Оренбургский поезд стоит в Челябинске 52 минуты. Пятьдесят две. Мне показалось, что этого времени вполне достаточно, чтобы сходить, глянуть на местный железнодорожный музей. И вот, благоразумно надев штаны и ботинки, ну, не идти же в музей в шортах и тапочках, я сошёл с поезда на челябинскую землю.
Музей, он вон там, за пригородным вокзалом. Чуть дальше того места, где у высоких платформ стоят две электрички. Интересно, высокие платформы, они только в Челябинске на вокзале или по всей пригородной зоне? Если по всей, то соседняя Южно-Уральская дорога выглядит гораздо более продвинутой, чем родная Свердловская. У нас высоких платформ нет вообще.
Приблизительно запоминаю, на каком пути стоит мой поезд и бегу в направлении музея.
Мимо часовни.
Мимо пирамид.
Мимо бутафорского паровозика.
Обегаю пригородный вокзал с внешней стороны. Со стороны путей было бы ближе и быстрее, но... Везде заборы, заборы. Самый страшный для железной дороги зверь - это заяц. Он гораздо опаснее и волков, и медведей, и даже разных там тиранозавров и птеродактилей. Для защиты от упомянутого зверя заборы строят везде, где только можно.
Кстати в Оренбурге пути для пригородных поездов тоже в таком вот зарешеченном со всех сторон "противозайцевом"загончике. И я искренне порадовался, что у нас на Среднем Урале эта полезнейшая инициатива по огораживанию ещё не получила широкого распространения.
Обойдя пригородный вокзал, иду вдоль какой-то дороги. По ощущениям место совершенно дикое. Никого. Справа завод, а слева какая-то стройка. Оказывается, строят не что-нибудь, а здание железнодорожного музея. Наверное,хотят сделать так же роскошно, как в Екатеринбурге.
Завод - вот, а стройку я уж фотографировать не стал.
Вдруг шлагбаум и въезд на какую-то платную автостоянку. Я сначала и не сообразил, что мне именно сюда. Что у железнодорожного музея и автостоянки общий въезд. Пробежал дальше. А дальше заборы, заборы, за ними электровозы. Это уже экспонаты музея. Ну, не лезть же через забор.
Возвращаюсь к шлагбауму. Вхожу. Вот.
Музей. Всё честь по чести. Сибирский путь, от Урала до Тихого океана. Только вот как бы проникнуть туда? Вы видите хоть одну дверь? И я не вижу. Только окошечко. За стеклом спит охранник.
Ох, не везёт мне сегодня. Оказывается я пришёл рано. Вернее поезд мой пришёл рано. Когда музей работает, открыты ворота слева от павильона. В павильоне кстати стоит первый, черепановскй паровоз. Копия, естественно.
Жаль. Попаду ли я когда-нибудь ещё в Челябинск, Бог его знает. Иду вдоль оградки. За ней паровозы. П-36, самый последний пассажирский паровоз СССР. У нас на Среднем Урале такие не использовались.
На первый взгляд челябинский музей производит гораздо более солидное впечатление, чем свердловский. Это я сравниваю только ту часть, что под открытым небом. Ту, где выставлена настоящая техника. Со свердловским музеем можете ознакомиться в
посте про самый длинный мост.
Здесь довольно много паровозов, больше, чем в Екатеринбурге. И вагоны. У нас вагонов нет совсем. И окна в локомотивах настоящие, стеклянные, не то что у нас заделанные жестью. А когда построят музейное здание, здесь будет совсем круто.
И электровозов здесь куда больше, чем в Екатеринбурге. Тут сыграл свою роль ещё и тот факт, что на Южно-Уральской дороге есть участки как постоянного, так и переменного тока. Поэтому электровозы как те, так и эти. А вот уникальных здесь нет. У нас же есть, например ПБ21, первый и единственный специально построенный советский пассажирский электровоз.
Хотя почему уникальных нет? А этот? Таких я не видел никогда.
ВЛ22М. Когда-то давно, в моём детстве на нашем участке дороги от Свердловска к Тагилу ходили только они. Я тогда думал, ну почему этот хлам достался именно нашему участку. Где-нибудь там есть более современные электровозы, а у нас только эти старички. А теперь рад бы увидеть живой ВЛ22, но увы.. Последние такие электровозы на ходу остались только здесь, в Челябинске, на путях металлургического комбината.
Тепловоз ТЭ 3. Они мне безумно нравились. Опять же в детстве. Подобные тепловозы изредка приезжали на нашу станцию. Они таскали путеукладчики и поезда с гравием для ремонта дороги. Странно. Я любил технику, но только как что-то внешне красивое, мощное, могучее. Никогда я не пытался разобраться, как она устроена, как работает. Никогда не хотел сам научиться ею управлять.
Я искал на сайте "Паровоз ИС" эти локомотивы по их номерам. ТЭ3-275 раньше работал в Кургане, а ВЛ22М -1790 в Пермских краях.
ВЛ8. Этот экспонат привезли из Дагестана. Хотя подобные электровозы на Южном Урале использовались. Но, вероятно недолго.
Пассажирские электровозы. ЧС2К и ЧС4. Неужели на Южно-Уральской дороге работали ЧС4? А ещё, говорят, что у них кузов из стеклопластика. Остальные электровозы-переменники стоят в глубине и отсюда не видны.
ЧС2К проходил модернизацию в Екатеринбурге и работал тоже в наших краях. А вот электричек в челябинском музее нет, как и в свердловском.
Ближе к концу музея жестяных окон всё больше. А ЧС4, как оказалось, никогда на Урале не работал. Его пригнали с базы запаса из Ивановской области специально как музейный экспонат.
Впрочем как и ТЭП60, стоящий за ним. Он тоже ржавел на той же самой базе запаса.
И хотя музей всё продолжался, я дальше не пошёл. Путь мне преградили очередные железные ворота.
Да и я тут вспомнил, что 52 минуты, которые стоит мой поезд, вполне могут и кончиться. И рванул назад. Эх, приехать бы сюда специально. Походить-побродить.
Прибежал я на вокзал и сразу кинулся к той платформе, где должен по моим рассчётам стоять мой поезд. Поезд стоял, но не мой. И вот тут я не на шутку испугался. Остаться в городе Челябинске на вокзале без денег и без документов- такое приключение было мне почему-то не по вкусу.
Я спросил у первого попавшегося путейца;
-А где оренбургский поезд?
-Да вон, рядом. Его всё прицепляют-отцепляют.
И точно, поезд стоял на соседнем пути. Я его просто не заметил потому что после того, как от него отцепили все прицепные вагоны, поезд стал почти наполовину короче. Он и стоит здесь так долго из-за этих прицепных вагонов. Я кинулся к поезду. Успел. Аля уже начала волноваться за меня. Ушёл, понимаешь, муж в музей и пропал.
Поезд тронулся, а я всё думал, что железнодорожный музей должен быть "живым". Как у наших американских "партнёров". Чтобы экспонаты ездили, возили каких-нибудь детей. Ездят ведь исторические паровозы. Почему бы не привести в рабочее состояние и эти локомотивы?
Ну и последний кадр. Фото Али у бутафорского паровозика.