В дискуссиях, посвящённых истории гражданской войны на просторах бывшей Российской империи, довольно часто поднимается вопрос - почему верх в распре одержали большевики? Вопрос сложный, а потому на него не может быть простого ответа: на результат войны повлияла сумма факторов, среди которых красный террор, решительность красных, отсутствие гибкости в решениях вождей белых и многое другое. Но, пожалуй, краеугольным камнем большевицкой победы в той войне стал чёрный передел собственности, объявленный Николаем Лениным, - то самое: земля - крестьянам, фабрики - рабочим. Это оказался эффективнейший способ склонить крестьянскую массу, - которая, напомню, к тому времени составляла что-то около 85% всего населения империи, - на свою сторону.
Интересно, что, 20 лет спустя, в октябре 1941 года, генерал-лейтенант Красной Армии товарищ Лукин Михаил Фёдорович, оказавшись в германском плену,
дал предельно откровенный ответ допрашивавшим его немцам по интересующему тех вопросу:
«… Для русского крестьянина сегодня самый важный вопрос - это вопрос о владении землей. Крестьянин пошёл в революцию, чтобы стать землевладельцем. Советское правительство украло у него эту землю, поэтому крестьянин ненавидит систему. […] Дайте русскому крестьянину землю - и он ваш (Выделено мной. - Пан Гридь). На собственной земле крестьянин и работать будет совсем иначе, чем в колхозе. Там он ведь только самый минимум делает. И о собственном скоте он по-другому заботиться будет, сам станет терпеть нужду, лишь бы прокормить скотину...».
Генерал-лейтенант Лукин, 1940 - 1941 годы.
И ведь генерал не кривил душой - знал, о чём говорил: всё-таки сам - крестьянский сын. О том же самом говорили и рядовые красноармейцы, забритые в армию из крестьян, и тоже - немцам.
В книге своих мемуаров Вильфрид Карл Штрик-Штрикфельдт поместил некоторые записи из записных книжек лета - осени 1941 года. Есть в них и такой интересный фрагмент - разговор с советскими военнопленными [Штрик-Штрикфельдт В.К. Против Сталина и Гитлера: Генерал Власов и Русское Освободительное Движение. - М.: Изд-во «Посев», 1993. - с. 22]:
«… ”Сколько вам лет?” - “Сорок девять”. - “Солдат?” - “Нет. Они забрали меня на земляные работы. Там я и попал в плен. У меня жена и дети… Жену с детьми они погнали из села, когда подходили немцы. Я бы хотел теперь пойти искать мою семью. Чёрт бы побрал Сталина! Он отобрал у нас наше хозяйство… уже несколько лет назад. А вы дадите нам обратно землю? (Здесь и далее выделено мной. - Пан Гридь)”.
“Правда ли, что немцы отдадут крестьянам землю?” - “А вы откуда?” - “С Урала”. - “Ну, до Урала ещё очень далеко”. - “Но если вы туда дойдёте… Нас этот вопрос сильно интересует… А вы, верно, придёте и к нам на Урал”…».