В журнале целое досье про коллекцию Кампана - я знал это имя только в контексте греческих амфор (когда-то переводил
прогулку по Лувру на эту тему). Оказывается,
коллекция Кампана была настолько огромной, что Лувр в этом году проводит
посвящённую ей выставку.
В частности,
Битва при Сан-Романо Учелло - тоже из этой коллекции:
Про эту картину в журнале пишут, что кирасы рыцарей там не нарисованы - это серебряная фольга, наклеенная прямо на дерево и покрытая тонким слоем лака. Лак какой-то особенно-специальный, для создания объёма, поэтому его наносил сам Учелло. Благодаря чему у нас есть отпечатки его пальцев.
В досье про египетскую коллекцию пишут, что классическая композиция вотивных стел подразумевала изображение просящего заказчика стелы и слушающего его просьбы бога. В позднюю эпоху появилась мода рисовать на стелах уши, помогающие богу лучше слышать просящего (в левом нижнем углу):
У меня немедленная ассоциация с
ФБ-группой Изнакурнож, где одно время было популярно оставлять комментарий, состоящий из картинки уха. Очень скоро это задолбало всех (есть стандартная функция подписи на комментарии, не засоряющая ничьи почтовые ящики), и модераторы группы начали «банить за ушки».
В том же досье упоминают этимологию имени Хатхор (наша любимая богиня-корова, супруга Гора) как «беременная от Гора». Я порадовался настолько красивому имени, но не смог найти в интернете подтверждения, везде пишут про «дом Гора». Потом понял: «enceinte d’Horus» можно перевести и так, и эдак (а заодно и «беременна Гором», но мать у того всё же Исида). Велик и могуч французский язык :-)
Там же упоминают Анубиса - сына Осириса и Нефтиды. Я, не так давно разбиравший эту мыльную оперу для другой
прогулки по Лувру, аж споткнулся: Осирис же был женат на Исиде, а Нефтида - это их общая сестра, жена Сета, она никак не может быть женой Осириса. Оказывается, всё не так просто :-) Нефтида в какой-то момент успела принять обличье Исиды и совратить Осириса, от чего и получился Анубис (в этот момент начинаешь понимать, что греческие мифы не на пустом месте появились у Сета могли быть какие-то рациональные аргументы для ненависти своего брата). Более того, после убийства Осириса, когда его нашли / склеили / мумифицировали, и он отправился в загробный мир, туда с ним отправилась именно Нефтида, ставшая женой Осириса в загробном мире.
В том же египетском досье прекрасный амулет. Статуя джед (о ней я писал во
второй части экскурсии об Осирисе) с мумифицированным пенисом. Это, надо полагать, тоже отсылка к легенде об Осирисе (Исида, как известно, нашла все его части, кроме этой, которую слепила из глины - недолговечно, но достаточно, чтобы зачать Гора), и даже смысл амелута понятен (да пребудет с тобой сила!). Мне интересно скорее происхождение пениса. Отрезали у раба, чтобы сделать амулет хозяину? Животное? Труп? Какие ещё есть варианты?
Слушал недавно
передачу про предметы искусства как военные трофеи (не перестаю радоваться France Culture, насколько же мне там и стиль нравится, и содержание, и даже какие-то мелочи - у них одна из передач называется: «LSD: La série documentaire»). Одна из вещей, о которых говорила приглашённая тётушка, - что музеи должны чётче проговаривать происхождение выставленных в них предметов искусства. Не обязательно каяться и возвращать (кому? до какого колена?), просто чётко проговаривать. Что
Les Noces de Cana, например, вывезена Наполеоном из Венеции, и что её до сих пор регулярно требуют вернуть на родину.
Этого Лувр пока не написал, зато они открыли очередной зал, где будут выставлены экспонаты MNR (я о нём
недавно рассказывал). Раньше был только зал картин, в октябре откроется зал графики, а затем запланирован и зал скульптур.