«Обезьяны» ч.1

Nov 13, 2014 08:21

«Говорят, что в городе Александрии один искусник выучил обезьяну с известною ловкостью принимать вид танцовщицы, надевал на неё личину танцовщицы и одежду, приличную сему занятию. Посетители театра хвалили обезьяну, плясавшую под такт музыки, и во всём, что ни делала и представляла скрывавшую свою природу. Когда же зрители были заняты новостью зрелища, один находившийся там остроумец посредством шутки показал увлеченным зрелищем, что обезьяна есть не более, как обезьяна. Когда все восклицали и рукоплескали ловкости обезьяны, стройно плясавшей под такт пения и музыки, он, говорят, бросил на сцену те лакомства, которые привлекают жадность этих животных. Обезьяна, как скоро увидела разбросанный впереди сцены миндаль, ни на что не обращая внимания, забыв и пляску, и рукоплескания, и нарядную одежду, подбежала к нему и горстями начала собирать то, что находила; а чтобы личина не мешала рту, старалась сбросить её, разрывая своими когтями обманчиво принятый образ, так что вместо похвал и удивления внезапно возбудила между зрителями смех, когда из-за обрывков личины показалась её безобразная и смешная наружность. Итак, как обезьяне не достаточно было ложно принятого вида, чтобы сочли её за человека, как скоро жадность к лакомствам изобличила её природу, так и те, кои не истинно образовали своё естество верою, посредством лакомств, предлагаемых от диавола, легко изобличаются в том, что они нечто иное, отличное от того, за что выдают себя, ибо, вместо смокв и миндаля и тому подобного, тщеславие, честолюбие, любостяжание, страсть к удовольствиям и другие такого же рода злые припасы диавольские, будучи вместо лакомств предложены жадности людей, легко изобличают подобные обезьянам души, которые посредством подражания принимают на себя лицемерный вид христианства, а в пору страстей свергают с себя личину целомудрия, кротости или другой какой добродетели»
Святитель Григорий Нисский
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Nisskij/imya_hristianin

Не дай Бог уподобляться нам (христианам) той обученной обезьяне. Ведь можно весьма успешно обучиться и пощениям и бдениям и молчанию и отшельничеству, как тот монах Ферапонт ( c). Или еще, можно весьма успешно обучиться и догматам и канонам и высокому богословствованию, как те некоторые современные богословы и патрологи. Да, это всё возможно плотскому, падшему и ветхому во Адаме человеку. Но сколько зависти, корысти, мстительности, злобы обнаруживается вдруг у этих аскетов и богословов, если, хотя бы, даже чуть-чуть затронуть их за «живое».
Но не так бывает с истинными христианами. Рожденный Свыше во Христе Духом Святым новый человек может и не быть аскетом или богословом, но он уже, как истинный христианин, не хочет и не может быть «обезьяной», ибо уже благодать Божия, Сам Дух Христов (Рим.8:9) ведет его к постоянному покаянию (изменению себя по образу Христа) и к жизни по Духу, а не по плоти. А дела Духа и плоти известны (Матф.7:15-28; Гал.5:19-26). «Итак по плодам их узнаете их» (Матф.7:20). Да, распознать обученных «обезьян» среди истинных христиан, и, в первую очередь в себе, очень и очень несложно. Только, если строго держаться Слова Божия.

см. ч.2:
http://grgy.livejournal.com/363964.html

Святитель Григорий Нисский, Думы во Христе

Previous post Next post
Up