ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ: ВЫПУСК № 1

Mar 21, 2024 09:03

«Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели. 1865 г. Санкт-Петербург».

На самом деле, конечно же, не полукреслом, не мастер Гамбс и не партию мебели. Просто подумалось мне, что о людях, вошедших в историю, мы знаем одновременно и очень много, и очень мало. Много - это если говорить об их поступках, а мало - ежели разговор зайдёт о личных качествах, привычках и т.п. «мелочах», которые-то по-настоящему и формируют портрет человека. Поэтому сия новая рубрика и будет посвящена всяческим мелочам, коих, как известно, не бывает…

Сегодня я хотел бы коснуться биографии Богдана-Зыновия Хмэльныцького. Читая записки Булоса ибн Макариуса аз-Заима ал-Халеби (بولس ابن مكاريوس الزعيم الحلبي) - именно так в оригинале звучало имя сирийского писателя и архидиакона Антиохийской православной церкви, более известного русскоязычному писателю под именем Павла Алеппского, - я наткнулся на следующий сюжет:

«… Потом мы поднесли ему (Хмэльныцькому. - Пан Гридь) подарки на блюдах, покрытых, по их обычаю, платками; они суть: кусок камня с кровью Господа нашего Иисуса Христа со святой Голгофы, сосуд со святым миром, коробка мускусного мыла, надушенное мыло, мыло алеппское, коробка леденцов, ладан, финики, абрикосы, ковёр большой и ценный малый, рис, сосуд с кофейными бобами, то есть, с кофе, так как он любитель его, и кассия…».




«Богдан Хмэльныцькый. Войска Запорожского Главнокомандующий, Войны Хлопской Зачинатель, Восставшего Козачества и Народа Украинского Князь» (“Bohdan Chmielnicki Exercitus Zaporovieñ Præfectus, Belli Servilis Autor Rebelliumq, Cosaccorum et Plebis Ukrayneñ Dux”). Прижизненный портрет, созданный голландским гравёром Ви́ллемом Хо́ндиусом (Willem Hondius), 1651 год. Гравюра - точнее: надпись под ней - является прекрасной зуботычиной всем персонажам, по сей день уверенным в том, что название прекрасной восточноевропейской страны, Украины, было неведомо её жителям и соседям в середине XVII ст., но вынуто на свет Божий едва ли не в ХХ в. службистами австрийского Генерального Штаба.

Среди перечня всякой… будем называть вещи своими именами: фигни, ибо подарить правителю страны ящик мыла, килограмм леденцов и кулёк с курагой - это догадаться надо!.. так вот, среди перечня всякой фигни, которую презентовали гетману, обращают на себя внимание кофейные зёрна, а также упоминание о том, что, де, батько Хмэль был любителем и ценителем сего благородного напитка. Причём Павел Алеппский пишет об этом, как о довольно известном факте.

Но тут важно понимать, что события, описанные в этом отрывке, пришлись на лето 1654 года: до завершения битвы под Веной, когда в руки христиан попал обоз великого визиря, а с ним и несколько мешков с кофейными зёрнами - после чего, собственно, и началось победное шествие кофия по Австрии, а затем и по остальной Европе (так-то кофе в Европе впервые появился в 1615 году), - оставалось ещё 29 лет и 32 года - до открытия в Вене паном Юрием Францем Кульчыцькым первой кофейни!

Сразу возникает вопрос: а где это пан Хмэльныцькый пристрастился к сему напитку?

Вариантов у меня два. Первый - в Порте, где в период с осени 1620 года по 1622 год, он находился в плену. Второй - во Франции, где в 1645 или в 1646 году Хмэльныцькый принимал участие в Тридцатилетней войне на стороне французов.

Первый вариант, откровенно говоря, так себе: житьё-бытьё в Истанбуле, в доме османского флотоводца, на правах то ли пленника, то ли раба, которое сам Богдан потом вспоминал, как «два года сурового заключения», пожалуй, не лучшее время для распивания кофию. Посему, как ни крути, а в качестве рабочей версии остаётся второй вариант…

Новое время, Виллем Хондиус, дневники и записные книжки, Жечьпосполита, 17 век, история, гравюры, Богдан-Зыновий Хмэльныцькый, украинистика, Павел Алеппский, интересные факты, кофе, продовольствие, Юрий Франц Кульчыцькый, Украина

Previous post Next post
Up