Днепропетровский метрополитен. Взгляд из двери

May 29, 2013 05:49

Февраль 2012

1. "Вокзальная"


7,9 км. Издевательски днепропетровское метро как только ни называют: и легким метро, и детской железной дорогой, и самым маленьким метро в мире. Последнее, впрочем, не совсем верно, и в доказательство апологеты приводят разные примеры более коротких систем. Например, в Википедии перечисляются следующие: Генуя, Катания, Хайфа, Перуджа, Зерфаус и Новый Афон. В основном, это, конечно, бред. Хайфа - подземный фуникулер, который, действительно, иной раз называют метрополитеном Хайфы, но почему бы тогда заодно не назвать метрополитеном и стамбульский Тюнель? Перуджа - одновагонный пипл-мувер на 6-7 человек, вагон которого внешне напоминает одну секцию московского монорельса. Тогда уж метро - и все пипл-муверы всех аэропортов мира. Зерфаус - курортная перевозка лыжников от стоянки к склону. Новый Афон - экскурсионная узкоколейка внутри Новоафонской пещеры. Все эти т.н. "метрополитены" притянуты за уши.

Реальный список самых коротких метрополитенов мира:

1. Катания, Италия. Многолетний лидер рейтинга, 3,8 км, 6 станций, узкоколейная наполовину подземная, наполовину одноколейная система. Открыта в 1999. Областной центр восточной части Сицилии, расположен на склонах вулкана Этна, население - 290 тыс. С 2006 года обсуждаются планы расширения системы.

2. Валенсия, Венесуэла. 6,2 км, 7 станций, в основном подземная линия с трамвайным подвижным составом (этим несколько похожа на Кривой Рог и Волгоград). Открыта в 2006. Центр штата Карабобо, третий по величине город страны, население - 2,2 млн.

3. Маракайбо, Венесуэла. 6,9 км, 6 станций, полностью наземная, открыта в 2006. Областной центр в западной части страны, центр нефтедобычи, население - 3 млн. С 2014 года обещают возобновить второй этап строительства, что сдвинет Днепропетровск еще на одну позицию вниз.

4. Генуя, Италия. 7,1 км, 8 станций, подземная за исключением двух концевых станций. Открыта к чемпионату мира по футболу 1990 года. Областной центр провинции Лигурия, очень изрезанный город (3 фуникулера), расположенный на склонах Лигурийских Аппенин, население - 650 тыс. На мой субъективный взгляд - самая интересная из малых систем.

5. Бангалор, Индия. 7,5 км, 6 станций, полностью на эстакадах, открыта в 2011. Первая секция большой системы из двух линий, построенная делийской корпорацией после окончания активной фазы строительства в Дели. Центр штата Карнатака в южной части страны, население - 4,2 млн.

6. Днепропетровск, Украина. 7,9 км, 6 станций, полностью подземная, открыта в 1995. Областной центр Восточной Украины, крупный транспортный и ранее - промышленный центр, население - 1 млн.

То есть все-таки 6 место, самое короткое метро в бывшем СССР и первое, открытое после его распада в 1995 году (после Днепра метро открылось еще в Казани и Алма-Ате). Правда, если в текущем или следующем году в Днепре ничего нового не откроется, то и шестого места ему не видать.

Я спустился в днепропетровскую подземку на следующий день после криворожской и был сразу удивлен отсутствием пассажиров (криворожский метротрам, в противоположность, весьма востребован) и огромными интервалами. Позитив же состоял в том, что наверху в конце февраля было скользко и безостановочно лило с неба, а здесь было сухо и относительно тепло.

Отсутствие пассажиров в миллионном городе объясняется просто: линия проходит исключительно по промзонам, которые некогда были заводами-гигантами оборонной, атомной и космической индустрии, а сейчас больше похожи на декорации низкобюджетного триллера. Единственная станция, где люди в принципе встречаются - "Вокзальная", самая близкая к центру города. Кроме того, весь город покрыт сетью трамвайных маршрутов (хорошо, кстати, наполненных), пользоваться которыми, конечно, удобнее, чем метроогрызком глубокого заложения.

2. "Коммунаровская"


Из шести станций только самая западная - "Коммунаровская" - мелкая, остальные - глубокие. Интервал в вечерний час-пик, по моим подсчетам (поскольку интервальные часы после десяти минут даже не сбрасываются в ноль, а просто темнеют) - 11 минут. Время движения по линии - те же 11 минут. Нехитрое математическое действие дает нам количество одновременно работающих на линии составов - две штуки. По три вагона, в каждом из которых сидит в среднем по 2-3 пассажира. При стоимости километра линии глубокого заложения $60 млн. Внеэкономические механизмы и несвободный рынок в действии...

3. "Проспект Свободы"


4. "Заводская"


Прикинув, что при таких интервалах на съемку шести станций и возвращение на "Вокзальную", где я остановился в вокзальных комнатах отдыха, мне понадобится не менее 77 минут, я решил последовать примеру ymblanter и снимать промежуточные станции непосредственно от дверей, не отпуская поезд. В реальности все оказалось еще проще: четыре промежуточные станции "Метростроителей, "Металлургов", "Заводская" и "Проспект Свободы" оказались типовыми односводами подобно "Тимирязевской" в Москве. Отличия были только в цвете отделки (вероятно, пластиковой), да на "Заводской" встретились оригинальные продольные светильники. Решив, что односводов на своем веку я видел уже достаточно, я снимал станции даже не поднимаясь с сиденья, запечатлев только цвет и форму отделки. Впрочем, цвета на промежуточных получились поярче и повеселее, чем на колонной "Коммунарской" и пилонной "Вокзальной", даром, что средний пассажирооборот на них - меньше одного человека с поезда. В целом метро произвело впечатление двойственное: с одной стороны типовые, очень темные станции с серыми безликими названиями ("Заводская" могла быть "Сухим островом", "Металлургов" - "Горяиново", "Метростроителей" - "Орловская"), отсутствие пассажиров и редкие поезда. С другой - оригинальная короткая система, в которой даже типовушки удалось неплохо обыграть (все-таки все помним, что такое был 1995 год), с некоей перспективой и огромным потенциалом для развития, предоставляемым миллионным городом на берегах крупнейшей реки.

5. "Металлургов"


6. "Метростроителей"


В заключение - снимки стройплощадок самых долгостроящихся (с 1982 по как минимум 2013) в бСССР станций "Театральная" и "Центральная". Третья обещанная вдоль проспекта Ленина станция "Исторический музей" на поверхности никак не идентифицируется и, вероятно, существует пока только в проектах.

7. "Театральная" (проектное название - "Парк Чкалова")


8. "Центральная" ("Соборная")


Спасибо за внимание. Такой вопрос: про собственно город Днепропетровск кому-нибудь интересно?

Вся восточная Украина:
Харьков. Город
Харьков. Метро
Харьков. Зоопарк
Орджоникидзе. Последние Ср3
Кривой Рог. Город
Кривой Рог. Скоростной метротрамвай

Другие посты о городском транспорте:
София. Метро
Мальта. Автобусы
Брисбен. CityCats

Украина, метро, мои фотографии, мои путешествия, городской транспорт

Previous post Next post
Up