ЛЮДИ, СОЗДАВАВШИЕ ИМПЕРИЮ

Mar 18, 2024 09:00

Скачал я давеча советский двухсерийный фильм «Демидовы», снятый Ярополком Леонидовичем Лапшиным в далёком теперь уже 1983 году. Знаете, фильм на удивление неплохой. Я бы даже сказал, крепкий фильм получился. Интересная история, прекрасный актёрский состав (вот лишь несколько имён: Евгений Евстигнеев, Вадим Спиридонов, Александр Лазарев, Леонид Куравлёв, Михаил Козаков, Лидия Федосеева-Шукшина, Валерий Золотухин, Лев Борисов, Юрий Назаров и многие другие), великолепная игра. В общем-то, даже грех было ждать чего-то корявого: что-что, а в послевоенном Союзе фильмы о петровской эпохе получались очень даже ничего. Достаточно вспомнить «Юность Петра», «В начале славных дел» или «Россию молодую».

Последнюю, правда, под конец чуть было не похерили досадным ляпом в финальном эпизоде: если помните, там была такая яркая сцена, когда через просеку откуда-то с севера на Балтику волоком тащили какой-то корабль - то ли фрегат, то ли что помельче. Но это, в конце концов, можно списать на неграмотность автора первоисточника - насколько я понял, это именно Юрий Герман в одноимённом романе придумал сколь эффектный, столь же и неправдоподобный ход.

Впрочем, вернусь к «Демидовым».

Впервые смотрел я его в своём счастливом детстве и уже успел изрядно подзабыть. Поэтому, пересматривая его вчера, испытал двойственное чувство: с одной стороны, приятная такая ностальгия вкупе с определённым эстетическим удовольствием от игры актёров, красивой природы и, вообще, исторического антуража, а с другой - полное отторжение того, что происходило на экране моего персонального телевизора.




Во-первых, с чисто художественной колокольни, фильм проигрывает по части монтажа. Особенно от этого страдает первая серия. Вы только начинаете привыкать, что действие картины разворачивается где-то в 1703 году, когда - бац! - Никита Антуфьев с какого-то бодунища поздравляет Петруса Примуса с «Великой Победой». И так везде.

Но это - ладно. Хуже - это во-вторых. Тут идёт просто манкирование фактами. Т.е. на экране развивается жизнь в какой-то альтернативной реальности. Причём похлеще, чем, скажем, в изрядно (и справедливо!) потоптанном ногами «Храбром сердце». Всё перечислять не буду, пройдусь лишь по вершкам. Есть Никита Демидович Антуфьев, у которого внезапно не три сына и дочь, а просто два сына. Куда дели третьего - Никиту, не знаю. Зато второй - Григорий - оказывается не в меру живуч: в текущей реальности он отдал Богу душу, если мне не изменяет память, ещё в 1728 году, тогда как в фильме помер аж в 1741-ом, на пару с Анной Ивановной! Причём, характерен его путь на смертный одр: это не болезнь или ещё какая тягость житейская - его похитили люди Бирона (ясен пень, мерзкие курляндские немцы!), передали в ведомство Андрея Ивановича Ушакова, а тот уж, расстаравшись, уконтропопил Григория Демидова на дыбе.

Ну и так ещё вагон и маленькая тележка всяческих хронологических и, что интереснее, культурных нестыковок. Например, то, как Акинфий Демидов разговаривает с Меншиковым или тем же Татищевым: за такой тон и манеру говорить в реальности первый его бы сгноил где-нибудь в Берёзове, а второй по судам затаскал бы да по миру пустил.

И вот ещё что. Знаете, хотя фильм и снят был в самые дремучие годы советской власти, это настоящий манифест бизнеса: выйди он на экраны российских кинотеатров на рубеже 1990-ых - 2000-ых годов, и звучал бы более современно, чем в 1983-ем. Особенно вторая серия. Весь её пафос - это противостояние бизнеса и власти: Акинфий Демидов, который посылает лесом сперва Меншикова, а затем и Бирона, даёт денег гвардии - только не сидите на заднице, а поставьте на престол «дщерь Петрову» и т.д., и т.п. Короче говоря, Путин - «ЮКОС» - Ходорковский. И всё это придумали Владимир Акимов и Эдуард Володарский в 1983 году!

В общем, впечатления двоякие. Хотя смотреть фильм именно с позиций производственной драмы довольно интересно.

18 век, кинематограф, рецензии, советский кинематограф, Новое время, история, киноафишы, Ярополк Лапшин, Российская империя

Previous post Next post
Up