Предыдущий выпуск -
тут.
Национал-социализм традиционно рассматривается в историографии, как сугубо немецкое явление, равно как фашизм - итальянское, а большевизм - российское, в подтверждение чего этому термину, как правило, предпосылается эпитет германский. Тем самым читателю говорят, что идеология национал-социализма, пускай и впитала идеи мыслителей различных эпох и народов, могла возникнуть только и исключительно на немецкой почве.
Тем не менее, в исторической науке существуют и иные мнения на данный вопрос. Например, концепция о русском влиянии на возникновение немецкого нацизма. Подчеркну особо: влияние не в смысле появления оной крайне правой идеологии, как некий ответ германской интеллектуальной элиты на угрозу большевизма (это как раз таки давно стало общим местом в историографии), а как продукт в том числе и русского интеллектуального воздействия.
Так это или не так - вопрос интересный, хотя и не он является темой сегодняшнего выпуска рубрики «Тамиздат полтора века назад» (в скобках замечу лишь то, что нахождение данной концепции на периферии современной исторической науки ничего не говорит о её, концепции, ценности: это, скорее, свидетельство консервативности и даже закоснелости самой науки). Но читая об ужасах крепостничества в газете А.И. Герцена, я поймал себя на мысли о том, что вся эта помещичья сволочь, по большому счёту, была предвестником германского национал-социализма, во всяком случае в той его части, которая касалась обоснования необходимости сегрегации людей по каким-либо признакам.
«Барыня». Картина кисти художника Владимира Егоровича Маковского, 1909 год. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары, Российская Федерация.
Итак, слово - Тамиздату (разбивка на абзацы, пунктуация и орфография - мои) [«Колокол»: Газета А.И. Герцена и Н.П. Огарёва. Вольная русская типография, 1857 - 1867. Лондон - Женева. Факсимильное издание. Выпуск третий: 1860, Лондон. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1962. - с. 497]:
«К ФИЗИОЛОГИИ И ЗООЛОГИИ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ПОМЕЩИКОВ.
Его высокоблагородию, господину младшему чиновнику
особых поручений владимирского гражданского губернатора - Дубенскому
Из дворян, жены штабс-капитана,
Зенаиды Васильевой Архангельской -
Отзыв.
В дополнение к данным мною ответам по производимому вами следствию - о дурном будто бы моём обращении с своими людьми - честь имею объяснить следующее: взаимные отношения господ и крепостных людей основаны на законе - как гражданском, так и нравственно-религиозном, сам Бог создал особо господ и слуг, которым и дал особую натуру, способную к перенесению тяжёлых трудов в услужении господам своим, тогда как господа имеют натуру, от Бога им данную, более нежную. К этому физическому различию между господами и холопами, присоединено Богом и нравственное различие между ними: способность повелевать и повиноваться.
Закон гражданский, распределяя отношения между людьми, основываясь на этом естественном различии господ и холопов, резко распределил отношения между ними и в гражданском быту, поставив господ первыми в рядах гражданственности и во всех движениях света и освободив их от телесных наказаний, а последних, предоставя им один телесный труд, подвергает и наказанию телесному. На этих общих всем началах были основаны и основываются и мои отношения к дворовым моим людям - с требованием от них беспрекословной всякого рода службы, как врождённый уже в них, и беспрекословного повиновения их моей воле по праву предоставленному мне как законом гражданским, так и нравственно-религиозным.
За этими обстановками господ и холопов, жалобы на меня крепостной девки Марфы Андреевой не заслуживают никакого внимания и не стоят того, чтобы из-за них беспокоить благородных людей - как меня, так и вас, господа следователи.
Объяснив изложенное мною вашему высокоблагородию, имею честь покорнейше просить этот отзыв принять от меня и освободить меня от всяких притязаний Андреевой, как нелепых и противуестественных.
К подлинному отзыву из дворян штабс-капитанша Зенаида Васильева Архангельская руку приложила.
Генваря 24 дня, 1858 года».