Невьянск. Блогеры на часах. Часть Первая.

Mar 21, 2016 01:33



Вчера 19 марта мы, блогеры Новоуральска и Нижнего Тагила смотрели, как заводят часы. Ну и что тут такого, скажете вы. Все механические часы заводят. Но эти часы - уникальные. Уникальные по времени свего изготовления - начало 18-го века. Уникальные по своей судьбе - их один раз разрушили, и два раза спасли. Одним из спасителей часов был известнейший русский писатель. И ещё, эти часы уникальны по месту своего расположения. Часы Невьянской наклонной башни. Часы, купленные самим Демидовым в Англии.






Началось всё с того, что мы, блогеры, обратились к руководству Невьянского музея с необычной просьбой. Все мы в разное время бывали на Невьянской башне. И меня, когда я побывал на башне, удивил тот факт, что механизм часов закрыт от посетителей стеклянной перегородкой. Почему это произошло, я напишу позже. И естественно, любопытство толкало меня туда, за перегородку. А что там, за стеклом, а как там, а как это работает, кто это всё хозяйство обслуживает?
     Вчера я получил ответы на эти вопросы. И ещё раз хочу поблагодарить Юлию Яковлевну Привалову - заведующую экскурсионным отделом Невьянского музея и Михаила Наумовича Серёдкина - мастера, который следит за часами и заводит их. Они нас очень тепло встретили, открыли перед нами двери часовой комнаты, обычно закрытые для посетителей, и рассказали много интересного о часах и самой башне. Без них наша экскурсия была бы невозможна. Из рассказов Юлии Яковлевны и Михаила Наумовича и составлен этот пост.




Для начала назову нас всех. Такое экстраординарное событие, как поход к часам просто требует, чтоб его участники были названы поимённо.
Нас было шестеро.  Женяjennifer_hot, Эллаevetskaya, Володяnepoymikto, Павел Анатольевичbarsuk314. Ну, и мы с Алей. Я буду вставлять в пост фотографии, сделанные не только мной и Алей, но и другими участниками нашего необычного блог-тура. Все видео, вставленные в пост, снимала Аля.
    Это мы. Мы только что приехали в Невьянск на маршрутке. Карта в руках Павла Анатольевича - это чисто для понтов, для хорошего снимка. Мы бывали в Невьянске не раз и можем найти дорогу до башни и без карты.




Блогеры на крыльце музея. Ждём Юлию Яковлевну.




И она пришла. Мы устремляемся под остроконечную титановую крышу башни. Вверх по железным спиральным лестницам. Ещё выше по крутым лестницам деревянным. И вот мы уже стоим на пороге той заветной комнаты, где за стеклом находится одна из тайн Невьянской башни. Дверь приветливо распахнулась, нас встречает Михаил Наумович.
   Он оказался хорошим рассказчиком. Его не смутило довольно большое количество посетителей, он не боялся, что мы нечаянно заденем локтем какую-нибудь бесценную реликвию и он охотно отвечал на все наши вопросы.




Блогеры в святая святых Невьянской башни. Вот они, часы, прямо перед нами. Мы слушаем, мы нацелили объективы камер, включили диктофон (у нас он был один на шестерых) и вытащили блокнот с карандашом.




Сначала о том, как заводятся Невьянские башенные часы. Однажды я спрашивал своих учеников, какая сила движет механические часы. Они от механики отвыкли в наш электронный век и поэтому затруднились с ответом. Механические часы движет пружина. Есть ещё часы-ходики, которые движутся зка счёт опускания гири. Подтянешь гирю на цепочке кверху, а она потом сама опускается, разматывая эту самую цепочку. Гиря опускается и за счёт этой силы движется маятник, крутятся шестерёнки.
     Часы Невьянской башни - это тоже ходики, только огромные. И гири в них четыре. Они опускаются на металлических тросах внутри специальной шахты. Четыре гири, четыре барабана с тросами, четыре разных механизма. И заводят  все четыре механизма, поднимая гири вверх, наматывая тросы на барабаны. Каждый день все четыре.
       Михаил Наумович берёт довольно большое устройство с двумя шестернями и надевает его на вал одного из барабанов. Вот это устройство. Видите деревянную ручку, замотанную изолентой. Ручка, две шестерни и длинный упор, похожий на кочергу. Хотя это устройство и неотличимо от всех остальных частей механизма, оно совершенно отдельное. Его потом снимают с вала и хранят отдельно. Шестерни нужны для того, чтобы человек не прилагал каких-то сверхусилий, заводя часы. Но несмотря на шестерни, крутить эту ручку довольно трудно. Каждая гиря весит более ста килограммов и поднимать её надо на высоту более десяти метров. Тросы уходят вниз сквозь щели в полу.




Михаил Наумович берётся за ручку и крутит её, как ворот у колодца. Оборот, ещё один. Громко щёлкает храповик, несложный механизм, за счёт которого можно вращать ручку, а вместе с ней и барабан только в одну сторону. Когда мы заводим наручные часы, вращая головку, тоже слышен треск. Храповик есть и там, только крошечный.

image Click to view






Шестнадцать оборотов. Это завод на сутки. Надо следить, чтоб трос наматывался аккуратно, виток к витку, не перехлёстываясь. А мне интересно вот что. Неужели в 18-м веке уже были металлические тросы? А если не было, то что служило вместо них? Правда вопрос этот пришёл мне на ум уже позднее, когда наша экскурсия закончилась.




Сами барабаны рассчитаны на двое суток. Можно заводить часы вдвое реже. Но. Металлический трос сам имеет изрядный вес. Поэтому если он размотается больше, чем нужно, он будет сильнее тянуть за собой шестерёнки часового механизма. Часы просто пойдут быстрее, будут опережать время. А сейчас дневное расхождение времени на часах и времени истинного - всего сорок секунд.
      


Точность хода Невьянских часов Михаил Наумович устанавливает по радиосигналу.

image Click to view






Я выше упоминал, что в часах есть четыре разных механизма.  Они все взаимосвязаны. Есть механизм главный, собственно часовой, и есть три механизма музыкальных.




Главный часовой механизм последовательно включает все три музыкальных. Раз в 15 минут - бьют четвертные колокола, раз в час - бьёт большой колокол и раз в три часа-играет вся музыка, которая записана на главном барабане.




Рабочее  место Михаила Наумовича. Стол, кресло. Где-то тут же стоит радиоприёмник. А вот для чего сделана щель в полу - этого уж я не спросил. Через другие щели проходят тросы, в щели где-то под полом качается маятник. А зачем щель тут?
      Под стулом стоят "пимные коты", валенки, у которых обрезаны голенища. В часовой комнате отопления нет и мастеру приходится согреваться подручными средствами.




На всех механизмах кроме главного часового установлены красные крыльчатки-ветряки. Здесь они хорошо видны. Ветряки выполняют роль "воздушного тормоза". Не дают механизму раскрутиться быстрее. Можно поставить лопасти ветряков под таким углом. чтоб они не создавали большого сопротивления, можно наоборот. Когда ветряки вращаются, они создают в комнате довольно сильный ветер.

image Click to view



На главном же механизме ветряка нет. Скорость его вращения ограничивает маятник. Маятник - это приспособление, предназначенное для того, чтобы зубчатые колёсики вращались медленно и равномерно. Не будь маятника, весь трос с барабана ушёл бы вниз за несколько секунд. Видите железное "коромысло" над зубчатым колесом. К этому "коромыслу" и прикреплён маятник.




Сам же маятник перемещается внутри вот этой щели. Конец маятника находится под полом и сверху его не видно.




Мы попытались снять маятник через щель в полу. Ничего у нас не вышло. Получилось вот что.




Как играет музыка, вы можете увидеть на главном музыкальном барабане. Именно на нём записаны все восемнадцать мелодий. Барабан расчерчен продольными и поперечными полосками, как глобус параллелями и меридианами. С помощью этой разметки можно определить "координаты" каждого музыкального шпенька. В барабане сверлятся отверстия, туда вставляются эти самые шпеньки. Их там сотни.

Большой музыкальный барабан вблизи . Фото Владимира nepoymikto


И когда барабан вращается, каждый шпенёк задевает за рычажок, соединённый с колоколом струной. Вернее струна тянется не непосредственно к колоколу, а проходит ещё через довольно сложную систему рычагов. Но связь шпенька, рычажка и колокола прямая. И если потянуть за рычажок, то двумя этажами выше обязательно звякнет колокол.
     А как можно поменять мелодию? - спросил кто-то из нас.
Оказывается рейка, на которой закреплены рычажки - подвижная. И сами рычажки тоже можно передвигать вдоль рейки. И всю рейку вместе с рычажками можно двигать вдоль станины. Сместишь рейку- шпеньки будут задевать рычажки по другому. Колокола тоже будут звучать иначе. Мелодия изменится.
      Видите резьбу с ручкой? За счёт этой резьбы рейка с закреплёнными на ней рычажками может двигаться вдоль станины. Именно за счёт этого и меняются мелодии. Прокрутишь ручку несколько раз - музыка будет иной.




image Click to view



А мы лезем на этаж выше, чтобы увидеть ещё одну часть механизма курантов - промежуточные рычаги. Деревянная спиральная лестница здесь совсем узкая.




Архимедов винт.




Вот и они, промежуточные рычаги. Как это действует в общем и целом - понятно. Но разобраться, как оно работает в деталях - задача сложнейшая. Позже я расскажу о человеке, который эту задачу разрешил блистательно.




Ещё фото промежуточных рычагов и струн.




Поднимаемся ещё на этаж. К колоколам.




Колокола. Большой колокол в центре и десять малых по периметру. Малые колокола были привезены из Англии, большой колокол был отлит здесь, в Невьянском заводе.




А сюда тянутся нити управления колоколами. Тут ещё одни "центр управления". Опять струны и рычаги. И меня в который раз поражает невероятная сложность механизма. Какие же надо было иметь мозги, чтобы всё это придумать?







На "центре управления" навалены монетки. Много монеток. Туристы бросают на счастье. Или чтоб вернуться ещё раз в это уникальное, ни на что не похожее место. Сюда туристов пускают, но только летом. Зимой холодно, жутко, скользко. Резкий пронизывающий ветер. Зимой здесь ходит только один Михаил Наумович.




Виды отсюда потрясающие. Но на них я ещё остановлюсь подробнее.




Можно кстати подняться и ещё выше. Лестница ведёт на самый верх. Но, уж ладно. Туда мы не полезем. Холодно. 19 марта конечно весна бушует вовсю, но где-то в других местах.
    Вон она, лесенка наверх. Выше этого люка - самая верхняя площадка, самый верхний ярус-восьмерик. А ещё выше -тоже крытое титаном внутреннее помещение шатра. Интересно, есть ли туда ход?




В общем, я пока прекращаю свои писания. В один пост не уложился. Завтра продолжу.
Все наши видео с башни выложены здесь https://www.youtube.com/dashboard?o=U

блог-тур, музей, Невьянск, сообщество

Previous post Next post
Up