Териберка. Еду домой.

Feb 22, 2016 21:42

Когда едешь в Териберку, то испытываешь странные чувства, дорога плавно огибает каменные холмы, поднимается вверх, то резко уходит вниз, и за каждым поворотом ты готовишься увидеть долгожданный поселок. На подъезде дорога расширяется, обочина крутыми стенами поднимается вверх. Несмотря на то, что прошло много лет, еще различимы очертания старой взлетно-посадочной полосы, которая с таким трудом прорубалась в скалистой почве полуострова.



Поселок почти заброшен, когда-то он строился вокруг судоремонтной верфи и рыбообрабатывающей фабрики, а теперь корпуса сгнивших, так и не отремонтированных кораблей ютятся вдоль всего берега. Рыбная фабрика просуществовала дольше, но и ее постигла печальная участь. Из-за непомерных налогов и убогого сервиса рыболовные суда перестали заходить в Мурманский порт, для отгрузки улова. Весь поток пойманной рыбы устремился в Норвегию, а потом, уже переработанный и готовый к употреблению возвращается на прилавки российских магазинов. Из-за всего этого поселок остался без средств к существованию, больше половины домов заброшены, работы для людей здесь нет, кто мог, переехал в город. Думаю это очень показательный пример того куда катиться русский север.






Приехав в Териберку, я сразу же пошел к водопаду, главной нерукотворной достопримечательности этих мест. Около него уже стояли несколько палаток, как я уже писал раньше, недавно Териберка приобрела популярность среди туристов, и теперь даже в будний день здесь есть приезжие. Скоро уже не останется этих заброшенных домов, мусорных завалов и безжизненного поселка, недалеко от Териберки уже началось строительство туристического городка с совсем не демократическим ценником, 1500 рублей за ночь с человека. Говорят, что учрежден проект постройки еще одного отеля. Поэтому я рад, что приехал сейчас, когда еще можно увидеть этот поселок в относительно первозданном виде.







Недалеко от водопада находиться старая береговая батарея, состоящая из нескольких 152мм орудий и сети бетонных блиндажей. Возле водопада я познакомился с ребятами из Москвы, их палатка стаяла недалеко от моей. Вместе мы решили развести костер, перекусить и попить чаю. Где-то в десять вечера, когда уже стемнело, к нашему костру подошел дед с огромным столитровым рюкзаком и с забавной боцманской бородкой. Он поздоровался с нами, поставил свою палатку и вернулся к костру. Мы все понемногу выпили из предложенной им фляжки, через несколько минут завязался оживленный разговор. Старик рассказывал всевозможные истории о том, как он путешествовал по различным мирам, проходя через порталы, спрятанные в Хибинах, как иностранцы хотели купить у него этот секрет и как в одном из таких путешествий он общался с чертом и богом. Рассказывал он это с энтузиазмом, с огоньком в глазах, было видно, что он впервые за долгое время говорит об этом, и наконец кто-то слушает его с интересом, а не крутит пальцем у виска. Наверняка его дети давно выросли, уехали и теперь пытаются минимизировать общение с чудаковатым отцом. А мне был безразлично, хоть я и не верю во всю эту паронормальщину, но какой смысл спорить и что-то доказывать, все равно я завтра уеду и мы больше никогда не увидимся.






Утром я не успел проснуться, но уже кто-то топтался вокруг моей палатки, это были туристы. Не те туристы которые ходят в походы, лазают по горам, всегда приветливы и собравшись в большие компании поют песни у костра, а провинциальные хабалки и их мужья с тучными, вечно орущими детьми, которые везде мусорят и всегда недовольны, приехал туристический автобус. С этого момента находиться здесь стало невыносимо, было такое чувство, что я оказался в каком-то городском парке в самый разгар народных гуляний.

Нужно было думать, где сегодня ночевать. Разбить лагерь в поселке не вариант. Один местный рассказывал, что один мужики ушел в бессрочный запой и его собака, совсем одичав от голода, бегает по поселку и бросается на людей, они хотели пристрелить ее, но не решаются без одобрения со стороны хозяина.




Вечером поселок совсем преображается, если днем на улице есть хоть какие-то люди, то вечером улицы совсем пустуют, а заброшенные дома с черными провалами вместо окон смотрятся совсем жутко.


Я шел по дороге, уже почти вышел из поселка и вдруг возле меня останавливается машина, застопил машину даже не желая этого. На передних сидениях молодая пара, когда они узнали, что я из Беларуси и езжу автостопом, то тут же предложили подвезти меня к пляжу на другой стороне залива, напротив Териберки, там всю ночь будут тусить их друзья. Вот так еще одна попойка и на этот раз утром болела голова.






На следующий день еще немного побродил вокруг и решил, что пора выбираться из этого места. Воскресенье, людей стало еще больше. Я подошел к первой попавшейся машине, возле нее стояла молодая семья. Изначально они отнеслись ко мне с подозрением, за месяц в пути я сильно зарос и «одичал», наверно для них я был больше похож на коренного жителя этой деревни, а не на путешественника из Беларуси, но в итоге они согласились отвезти меня в Мурманск. Я вышел из машины у въезда в Мурманск, отошел от трассы в лес и заночевал здесь. Утром погода испортилась окончательно, небо затянуло, пошел дождь. Стоять у обочины с протянутой рукой и поднятым большим пальцем не очень то приятно, когда на тебя льет как из ведра. Поэтому я перешел дорогу и сел под навес на автозаправке. Это еще один действенный способ поймать попутку, часто так делаю, когда идет дождь или нещадно палит солнце и хочется спрятаться в тени, а не стоять у дороге. Через минут двадцать к заправке подъехал микроавтобус с питерскими номерами. В этой машине я установил свой личный рекорд, 1500км за 17 часов на одной машине. В Питере я был рано утром, словил машину до Пскова, затем еще одну до границы. Прошло всего 30 часов, как я выехал из Мурманска, а я уже был дома.



Читайте также:
Рвем на север. Часть 1
Рвем на север. Часть 2 - Пятый день. Мимо Ладоги и Онеги.
Рвем на север. Часть 3 - Прощай Карелия, здравствуй Заполярье.
Рвем на север. Часть 4 - Белое море
Сердце Кольского полуострова. Ловозерские тундры.
Сердце Кольского полуострова. Затопленный рудник.
Сердце Кольского полуострова. Поход к Сейдозероу.
Рвем на север. Часть 5 - Мурманск и дорога в Териберку.

север, Беларусь, Териберка, Мурманск, 2015

Previous post Next post
Up