«Когда способным исследовать всё, то есть духовным - потому что «духовный судит о всем», по апостолу, - когда, говорю, им должны были бы подчинить себя не понимающие их, чтобы с помощью их разума безошибочно познать и себя самих, они на гибель и свою и легковеров пытаются судить и поправлять тех, кто не судим, - потому что «о духовном», по тому же апостолу, «судить никто не может» (1Кор.2:15). Они говорят, что никому нельзя приобщиться к совершенству и святости, не открыв истинных мнений о сущем, а открыть их будто бы невозможно без различений, умозаключений и расчленений. Они думают таким образом, что хотящий достичь совершенства и святости обязательно должен узнать от внешней науки эти приемы различения, умозаключения и расчленения и в совершенстве овладеть ими; такими доводами они пытаются снова доказать действительность упраздненной мудрости.
Но если бы, смиренно придя к могущим судить обо всём, они захотели бы научиться истине от них, то услышали бы, что это эллинское убеждение, ересь стоиков и пифагорейцев, которые целью созерцания считают как раз знание, приобретаемое через усвоение наук; наоборот, мы называем истинным воззрением не знание добываемое рассуждениями и умозаключениями, а знание являемое делами и жизнью, единственное не просто истинное, но прочное и непоколебимое: ведь, как говорится, всякое слово борется со словом, но какое - с жизнью? И уж конечно мы не думаем, что приемами различения, умозаключения и расчленения человек способен познать самого себя, если трудным покаянием и напряженным борением не изгонит прежде из собственного ума гордость и лукавство. Потому что кто не приведет своего ума таким путем и к такому устроению, тот не увидит даже своего незнания, а только с этого начинается успешное познание самого себя»
Святитель Григорий Палама
http://www.orthlib.ru/Palamas/tr1_3.html Да, они считают, что простая христианская вера - это удел невежественных простачков, а совершенным нужно христианское знание. Они не понимают, что Благую Весть о спасении в вечности невозможно изучить, как, например, геометрию. В Благую Весть о спасении грешников во Христе можно только верить. Это центр и суть всего! С покаяния и веры в Евангелия начинается истинная жизнь грешника. А грешники мы все, ибо мы все потомки согрешивших Адама и Евы. Они, и все их потомки, кающиеся и поверившие их проповеди о грядущем Спасителе, спасались этой верою в Благую Весть, которую дал им Бог после их грехопадения. Итак, до сего дня, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). И это не предмет для изучения - это сама суть, центр и смысл, это сама Жизнь человека, которую невозможно изучить «приемами различения, умозаключения и расчленения». На это можно только уповать, за это можно только ухватиться, в это можно только веровать, на это можно только надеяться, это можно только любить.
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16). Вот чем нам надо заниматься постоянно. И не только служителям Церкви. Если будем вникать в себя, если увидим в себе бездну падения во Адаме, если ощутим от этого страх вечной погибели и отчаяние, то тут же, как утопающий за соломинку, ухватимся за учение Христово о спасении, которое проповедано по всей земле. Но без первого не бывает второго. И чем больше мы будем вникать в себя, тем сильнее мы будем вникать и держаться за Благую Весть. А чем больше мы будем вникать и держаться за Благую Весть, тем глубже в истине нам откроются догматы Церкви. Только так поступая, мы и себя будем спасать и слушающих нас, ибо тогда Сам Дух Божий будет способствовать нам (Матф.10:20). А спорить, оскорблять, пререкаться, соревноваться знаниями - это не дело истинно верующих (1Кор.11:16), а дело ученых «обезьян» (см. ч.1).
см. ч.1:
http://grgy.livejournal.com/363608.html