Аскетика и/или богословие. ч.3

Dec 04, 2013 12:17

Подумалось, да, хотя (как говорилось уже в ч.1 и ч.2) аскетика и богословствование не являются достоянием только Христианства, а являются принадлежностью всех языческих религий (так как самоправедность и высокоумие свойственны падшему человеческому естеству) всё же аскетика и богословствование в понимании и в практике Христианства кардинально отличаются от язычества. Вот, например, что говорит святой Диадох Блаженный:
«К тому же и дар богословствования никому неуготовляется от Бога, кроме тех, кои наперед располагают себя от всего своего отрещись ради славы Евангелия Божия, чтоб в боголюбезной нищете благовествовать о богатстве Царствия Божия»
http://www.pagez.ru/lsn/0149.php
То есть, истинное богословствование - это не свойство нашей падшей (во Адаме) человеческой природы, а дар Духа Святого, который подается только истинным аскетам. А кто такой истинный аскет и кто такой истинный богослов?
Истинный аскет - это тот, кто через жизненные обстоятельства, складываемые Богом для каждого человека, чтобы он познав себя и познав в себе весь ужас падения нашего во Адаме, устрашившись страхом Божиим за свою здешнюю и вечную жизнь, сокрушился  и смирился под Руку Божию, пришел в себя, раскаялся в своих злых делах, уверовал от всего сердца во Христову Благую Весть с полным упованием на Его обетования раскаявшимся грешникам, и духовно (прежде всего) отрешился от всего земного, истинно обнищав духом, как и заповедано нам в Евангельских заповедях.
А истинный богослов - это и есть истинный аскет, ибо, именно, таковым истинным аскетам и подаются дары Духа Святого - благодать Божия, которою он уже и сам совершенствуется в мужа совершенного полного возраста Христова, и которою он и другим старается благовествовать (богословствовать) о богатстве Царствия Божия, как и говорит здесь святой Диадох Блаженный
А иначе никак нельзя. Иначе, вся эта аскетика и всё это богословствование всего лишь навсего - примитивное язычество.
Посему-то и удивляется преподобный Симеон Новый Богослов:
«Почему удивляюсь я тем немалочисленным людям, которые прежде рождения от Бога и прежде вступления в чадство Ему не трепещут богословствовать и беседовать о Боге. Когда слышу, как многие, не понимая божеских вещей, философствуют о них и, будучи исполнены грехов, богословствуют о Боге и о всем, Его касающемся, - без благодати Святого Духа, дающего смысл и разум, трепещет, ужасается и некоторым образом из себя выходит дух мой, помышляя, что, тогда как Божество для всех непостижимо, мы, не знающие ни самих себя, ни того, что пред очами нашими, с дерзостию и бесстрашием Божиим приступаем философствовать о том, что непостижимо для нас, особенно, будучи пусты от благодати Святого Духа, просвещающего и научающего всему. Грешим мы даже тем самым, что допускаем при таком положении своем желание говорить что-либо о Боге. Ибо если трудно познать самого себя, и в настоящее время, в роде сем, весьма и весьма немногие знают себя и могут потому философствовать, - так как любовь к истиной философии иссякла по причине нерадения, овладевшего нами, и по причине мирских забот, господствующих в нас, предпочитающих небесному и вечному земное, привременное и ничтожное, и даже совсем не сущее, то есть грехи, - если, говорю, трудно познать себя самого, не тем ли паче трудно познать Бога? Это не только трудно, но даже совсем неразумно и бессмысленно пытать и исследовать естество и существо Божие. Чего же ради вы, о человеки, не заботитесь паче о том, чтоб увидеть себя в лучшем состоянии, но, небрежа о своем исправлении, пытаете то, что касается Бога и божеских вещей? Нам надобно прежде прейти от смерти в живот, приять в себя свыше семя Бога живого, родиться от Него духовно, стать чадами Ему, восприять в души свои благодать Святого Духа, - и тогда уже, под действием просвещения от Святого Духа, приступать беседовать о том, что касается Бога, сколько то доступно для нас и сколько просвещаемы будем от Самого Бога»
http://www.pagez.ru/lsn/simeon/61.php
И посему-то святитель Иоанн Златоуст учит, что даже самое высокое наше богословствование для Бога есть не что иное, как лепет детей:
«Ведь Бог ценит не качество речи, а расположение проповедника и любовь слушателей. Как нежно любящие отцы, слушая своих детей, лепечущих и запинающихся в словах, не обращают внимания на недостатки речи, но [радуются] природному влечению, и лепет детей для них приятнее всякого риторического красноречия и философской высокопарности, так и Богу угодны в нас не уста, лепечущие о богословии, но желание и расположение, - когда мы проповедуем с верой и воспеваем с любовью. Конечно, человеческим языком нельзя говорить о Боге с полной точностью; что бы мы ни сказали о нем, все будет детским лепетом. Почему? Потому именно, что, как Павел восклицает, мы только "отчасти знаем, и отчасти пророчествуем" (1Кор. 13:9)»
Святитель Иоанн Златоуст
http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z03_2/Z03_2_39.htm

см. ч.1; ч.2; ч.4; ч.5:
http://grgy.livejournal.com/2594.html
http://grgy.livejournal.com/325330.html
http://grgy.livejournal.com/325767.html
http://grgy.livejournal.com/326445.html

Преподобный Симеон Новый Богослов, Святой Диадох Блаженный, Святитель Иоанн Златоуст, Думы во Христе

Previous post Next post
Up