Сколько раз под этим мостом ездил, а вот пройти по нему удалось лишь недавно. Когда ты проезжаешь под ним на электричке, то на сам мост даже и не обращаешь внимания. Сколько подобных мостов нависает над железными дорогами. Но стоит только на него подняться. И тогда становится видно, насколько он длинный. Говорят, что это самый длинный пешеходный мост на всём Урале.
Мы стоим на остановке "Электродепо" в Екатеринбурге и ждём электричку. Аля улыбается, а другие люди посматривают на меня несколько настороженно.
-Чего это он здесь снимает?
А мост уходит вдаль. Он протянулся над путями на 750 метров.
Если пройдёшь по нему, то увидишь внизу всю Свердловскую железную дорогу как бы в разрезе. Её прошлое и настоящее, славное и трагическое.
Начнём мы своё путешествие не на платформе, а на другой стороне моста, в городе. Здесь мост начинается, пересекая улицу Миномётчиков.
Мост составлен из нескольких частей. Скорее всего, его строили постепенно, удлиняя и пристраивая новые пролёты. Это часть первая.
Если посмотреть направо, то можно увидеть склад новых опор контактной сети. Эти серые железные столбы сейчас ставят на многих станциях, в том числе и у нас в Верх-Нейвинске.
Первые опоры были железные, решетчатые. потом их заменили на круглые бетонные столбы, а теперь вновь возвращаются к железным.
Наверное, в этом цехе опоры и делают.
А если посмотреть налево, то внизу будет виден маневровый тепловозик ТГК и машина, принадлежащая какому-нибудь местному железнодорожному начальнику. Объявление на столбе гласит: "Кроме машин завода СЦБ".
Что значит СЦБ?
Идём дальше. Эта часть моста огорожена сеткой "против самоубийц".
Пути, товарные вагоны. Везут куда-то бульдозер. Неверное, из Челябинска. Кстати, вот это, совсем неприметное место и есть согласно "Викимапии" эпицентр того самого взрыва на Сортировке.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E7%F0%FB%E2_%ED%E0_%F1%F2%E0%ED%F6%E8%E8_%D1%E2%E5%F0%E4%EB%EE%E2%F1%EA-%D1%EE%F0%F2%E8%F0%EE%E2%EE%F7%ED%FЯ хорошо помню этот день в октябре 1988 года. Приехав на Верх-Нейвинский вокзал, я увидел огромное количество людей. Электрички отменены. Все ждут, все испуганы. Все говорят о каком-то взрыве, но никто ничего точно не знает. Что взорвалось? Всем надо в Свердловск. У многих самолёты-поезда. Они уже опаздывают. Администрация города Новоуральска спасла тогда почти всех. Подогнали штук двадцать автобусов, и всех, кому было нужно в Свердловск, увезли. А мы остались. Мы ехали в Тагил. Нас администрация родного города спасать не стала. Да это и не нужно было. Мимо шла электричка Мурзинка-Нижний Тагил. На ней мы и уехали.
Странно, почему нет никакого памятного знака о той катастрофе. Ведь взрыв был страшен. Только по счастливой случайности погибло всего четыре человека. Уберёг Господь. Могло погибнуть гораздо больше. Было бы здорово, если б этот памятный знак был прямо здесь, на мосту.
А на этом участке сетка уже не сплошная. Только над проводами. Самоубийцам предоставлена возможность прыгать в промежутках между сеточками.
Везут стальную проволоку. Вон сколько. Целый состав. А навстречу едет металлолом. В крайнем справа вагоне именно он.
Тепловозное депо. Сортировка - станция большая. Для маневровой работы здесь нужны мощные тепловозы. ТЭМ7, самые мощные из российских маневровых тепловозов. Им приходится таскать длиннейшие составы, которые здесь формируют.
Потом к этим составам, которые тащил один ТЭМ7, подцепляют по два, а то и три электровоза, чтобы вести их дальше. ТЭМ2 и ТЭМ18, тепловозы поменьше. И для них здесь находится работа.
Вот те же тепловозы вблизи.
Прямо к депо примыкает Музей железнодорожного транспорта. Музей интересный, хотя и слегка бестолковый. Бестолковый потому, что все окна у музейных локомотивов заварены листами жести. Понятно, что нельзя иначе, что загадят и разворуют. Но всё-таки вид у локомотивов с этими "бельмами" какой-то ущербный.
Здесь, в музее выставлены паровозы. В паровозах я не понимаю ничегошеньки, и не могу оценить, насколько полно они здесь представлены.
Зато исторические электровозы все в наличии. Сс, ВЛ19, ВЛ22М, СК и ПБ21.
Электрификация железных дорог в СССР как известно началась в четырёх местах. Это Азербайджан, Грузия, Москва и Урал. Электрифицировали пригородные зоны больших городов (Баку, Москва) и горные участки с крутыми спусками и подъёмами - Сурамский перевал на линии Баку-Тбилиси и участок Кизел-Чусовская.
Первый советский электровоз называется Сс, что означает "Сурамский, советский". Почему Сурамский -это понятно. Его делали именно для Сурамского перевала. А почему советский? Потому что там же на перевале работали и другие машины серии "С". Сурамские американские и сурамские итальянские. Кстати перевал был так важен для страны потому, что через него шёл весь экспорт нефти из Баку к портам Чёрного моря. ВЛ19 и ВЛ22 - это уже потомки первого "Сурамского, советского".
Сам же первенец почему-то стоит в самом дальнем конце музея. Вон там, слева, зелёный, позади тепловоза ТЭ3. На почётном же месте стоят ВЛ19 и ПБ21. ПБ21 со звездой. ВЛ расшифровывается как Владимир Ленин, а ПБ как Политбюро. Электровозы наши кроме самых новых до сих пор ездят с инициалами Ильича на борту.
Электровоз ПБ21 интересен тем, что это самый первый пассажирский электровоз в СССР. Их в отличии от ВЛ построили совсем немного. И я не удивлюсь, если наш екатеринбургский ПБ окажется единственным сохранившимся во всей России.
Магистральный "исторический" тепловоз в музее только один - ТЭ3. Он и был почти единственным на Урале. Он грузовой, он и пассажирский. Для грузовых перевозок использовали две секции тепловоза, для пассажирских одну. Неэлектрифицированных линий у нас было только две из семи. Свердловск-Тавда и Свердловск-Верхний Уфалей-Челябинск. Вот по ним и ходили поезда под этими тепловозами.
На самом же деле "тепловозная" история нашего края чуть богаче. Были у нас и ТЭП60 и даже один ТЭ109 в Красноуральске. Но это уж совсем экзотика.
Есть в экспозиции музея и один узкоколейный экспонат. Тепловоз ТУ2. Он напоминает нам о "веке узкоколеек", который был когда-то на Урале. Узкоколейки были везде. На моей малой Родине в Нейво-Рудянке был второй, узкоколейный вокзал. От него ходили поезда к Кировграду и дальше, к медным рудникам Лёвихи. На поезде под тепловозиком ТУ2 ездили в Кировград мои мама и бабушка.
А чего в музее нет совсем, так это пассажирских вагонов и электричек. А жаль. Очень здорово смотрелись бы здесь старые электрички Ср3. Это тоже история нашей железной дороги. Как и дизель-поезд ДР1. А он-то откуда? Он ходил до конца восьмидесятых годов по ведомственной линии Уралмаш-Красное.
И ещё, очень интересно смотрелись бы в музее карьерные электровозы "крокодилы". На Урале работают несколько видов таких машин.
Справа от моста гигантские цилиндрические резервуары с дизельным топливом для тепловозов. Я слышал, что от взрыва на Сортировке сгорело сто тысяч тонн дизельного топлива. Хотя солярка и не горит так просто от зажженной спички, но тут от сильнейшего взрыва она загорелась. Не знаю, поместится ли в этих резервуарах сто тысяч тонн. Наверное, кто-то приврал, назвав именно такую цифру.
Вот въезд в цех. Из тьмы выступает перед какой-то платформы.
Тендер "железного Феликса", паровоза ФД21. Внутренние стенки тендера сделаны со скосом, чтобы уголь сам сыпался к кочегару.
А бетонная дорожка в небе бежит всё дальше.
А здесь уже электровозы. Большая часть из них - это 2ЭС6 "Синара", которые выпускает завод УЗЖМ в Верхней Пышме. Электровозы эти приезжают сюда в депо не сами, их тянет маневровый тепловоз. Потому что линия от Пышмы до Екатеринбурга не электрифицирована. Когда новый уральский электровоз "Гранит" приступит к работе, он тоже встанет сюда, на эти же пути.
Пара электровозов уже в новой серо-красной окраске. Далеко не всегда мне нравится эта типовая серо-красная расцветка, которой стали красить на железной дороге всё. Особенно нелепо смотрится она на вагонах фирменных поездов. Я считаю, пусть уж фирменные поезда красят как угодно. Пусть хоть ёлочки на вагонах рисуют, хоть под малахит расписывают.
Но вот этому электровозу серо-красное идёт даже больше, чем бело-зелёное. Я так думаю.
http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=326199&LNG=RU#picture
А вдали виден Екатеринбург, вернее его центр. Белый и сверкающий город, как будто вырубленный из снега. Сказочный город-айсберг.
Вагоны, стиснутые с боков , зажатые как в каньоне.
И свалка вагонов, их последнее пристанище. Здесь их режут на металлолом.
А мостик бежит дальше, здесь начинается его последняя часть.
Конец моста уже виден. Сейчас дойдём до него и спустимся к пассажирской платформе. Но перед этим нужно ещё раз пройти над путями. Чего тут только нет. Мясо и пиво, трубы, песок и автомобили. И ещё сотни разных грузов.
Ну вот, мы и дошли до конца. Закончилось наше семисотпятидесятиметровое путешествие по мосту. Сейчас мы спустимся, и через семь минут придёт наша электричка. Мы спешили, мы бежали, и фотографировать приходилось буквально на ходу. Эх, было бы у нас времени побольше.
Но когда-нибудь мы ещё вернёмся на этот мост. Ведь отсюда вся наша Свердловская железная дорога видна как в разрезе.