так получается дешевле и безопаснее - на троих таксист наехать уже не осмелится.
Иногда и в официальном такси можно сторговаться - так из аэропорта
Шарль Де Голль сняли машину вчетвером, получилось дешевле, чем маршруткой.
Последний аэропорт, где я бывал, это, кажется, Инчхон - один из аэропортов
Сеула, Южная Корея.
Интернационал.
Сейчас практически в любом аэропорту встретишь прекрасных мусульманских девушек.
Хиджаб - это самая большая диверсия исламского мира, потому что он невероятно сексуален и запускает по полной фантазию.
Вообще прикольно наблюдать по миру, скажем, за девушками из Ирана - их немало по курортам, раскованных, сексуальных, в модных купальниках, а потом они, летя домой, плавно вновь переоблачаются в одеяние кроткой мусульманской жены.
Крупные аэропорты цивилизованных стран, чтобы не зависеть от пробок, строят железную дорогу до аэропорта и пускают аэроэкспрессы.
Иногда и в этом необходимости нет - в маленьком Сингапуре до аэропорта Чанги можно доехать на городском метро, карта которого покрывает площадь всей страны.
Инчхон - аэропорт крупный, от центра Сеула далеко, но зато связан скоростной веткой и автодорогой.
Трудностей в логистике не наблюдается.
Некоторые терминалы связаны внутренними линиями поездов, как во
Франкфурте-на-Майне
Аэропорт Инчхон находится на острове, связанным с материком сюрреальным марсианским перешейком - низкие каменистые земли, вровень с морем, с горами тающими в дымке.
Так нередко бывает в Азии - столь же впечатляющ аэропорт
Гонконга, построенный с нуля на глади моря среди гор.
И уж совсем выносит мозг аэропорт
Мальдив.
Короче, завершая - тема аэропортов мною любима, оттого - вот вам ссылка на тематический пост
Земля в иллюминаторе Летайте самолетами... ну, и Аэрофлота тоже, но вообще - любыми летайте.
Чмоке!