Вчера вернулись с федерального Сабантуя. Он проходил на стадионе "Локомотив", на Сортировке. Мы как всегда с ярмаркой. И весь праздник как всегда шумел где-то поодаль от нас. Почему-то вспомнилось из "Василия Тёркина".
А кому из вас известно,
Что такое сабантуй?
- Сабантуй - какой-то праздник?
Или что там - сабантуй?
- Сабантуй бывает разный,
А не знаешь - не толкуй,
Бот под первою бомбежкой
Полежишь с охоты в лежку,
Жив остался - не горюй:
- Это малый сабантуй.
Нам этот Сабантуй тоже тяжело достался. Солнцем нас жарило немилосердно и доджём поливало. Устали страшно и сильно обгорели на солнце. Так что теперь мы отдыхаем. В лёжку лежим.
Слово "сабантуй" происходит от татарского слова "сабан" - плуг. Сабантуй "праздник плуга", татарский и башкирский летний крестьянский праздник. "Википедия" определяет понятие "сабантуй" так.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E1%E0%ED%F2%F3%E9Вот он, плуг, символ праздника. Его тоже привезли из Башкортостана.
В последнее время на уральской земле празднуют Сабантуй с небывалым размахом. Обязательно с участием губернатора и высших должностных лиц Татарстана и Башкирии. Смысл праздника теперь - это прежде всего дружба и единство разных народов, населяющих Урал. В этом нынешний Сабантуй стал похож на День народов Среднего Урала.
http://guriny.livejournal.com/14101.htmlНу, так что ж с того? Ещё один праздник дружбы народов Уралу не помешает.
Утро. Примерно девять часов. Мы идём с электрички к стадиону "Локомотив".
Обстановка сейчас неспокойная, поэтому при входе на стадион полицейские спрашивают, кто мы, откуда, куда идём и что у нас в сумках. Узнав, что мы мирные люди, идём участвовать в ярмарке, а в сумках наши изделия, нас беспрепятственно пропускают. А перед воротами стадиона грузят на эвакуатор чьи-то машины. Боятся мины в автомобиле. Думают, что если рванёт сейчас, а не в разгар праздника, то это будет "лучше".
Нас пригласил на Сабантуй Центр традиционной народной культуры Среднего Урала.
http:///www.remeslour.narod.ru/ Мы заходим на территорию. Куда нам дальше? Дальше нам идти по стрелке на майдан.
При виде слова "майдан" немножечко морщусь. Оно всегда ассоциируется с украинской "незалежностью".А мы идём мимо павильонов и юрт, которые по традиции привозят на Сабантуй из разных районов Башкирии.
А вот и наше рабочее место. Здесь торговые ряды мастеров народных промыслов.
Наше место оказалось рядом со "штамповщиками"из Первоуральска. Девушка в жёлтой кепке продаёт именно их изделия. С другой стороны от нас резчик по дереву из Лесного Андрей Исаков. Он режет только из кедра.
Ассортимент у первоуральцев богатейший. Чего тут только нет. Даже рог изобилия есть.
Мастеров обработки бересты на этом празднике было довольно много. Это и уже известный нам Сергей Иванов, и мастера, которых мы и не знаем. Иванов плетёт миниатюрный лапоть. Это его обычное занятие на ярмарках.
У них тоже резьба, причём резьба полупрорезная. У нас резьба прорезная, мы режем бересту насквозь. А они прорезают только верхний жёлтый слой. Потом осторожно подцепляют прорезанный жёлтый слой остриём ножа и аккуратно его отделяют. Если у нас жёлтый рисунок и тёмный морёный фон, то у них фон белый. Белый - это цвет внутренних слоёв бересты. Раньше мы тоже делали такие изделия, но потом забросили эту технику, потому что жёлтый слой далеко не всегда хорошо отделялся.
Присмотритесь. Очень красивые изделия.
И самый интересный стенд берестянщиков это там, где сидят дети. Вот они какие. В берестяных плетёных ободках, да ещё и в лапоточках. Лапоточки правда в кадр не попали.
Они что-то плетут, делают браслеты и шаркунки. Шаркунки - это берестяные коробочки-погремушки, которые делаются без клея. Они не разваливаются потому, что их держит сила скручивания бересты. Внутрь такой коробочки насыпается сушёный горох. Когда трясешь такую погремушку. горох перекатывается и шуршит. Туесок с "музыкальным" горохом стоит у мастеров на почётном месте.
Любой национальный праздник - это всегда своеобразный парад людей, одетых необычно. Вот и здесь на Сабантуе мы встретили немало людей, которые привлекли наше внимание своей одеждой. Причём далеко не всегда они были одеты в традиционные национальные костюмы.
Вот, например, молодой человек в "патриотическом" галстуке. На галстуке нарисованы Путин, Медведев и лозунг"Россия вперёд!". В сочетании с костюмом и белой тюбетейкой смотрится потрясающе.
Казак с видеокамерой.
Девушка в тюбетейке, тёмных очках и голубом покрывальце.
А вот этот мужчина с виду русский, одет в длинный бархатный пиджак с национальным орнаментом. Он продаёт башкирский мёд и чак-чак.
Везде стоят "подворья", юрты. У всех разные и очень красивые. Возле них люди в национальных костюмах. Я в эти юрты не захожу, некогда. Я и так знаю, что там стоят столы с угощением. Из репродукторов звучит музыка. Веселые и немножко монотонные татарские песни.
Когда мы были на позапрошлогоднем Сабантуе в парке Маяковского, вся трансляция была на татарском языке. Теперь организаторы праздника учли прошлые ошибки. Тепрь репродуктор говорит и по-русски.
Возле юрт всякие интересности.
Лисьи шкурки и ужасающего вида капканы, которыми ловят пушных зверей. Память о том, что раньше башкиры были охотниками и скотоводами. Земледелием они занялись позднее.
Музыка оглушает. Но для нас олицетворением всей музыки Сабантуя стал вот этот человек с кураем в руках.
А вот девушки с самоварами на головах. Они, наверное, встречают губернатора Александра Мишарина и президента Татарстана Рустама Минниханова. А может быть и не их. Но приготовления к встрече явно намечаются.
Хлеб-соль.
Есть на Сабантуе и русское подворье. Здесь поют.
А над татарским висит воздушный шар.
Марийское подворье.
И марийский натюрморт. Привлекает внимание огромная бутыль посреди стола. Что в ней, самогон? Наверное, это водка-"кумышка". От слова "кумыш"-серебро. Надо же, какое "драгоценное" слово придумали люди для алкоголя.
Подворье осетинское. Молодой человек в черкеске и девушка на фоне гор. Горы явно не уральские.
Восточное подворье. Наверняка оно общее для всех народов Средней Азии и Казахстана. Перед входом в юрту нужно снять обувь.
А центр Сабантуя - это арена стадиона. Туда прибудут высокие гости, там будет основной концерт, награждение и состязания борцов. Я туда и не пошёл.
Здесь интереснее. А губернатора я уже видел месяца два назад.
Вот отдельная "нижнекамская" сцена. Если на "основной" сцене поют и говорят на двух языках. то здесь только по-татарски.
Сабантуй не был бы Сабантуем, если бы на нём не было специфических "сабантуйских" забав. Например, лазание по гладкому столбу. Нужно залезть на вершину столба за призом. Приз - платки, а самый главный приз - петушок в клетке. Вон он, висит на самом краю справа. До него труднее всего дотянуться. Столб, как видите, пуст. При мне смелых не нашлось.
Ещё нужно пройти по бревну. А изюминка каждого Сабантуя - это бег в мешках.
Борьба куреш - тоже часть праздника. "Большой" куреш для именитых спортсменов там, на стадионе. Там высокие гости, там призы. Главный приз по традиции - баран. Плюс, уже не по традиции, автомобиль "Фиат-альбеа". А здесь, под деревьями "малый" куреш. Для всех желающих. Но тоже всё серьёзно. Судья выдаёт борцам пояса. Если нужно объясняет ребятам суть национальной борьбы. И свистит в свисток. Схватка началась.
А я хожу и смотрю на деревянные скульптуры. Они выставлены здесь же, под деревьями. Необычные, своеобразные вещи. Их можно рассматривать очень долго.
А вот это странная работа. Двое целующихся бородатых мужчин. Это что, намёк?
В этих скульптурах видна рука и стиль мастера, неповторимая творческая манера. Кто он, этот скульптор?
А это скульптуры уже более привычные, богородского типа. Подписи нет. Может быть, из Бобровского. Там, в Бобровском наш уральский центр резьбы по дереву.
А я возвращаюсь к своему столу. И к нашим соседям по ярмарке. Вот деревянные ложки и фигурки. Рядом их автор Ф. К. Валиахметов. Очень интересные пеньки-домовые и сучочки-музыканты.
Корабли и машинки в бутылках.
И их создатель.
И ещё много-много мастеров, до которых я просто не дошёл. Огромная была ярмарка.
Грянул гром и внезапно пошёл дождь. С каждой секундой он становился всё сильнее и сильнее. Организаторы ярмарки были готовы и к этому. Нам мгновенно раздали полиэтиленовые накидки. Одной из этих накидок мы прикрыли свои изделия, а сами спрятались под зонтиками.Естественно, дождь быстро разогнал всех посетителей.
Дождь продолжался минут пятнадцать. Потом прекратился, и стало жарче прежнего. Влажная жара после дождя - приятного мало. Особенно когда совсем нет ветра. Мы торговали еще какое-то время. До 17 часов. Потом все засобирались. И мы с ними. На память о Сабантуе у нас остались жёлтые кепки с надписью "Федеральный Сабантуй"и зелёные шарфики, которые нам выдал Центр традиционной народной культуры. Правда вид у нас в этих кепочках был не очень традиционный. Мы напоминали продавцов в "макдональдсе".
Ну, вот и всё. Для нас праздник кончился. Мы сели в электричку и поехали домой. А напоследок выложу фотографию, которая отражает суть того, для чего всё это действо было задумано. То есть взаимное доверие и уважение представителей разных наций и культур. Оно было в России на протяжении веков, будет и дальше.