Помнится, ещё в детстве, когда я уже интересовался транспортом, я очень любил рисовать разные схемы и карты. В том числе я рисовал разные схемы метро с будущими станциями, какими бы мне хотелось их видеть. Уже тогда я думал, что а как бы было хорошо, если бы в Москве было ещё одно кольцо, и придумывал разные варианты, как оно могло проходить.
Вот, специально нашёл одну из таких схем, в которой, как оказалось, даже предугадал частично некоторые названия: Масловка, Лефортовская и т.д. Называлась она у меня тогда Валово-Кольцевая линия (потому что должна была проходить по "валам" - условной линии, по которой шла граница в середине -конце XIX века, прослеживаемой сейчас по улицам, имеющим название "вал"). К сожалению, линия практически полностью выцвела, но разглядеть её можно. Ещё помню, точно придумывал Кольцевую линию через Каховскую-Каширскую, и следующая станция должна как раз была иметь название "Зюзино". Так что, когда станцию с таким названием действительно открыли, мне было очень приятно, что я столь задолго её предсказал!
1992 год, мне 8 лет.
Как вы понимаете, делал это не только я, занимались этим и солидные дяди в проектных институтах ещё с годов 70-х. Тем не менее, историческое событие случилось лишь 1 марта 2023 года: в Москве появилась вторая полноценная кольцевая линия метро! И третья кольцевая линия внеуличного транспорта. Я считаю, что это действительно очень крутое и достойное достижение!
До недавнего момента существовал, если я не ошибаюсь, только один город в мире с двумя кольцевыми линиями - это Пекин!
Первая кольцевая линия №2 появилась в нём ещё в 1987 году, а вторая №10 - в 2013.
Ну вот, а теперь пару Пекину составляет Москва. При этом, длина пекинской 10-й линии составляет 57 км, а нашей - 67! А если считать с МЦК - то у нас, вообще, уже 3 кольца!
Важно подчеркнуть, чтобы никто не путался: 1 марта в Москве не появилось ни одной новой линии! Большая кольцевая линия вообще существует официально года так с 2017, когда был открыт её первый участок от Петровского Парка до Делового центра (причём, часть этого участка теперь - не БКЛ). Небольшое продление случилось в
апреле 2021,
крупное - в декабре 2021, ну и финал случился сейчас, в марте 2023.
Ещё один
участок на востоке действует с марта 2020 года (с самого начала ковида), от Нижегородской до Лефортово. В конце 2020 его продлили до Электрозаводской, а сейчас просто переключили в состав новой линии. Таким образом, перед моментом запуска линия уже состояла из двух действующих участков, между которыми были 2 недостроенных пробела. Тем и интереснее - можно теперь проехать по ним на одном поезде, хотя раньше это были разные линии.
Всего 1 марта было открыто 7 новых станций: Марьина Роща, Рижская, Сокольники, Текстильщики, Печатники, Нагатинский Затон, Кленовый бульвар. 2 станции были реконструированы и открыты заново: Каширская, Варшавская. Теперь на Большой Кольцевой линии 31 станция, равно как и на БКЛ, 43 состава "Москва" в каждом направлении (всего 86), полный круг составляет примерно 1 час 20 минут. Проехал и посмотрел, как там новые станции.
Кстати, по такому грандиозному поводу на линии собрали все самые новые составы "Москва", один из них - брендированный в честь новой линии.
Внутри - познавательная информация о всех станциях БКЛ и о кольце в целом.
На участке построили 2 глубокие трёхсводчатые станции (МР, Рижская), 1 среднеглубокую с лестницами в центре зала (Сокольники), 4 станции с боковыми платформами, ну и 2 классические 40-ножки. Что-то вышло неплохо, что-то - довольно посредственно, от чего-то хочется просто блевать.
Кстати, некоторые граждане уже быстро сориентировались, где лучше всего сном заниматься :)
Дата открытия до последнего момента была под секретом. Открыть движение должен был аж президент. Всё готовилось к 28 февраля 2023 года, однако в последний момент что-то сдвинулось, и открытие перенесли на 1 марта. Путин всё равно выступал по конференц-связи, но больше интересно, как оперативно сориентировались с табличками, указав в них сразу правильную дату!
По такому поводу, первые дни даже проезд бесплатным сделали!
Кстати, помимо кольцевого движения по линии, сохранился также и маршрут "Савёловская - Деловой центр". Поезда следуют по части Большой Кольцевой линии, а затем - по ответвлению из двух станций. Это ответвление называется линией 11а. Были идеи пустить сквозные поезда с 11а на Некрасовскую линию, но в итоге от них отказались. Сохранили лишь имеющийся маршрут, а на участке Савёловская - Хорошёвская сохранилось в одну сторону вилочное движение, а в другую - каждый третий поезд следует лишь до Савёловской.
В дополнение, на следующий день ещё открыли ещё и новую платформу МЦД Марьина Роща!
К сожалению, радость от открытия портится многочисленными недоделками и низким качеством работ на многих станциях. Вот, например, столько денег на их строительство потратили, но почему нельзя было сделать везде лифты? Современный важный норматив, делающий использование станций комфортным! Но нет, лучше на разные ненужные бирюльки потратим деньги.
По не так давно принятым технормативам нужно как-то особенно монументально делать вентиляцию на станциях, из-за чего и сами станционные залы и поверхности над станциями утыканы какими-то несуразными конструкциями, портящими вид. Это ещё со времён Юго-Восточной, кстати! Вот как раньше умудрялись без всего этого станции строить и никто не задохнулся за все 87 лет?
Но давайте пройдёмся по станциям, посмотрим, что там да как?
Марьина Роща.
Классический трёхсвод, в котором колонны между залами выглядят в виде таких забавных выпуклышей.
Боковые стены оставили с незакрытыми тюбингами, как на Савёловской - типа сэкономили на отделке. Ну ладно, в этом что-то есть.
Интересно, что кольцевая МР (в девичестве Шереметьевская) стала станцией с самым длинным эскалатором в Москве. О чём не преминули наклеить буквы на весь эскалатор прямо как на электробусы :)
Пока едешь, можно даже наблюдать по отметкам, на какой ты глубине - впервые такой сервис предоставляют!
Что они будут делать с этими буквами, когда будет что-то более глубокое построено?
Показательно, конечно, как станция приспособлена для маломобильных граждан: никак. Потратили кучу бабла, но сделать лифты оказалось неподъёмным делом.. Ну хоть честно признаются при этом. А даже на тот самый длинный эскалатор нужно сперва подняться по лестнице..
Спасибо, разве что, за вестибюль в уровне земли! Очень ценное явление в нашу эпоху избыточных лестниц и переходов.
С шарами задумка, конечно, очень классная!
В них теперь очень любят фотографироваться проходящие граждане.
Рижская
Самая близкая ко мне станция, которая сильно улучшит теперь большинство моих корреспонденций.
Тоже классический трёхсвод с интересным оформлением проходов в виде порталов в будущее и такими же незакрытыми тюбингами.
В центре повесили на потолок экран, который показывает всякие странные видеоряды. Экран уже стал довольно популярным, какие-то ребята проводили перфоманс, ложась прямо под него. Впрочем, скоро его обещают убрать.
Идиотизм навигации. Вам нужна Трифоновская улица, куда вы пойдёте? Отвечайте быстро, первое, что придёт в голову.
Сокольники
Оформление Сокольников-2023 символично посвящено метрострою и запуску первого участка Московского метрополитена имени Кагановича.
Я, кстати, читал много критики вот такого ретро-оформления, но мне оно показалось интересным.
Сокольники-1935 и Сокольники-2023! Такие разные исторические эпохи, а название - одно и то же :) Это - рекорд по разнице в возрасте между станциями-тёзками (88 лет).
Получается, что теперь, чтобы запрячь Маруську, можно двумя способами от Сокольников до парка ехать на метро.
Интересна ещё и конструкция станции. Тут сделан второй балконный уровень, как на Комсомольской-радиальной или БДД.
С него ведёт наверх эскалатор, ведущий наверх к выходу и старым Сокольникам. Но! При этом же, рядом есть второй параллельный эскалатор с самой платформы, который ведёт в тот же самый вестибюль! Выходит какой-то бред, но, похоже, это попытка удовлетворить новую норму, по которой из всех новых станций должно быть по 2 выхода.
Наверху висит даже скрин исторического приказа о начале строителсьства метрополитена!
Интересен и переход со старых Сокольников на новые. Задействован зал, бывший все 87,5 лет закрытым для публики.
На самой станции параллельно стоят какие-то маленькие металлические колонны. Как оказалось - вентиляция. Странный подход, но такое тут теперь чуть ли не на каждой второй станции.
Кстати, по логике вещей, на старых Сокольниках нужно повесить плакаты о строительстве БКЛ :))
Впрочем, про остальные станции мы отдельно поговорим позже. С ними пост выходит очень большим! Оставайтесь на связи!