«Если хочешь не гневаться на оскорбителя твоего, то прилежно от всего сердца молись о нем Богу и дай ему какой-либо подарок, или малое утешение; иногда сам приди к нему, когда увидишь, что он опомнился от гнева, и поговори о прощении греха, узнай причину и показывай ему еще большую любовь; при встрече предупреждай его низким поклоном, и каждому говори о нем, что он добр; ничто так не приводит его в умиление и смирение, как это; и ничто так не возбуждает гнев у него, как укорение его оскорбителем, и отвращение от него, и заочное злословие его, потому что слышащий может передать ему о всем. Великое это зло, и духовных затрагивает эта страсть. Таковый, спасающий себя и друга своего, поистине мудрый и совершенный подвижник и лучше много трудящегося»
Преподобный Паисий Величковский
http://lib.cerkov.ru/preview/3236 Кто не хочет быть поистине мудрым и совершенным подвижником? Кто не хочет исполнить закон? Кто не хочет быть мужем совершенным в меру полного возраста Христова (Еф.4:13)? Многие хотят. Только, думаю, немногие понимают, кто есть муж совершенный, кто есть исполнитель закона, кто есть мудрый и совершенный подвижник. Не понимают, потому что не имеют в себе Духа Христова (Рим.8:9), благодати Пресвятой Троицы, силы, света и любви Божией. А если бы имели, то не спорили бы, препираясь друг с другом до оскорблений из-за того: может ли муж совершенный сокрушать уста и освящать свою руку ударом (
c).
Если бы имели в себе Духа Христова, то были бы Его (Рим.8:9), то поняли бы, о чем Он говорит сокрушителям уст: «не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лук.9:51-56). А вот преподобный Паисий Величковский понимает слова Спасителя, ибо учит нас спасать себя и врага своего любовью. Причем он еще и предупреждает: «Если кто думает, что он имеет любовь, но не одинаковую ко всем, а различает, отделяет нищего от богатого, немощного от здорового, грешного от праведного, чужого от ближнего, враждующего от любящего; то таковая любовь несовершенна, но отчасти. Действительная и совершенная любовь состоит в том чтобы всех считать и любить одинаково, как любящих, так и ненавидящих. Таковая любовь, а с нею нераздельно и милосердие, - кратко скажу, - есть невод всем добродетелям, все заповеди Божии собою обнимает и содержит. Если кто и может сохранить все заповеди, то только сохранившие это. Потому мы и не приходим в совершенство и не получаем благодати, что не исполняем в совершенстве заповеди».
Да, муж совершенный в меру полного возраста Христова (Еф.4:13), имеет совершенную любовь ко всем, никого не различая и стараясь никому ничем быть должником, как и сказано нам в Слове Божием: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим.13:8-10).
см. ч.1; ч.2; ч.3; ч.4; ч.5:
http://grgy.livejournal.com/193062.html http://grgy.livejournal.com/220824.html http://grgy.livejournal.com/295590.html http://grgy.livejournal.com/315672.html http://grgy.livejournal.com/353856.html