Grande Galerie № 44

Aug 13, 2018 09:43

В разделе «приобретения в коллекцию» стоит следующая фотография с подписью «gravoire»:



Словарь говорит, что это - палочка для проведения пробора на голове.

Подробное досье о новых залах MNR (я о них писал в связи с  прошлым выпуском). Приводят интересную статистику: с 1944 по 1949 год во Францию вернулось порядка 61 000 произведений искусства, вывезенных в Германию во время Второй мировой войны (общее количество вывезенного оценивается в 100 000 предметов). Из вернувшегося достаточно быстро удалось найти хозяев / наследников для 45 000 произведений, а потом процесс заглох. Большую часть оставшегося продали - 13 000 произведений. Остальное отдали на временное хранение государственным музеям, в основном Лувру.
Следующие 50 лет если что-то и возвращали, то крайне редко, и только в 1997 году возобновили активные поиски наследников. За последние 5 лет Лувр нашёл наследников для 27 шедевров, временно хранящихся у него. Осталось 1755.

На эту же тему - интервью Eric de Rotschild, члена совета директоров «Друзей Лувра» и одновременно президента Мемориала Холокоста. Он, понятное дело, рассказывает, как важно искать и находить наследников. А на вопрос об отношении его семьи ко всему этому неожиданно рассказывает, что когда в 1939-1940 годах Лувр эвакуировали, коллекцию Ротшильдов эвакуировали вместе с ней. В итоге всё уцелело, в благодарность Ротшильды часть своей коллекции подарили Лувру.

В связи с выставкой пастели (был, красиво, интересно, но рассказывать нечего) упомянули некий salle de consultation департамента графики, открытый для всех, но совершенно неизвестный публике - туда ходит порядка 800 человек в год :-) Понятное дело, я о нём тоже впервые услышал. Посмотрел - действительно, у каждого департамента есть своя «читалка», практически везде доступ ограничен (в лучшем случае нужно быть студентом по соответствующей специальности), но Древний Восток (клинопись!), ислам, графика и скульптура открыты для всех. А департамент предметов искусств то ли выпендрился, то ли хотел что-то сказать, но не сумел - вместо «accès libre» написали «всем, интересующимся коллекцией музея» :-)

Узнал подробности истории, которую я часто цитирую в разговорах о «настоящем» и «копии» в искусстве (всё началось с  выставки Джеффа Кунса). На площади Согласия стоят конные статуи. На самом деле, это копии - оригиналы стоят в Лувре, их туда спрятали в 1984 году не столько от непогоды, сколько от вибрации во время ежегодного парада танков по Елисейским полям. И пикантность этой истории заключается в том, что тендер на копии выиграла компания Bouygues, которая одновременно сделала ещё одну копию для своего головного офиса (он в нашем городе, но  войти туда без пропуска не получается).

Так вот, дополнение ко всей этой истории - изначально ведь эти лошади стояли в замке Марли. И их перевезли в Париж после Французской революции. Но оказывается, что эти кони (скульптора Кусту) - это уже второе поколение «коней Марли», первое было скульптора Куазво. Людовик XV заказал Кусту в 1739 году сделать лошадей, чтобы заменить лошадей Куазво, к тому времени перевезённых в Париж (тогда в Тюильри, а сейчас они тоже в Лувре). Как же они попали в Париж? Оказывается, их туда перевезли в 1719 году, через несколько лет после смерти Людовика XIV. Наследнику, Людовику XV, во время смерти его прадеда было всего 5 лет, и Регент решил перевезти его и весь королевский двор в Париж. А чтобы маленький король не чувствовал себя совсем уж потерянным в этой жопе мира, из родного Марли вместе с ним перевезли и множество статуй. Вот откуда в Лувре оказалось столько статуй из Марли, что под них отвели целый двор.

В этой же статье (досье про сад Тюильри) узнал, что огромное поваленное дерево в саду - это работа того самого Penone, который мне так понравился на  выставке «Arte povera». Более того, статую поставили в саду в декабре 1999 года, и я считал, что это в память об урагане, повалившем тогда бесчисленное количество деревьев (он же разбил витражи в Венсене и многое другое). Но если подумать, становится очевидно, что эти события никак не связаны между собой. Контракт подписали в начале 1999 года, в декабре скульптуру уже поставили в саду, числа я не знаю, но возможно и это было до 26 декабря, до урагана.

Пишут, что в Токио идёт сейчас выставка про лица, и Лувр туда послал скульптуру Мессершмидта, о котором kuzdra рассказывала на  музейной мастерской в Гамельне. Очень приятно, когда начинают складываться кусочки!



Там же - это рубрика «выставки по всему миру» - пишут о Лувре Абу-Даби, где сейчас идёт выставка о геоцентрической модели вселенной. Описание настолько крутое, что хочется лететь в Абу-Даби :-) В конце статьи авторы издевательски замечают: те, кто не успевает приехать в Абу-Даби до конца выставки, не расстраивайтесь - весной 2019 года её привезут в Париж, в BNF. Я себе уже записал в календарь!

restitution, grande galerie

Previous post Next post
Up