«Хорошо также означил один святый имеющего истинное смирение так: “смирение ни на кого не гневается, и никого не прогневляет, и считает это совершенно чуждым себе” <…> Смирение велико, как мы сказали, и сильно привлечь в душу благодать Божию. Благодать же Божия, пришедши, покрывает душу от двух тяжких вышеупомянутых страстей. Ибо что может быть более тяжким, как гневаться и прогневлять ближнего? <…> Когда святый Антоний увидел распростертыми все сети диавола и, вздохнув, вопросил Бога: “кто же избегнет их?” то отвечал ему Бог: “смирение избегает их”, а что еще более удивительно, - присовокупил: “они даже и не прикасаются ему”. Видишь ли благодать сей добродетели? По истине нет ничего крепче смиренномудрия, ни что не побеждает его»
Преподобный авва Дорофей
http://magister.msk.ru/library/bible/comment/dorofey/dorof01.htm Сказано: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12).
Но, почему только - от дней Иоанна Крестителя? А как же ветхозаветные праведники, исполнители Моисеева закона, язычники, жившие по совести - они то, чем брали? А своими силами старались брать, исполняя закон, и, живя по совести. Одни от этого старания гордились, а другие смирялись (Лук.18:10-14). Те, которые смирялись и сокрушались, они и становились перед Богом более оправданными, то есть, и были ветхозаветными праведниками.
Но, почему одни гордились, а другие смирялись? А потому, что одни вникали и познавали себя, видя в себе наше общее падение и испорченность в Адаме, невозможность исполнения всего закона и невозможность полной жизни по совести, а другие вполне считали себя праведными исполнителями закона и жизни по совести своими силами.
То есть, закон Моисеев (закон Божий писанный) и совесть (закон Божий естественный) для одних становились детоводителями (воспитателями) ко Христу (закону благодати), а для других - нет. Одни видели нужду в Спасителе, покорялись Богу, сокрушались, каялись и смирялись, а другие - не нуждались в покаянии, в смирении, и в Спасителе. В итоге: одни - приняли Его, когда Он пришел во плоти; а другие - нет. Таким образом всё происходит и доныне.
Тем, кто принял Спасителя, покаялся, смирился и крестился дарованы дары Духа Святого - благодать Божия, каждому по мере его покаяния и веры в Евангелие. Вот им-то и дана сила Божия, чтобы они уже истинно и действенно могли в синергии с Богом употреблять и свои усилия в возрастании в благодати и в достижении Царствия Небесного. А иначе никак. Без благодати, без Христа мы не можем делать ничего.
Но, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:5-7; 1Пет.5:5). А потому - гордый, тщеславный, надменный христианин - это нонсенс. Было бы хорошо, чтобы это, хотя бы только понять, как бы это для некоторых знатоков и гордецов тривиально и примитивно не казалось. Чтобы зря время не тратить.
см. ч.1; ч.2; ч.4; ч.5; ч.6; ч.7:
http://grgy.livejournal.com/7683.html http://grgy.livejournal.com/232293.html http://grgy.livejournal.com/295374.html http://grgy.livejournal.com/305695.html http://grgy.livejournal.com/313893.html http://grgy.livejournal.com/375818.html