Некоторые (а может быть, даже, и многие), читая писания отцов Церкви, уж не знаю по какой причине, стараются отыскать у них, прежде всего места, в которых отцы говорят об аскетических, и/или о богословских вопросах. Да, их интересуют только вопросы постов и бдений, и/или вопросы богословские; для них идеалом выступают суровые постники и отшельники, и/или непримиримые богословы и патрологи. Хотя, уверен, отцы наши на семьдесят процентов (а то и более) писали в полном соответствии с Новым Заветом и Евангелием о страхе Божием, о сокрушении, о покаянии, о смирении, о вере и об уповании на Христа Спасителя и на Его обетования верующим в Его Благую Весть, о благодатной Евангельской жизни во Христе. Ну, а о вопросах аскетики, которая не является принадлежностью только Христианства, а является достоянием всех плотских религий, и, даже атеизма, они писали, как о вопросах второстепенных, вспомогательных и подсобных для достижения, хотя бы начального класса Евангельской жизни верующего в его исполнении Евангельских заповедей.
А уж, если говорить о вопросах богословских, то отцы Церкви касались их вынужденно по призванию Бога, чтобы защитить от происков лукавого маловерных и слабоверных христиан, податливых по-своему высокоумию на различные еретические учения - христиан, которых к концу времен будет всё больше и больше, ибо не случайно говорит Господь: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук.18:8).
Да, думаю, вера во Христа Спасителя и в Его Евангелие - вера благодатная живая личная сильная - оскудеет к концу времен донельзя, но зато будет великое множество здоровых и самодовольных постников и вегетарианцев, и спорливых и мстительных богословов и теологов, так и оставшиеся стариками, ходящими в детское училище, как пишет преподобный Иоанн Лествичник:
«Занимающиеся науками знают, какое учение прилично новоначальным, какое средним и какое самим учителям. Рассмотрим внимательно, не остаемся ли мы еще при начальных правилах, хотя и обучаемся долгое время. Все считают за стыд видеть старика, ходящего в детское училище. Превосходный алфавит для всех есть следующий: послушание, пост, вретище, пепел, слезы, исповедание, молчание, смирение, бдение, мужество, стужа, труд, злострадание, уничижение, сокрушение, непамятозлобие, братолюбие, кротость, простая и нелюбопытная вера, беспопечение о мире, непорочная ненависть к родителям, беспристрастие, простота с незлобием, произвольная худость. Указание и признаки преуспевающих суть: отсутствие тщеславия, безгневие, благонадежие, безмолвие, рассуждение, твердая память суда, милосердие, страннолюбие, приличное вразумление, бесстрастная молитва, несребролюбие. Предел же, указание и закон душ и телес, бывающих во плоти совершенными по благочестию, таковы: непленяемое сердце, совершенная любовь, источник смиренномудрия, восхищение ума, Христово вселение, неокрадывание света и молитвы, изобилие осияния Божия, желание смерти, ненависть (к бренной) жизни, отчуждение от тела, молитвенник о мире, как бы насильно преклоняющий Бога на милость, сослужебник Ангелам, бездна разума, дом таинств, хранилище неизреченных откровений, спаситель человеков, бог бесов, господин страстей, владыка тела, повелитель естества, чуждый греха, дом бесстрастия, подражатель Владыки помощию Владыки»
http://pagez.ru/lsn/0086.php Дай, Бог, поступить, хотя бы, в начальный класс жизни во Христе, чтобы познать, хотя бы, духовный алфавит.
см. ч.1; ч.3; ч.4; ч.5:
http://grgy.livejournal.com/2594.html http://grgy.livejournal.com/325418.html http://grgy.livejournal.com/325767.html http://grgy.livejournal.com/326445.html