На Невьянской башне. Часть вторая.

Oct 19, 2015 14:36



Продолжаем про башню. Начало здесь. Конечно возникал у нас вопрос к экскурсводу, для каких целей эта башня была построена. Науке это, как оказалось, неизвестно. Но я как-то давно где-то слышал, что каждый Тиран Петрович Казинаки авторитетный правитель старался построить нечто большое, высокое и вертикально стоящее. В качестве некоего фаллического символа. До сего дня эта традиция кстати дошла без особых изменений. Но теперь небоскрёбы строят не как символ потенции одного человека, но как символ великих возможностей всей цивилизации. 
   




Отворяем древнюю дверь и лезем ввверх по узенькой лестнице, пробитой в толще стены. Это живо напомнило мне, как мы лезли  на колокольню Троицкого собора в Верхотурье.




Хорошо, хоть тут лестница не спиральная, как в Верхотурье. Эта лестница идёт вдоль граней четверика.




Вдруг небольшая дыра в стене, за которой виднеется что-то железное, наверное стяжка.



Такие железные стяжки держат стены и своды башни.



И заканчиваются они мощными железными клиньями, торчащими снаружи. Иногда кажется, что стоит выбить такой клин, и башня распадётся на кусочки.
    А ещё в башне есть шахта. Эта шахта для гирь. Помните часы-ходики с гирями. Башенные часы устроены точно так же. Одна гиря опускается, другая поднимается. И ходят они вверх-вниз по этой самой шахте. Видите справа от окна кирпичный "короб". Это и есть шахта. Она идёт сквозь всю башню, поднимаясь до яруса, где стоит часовой механизм.




В этот короб ведёт дверь. Она была чуть приоткрыта. Что ж, я дурак, не догадался залезть туда полностью. Где-то там, за дверью тросы, на которых висят гири. И сами гири. А ещё этот короб служил дымоходом. В лабораторияи ведь плавили металл, испытывали образцы руд, присланные из разных месторождений. Дым был неизбежен.  Без дымохода никак. Именно здесь, в этом коробе в советское время брали анализы сажи. Именно здесь, в этой саже нашли небольшую, просто микроскопическую примесь серебра. Это и позволило думать, что легенда о серебряных деньгах, которые чеканил Демидов, имела под собой реальное основание.




Кстати, вот что странно. Первых Демидовых обвиняют в том, что они баловались с серебром. В играх с золотом их никто не обвиняет. Но на Урале серебра нет, а золото как раз есть. И если при Демидове велись геологические изыскания на территории Среднего Урала, то он вполне мог найти и золото. Золото ведь лежит в непосредственной близости от Невьянска. Но все говорят о "демидовском серебре", но никто не говорит о "демидовском " золоте.
     А мы входим в лабораторию.




Здесь стоит небольшой плавильный горн, но это тоже скорее всего реконструкция. Триста лет - всё же большой срок. Столько никакие машины, механизмы и технологические приспособления не выдержат.







Подсвечник под старину.



Как-то так он и плавил своё серебро, злодей-фальшивомонетчик Демидов. На переднем плане форма для отливки кружочков.






Нуа мы покидаем лабораторию и спускаемся обратно по той же лестнице. Сейчас нам нужно подняться под самую крышу пристройки.
Одна винтовая лестница.




Затем другая. Нам вон туда, в дверь под самой крышей.




А здесь довольно интересный балкончик под шатром. Сама крыша кстати титановая. Листы для неё были сделаны в Верхней Салде. Железные стропила - подлинные, 18-го века, а саму  крышу заменили на более лёгкий, прочный, нержавеющий и прогрессивный "космический" материал.




Во времена Демидова все соединения стропил друг с другом были на заклёпках. Но за прошедшие века многие заклёпки разболтались, выпали. Поэтому в ходе реконструкции их заменили болтами. Не везде конечно, но это заметно.
     Демидовское железо и советский болт.




Истинно космическое сооружение.




Входим. Здесь комната, посвящённая разным знаменитым посетителям башни. Кого-то из них вы узнаете. Кстати вон Медведев, но на башне он не был. Зато бывал Ельцин. Ну, и конечно великая княгиня Куликовская-Романова. Та самая, что приезжает на Крестный ход в Царские дни.




А мне запомнилась история, рассказанная экскурсоводом. В тридцатых годах решили Невьянскую башню снести. Ну, не должен стоять на территории передового социалистического предприятия по выпуску снарядов такой вот памятник злодею, крепостнику и убийце Демидову. В общем - решили башню срыть. Если собор можно было приспособить под заводской цех, то эту громадину куда денешь?
     И тут вмешался Бажов. Павел Петрович. Он написал Сталину. Написал, что не гаду-Демидову это памятник, совсем не ему. А памятник это народу уральскому, мастеровому, талантливому, работящему. Металлургам, каменщикам и кузнецам. И зодчим, чьи имена нам неведомы. Сталин доводам писателя внял. Кстати Бажов слова эти "не Демидов, а народ уральский" потом вставил в один из сказов.
    Надо же. Бажов спас башню. Ему бы памятник поставить. Прямо тут же, под башней. Может быть, когда-нибудь люди догадаются.
     Тут же материалы о подвалах, о других наклонных башнях (в том числе в Усолье и Соликамске).




Говорят, что непосредственно под башней подвалов никаких нет. Башня стоит на четырёхметровой "подушке" из бутового камня, а ниже скорее всего забиты сваи из лиственницы. Так ли это, никто проверять сейчас не хочет. Нужно ведь бурить. Просверлят землю, попадёт в отверстие воздух. Как бы чего не вышло.


    Но говорят, что подвалы всё же есть. И они начинаются в пятидесяти метрах отсюда. Вероятно на территории завода. Всё советское время люди на заводе боролись со старинными подвалами. Их засыпали битым кирпичом и мусором, замуровывали входы. Завод-то был военный. Вдруг кто вылезет из-под земли. Ребята из Лэнгли бомбу за пазухой принесут и взорвут что-нибудь стратегическое. Никто ведь точно не знал, где начинались эти подземелья и где кончались. Подобная война была характерна не только для Невьянска. Так же нещадно засыпали подземные храмы в Сарове.
     Теперь раскопать эти подвалы конечно можно. Но потребуется гигантское количество денег. И труда. Квалифицированного труда специалистов-археологов. И труда ручного, с лопатами и тачками. Технику ведь в подземелья не загнать.




Спросили мы про "Искателей". Они ведь снимали здесь один из своих фильмов. Помню эффектный ход. Полез водолаз в затопленный подвал здесь, в Невьянске, а вынырнул уже на Алтае (там тоже были демидовские заводы).
     Так вот. Нам сказали, что никаких "Искателей" в Невьянске не было.  Хотя дам вам ссылку на этот фильм. Посмотрите  сами http://www.youtube.com/watch?v=TgQO_mgJrgM

Лезем дальше, лезем выше.



На этих лестницах сохранились ступеньки девятнадцатого века.



Лестницы круто, почти отвесно  уходят вверх.




А внизу сиротливо маячит то, что осталось от цехов военного завода.




И наконец вылезаем на нижний ярус восьмерика, на площадку, где стоят часы.Четыре ступеньки вниз и дверь. Мы только что вылезли из этой двери.




Перегородка со стеклом, часовой механизм за ней.




Длинный латунный барабан со шпеньками. Шпенёк задевает за рычаг, соединённый  проволокой с колоколом. Один колокол - одна нота. Все ноты составляют мелодию "Славься, славься, родная земля". Эту мелодию поставил на часах, наверное, сам Саканцев. Раньше они наигрывали народные английские песенки. 
    Когда в середине семидесятых было принято решение восстановить часы, то хотели сначала вызвать реставраторов из Москвы. Но потом решили - справимся сами. Саканцев умел чинить настольные старинные часы. Часы башенные были усторены хоть похоже, но по-другому. Справится ли он?
     Саканцев справился. И возрождённый из пыли веков механизм заиграл новые песни.




Проволочки уходят в отверстие в потолке. Там верхний ярус, там колокола. Туда уходит деревянная труба-лестница. Только вот зимой  площадку с колоколами для посещений закрывают.




Каждый день сюда приходит мастер-часовщик. Проверяет точность хода. Раз в два дня заводит часы. Вон его кресло виднеется за стеклом. Эх пустили б меня туда, увидеть бы, как заводят старинные часы. Но не больно важная я персона, вряд ли пустят туда обыкновеннейшего блогера.




Часовой механизм передаёт вращение на четыре стороны. Валы идут к четырём циферблатам.



Вот за этим чёрным железным щитом - цифры и стрелки.






Своеобразный латунный подшипник над дверью. Сквозь него проходит вал привода стрелок.



А ещё на этом ярусе стоят трёхслойные железо-чугунные балки. Они сделаны такими для прочности и эластичности. Этот пакет металлов одинаково хорошо работает как на сжатие, так и на растяжение.




Ну, вот и всё, выше не пускают. Там скользко и холодно. На балкон тоже не пускают. Там тоже холодно.  Сквозь стёкла окрестности видны не очень хорошо. Осталось одно - идти обратно, вниз. Постараемся прийти сюда летом.


музей, история, Невьянск, вид сверху

Previous post Next post
Up