Вслух в Гамельне

May 31, 2017 11:25

В Гамельне провёл не то мастерскую для взрослых, не то рекламу любимой передачи :-) Не могу сказать, что всё получилось идеально - мы всё-таки слишком много читали стихи, и слишком мало о них разговаривали. Мне хотелось больше слушать, почему именно эти стихи зацепили того или иного человека, что именно он в них нашёл.

Зато в ходе разговора мы выяснили, что есть люди, которые разбираются в стихах ещё хуже, чем я :-) И я даже пообещал рассказать о размерах стиха - я чётко помню, как в школе не мог я ямба от хорея, как кто ни бился отличить. А на самом деле, всё очень просто.

Во-первых, нужно сначала понять, что в стихах есть что-то кроме рифмы. Сравним «Мороз и солнце; день чудесный! / Ещё ты дремлешь, друг прелестный» и «Солнце и мороз; день чудесный! / Ещё ты дремлешь, друг прелестный». Правда же, очевидно, что со вторым примером что-то не так? Пушкин не зря выбрал первый вариант. Но что именно «не так» со вторым? Запишем ритмическую структуру стиха в привычном каждому программисту виде: пишем только слоги, «0» - безударный слог, «1» - ударный. Пушкинский вариант записывается «010101010 / 010101010», две совершенно идентичные строки. А второй вариант - «100011010 / 010101010». Вот и всё. Поэтому первый вариант звучит как стих, а второй - нет.

Дальше можно как-то называть все эти структуры. Например, ямб - это «010101...», а хорей - «101010...». Пятистопный - это количество повторов структуры, то есть, пятистопный ямб - это «0101010101», а четырёхстопный хорей - «10101010».

Есть ещё тонкость в различии между ударением в слове вообще, и ударением в слове в конкретно этом стихотворении. С одной стороны, ударение иногда просто переставляют «для красоты»: «Латынь из моды вышла ныне: / Так, если правду вам сказать, / Он знал довольно по-латыне, / Чтоб эпиграфы разбирать» - вместо «эпИграфы» здесь «эпигрАфы».
Могут исказить слово ради попадания в ритм: «Так думал молодой повеса, / Летя в пыли на почтовых, / Всевышней волею Зевеса / Наследник всех своих родных» - здесь Зевсу вставили лишнюю букву.
Могут поставить два ударения в одном слове. Или слить два слова в одно, с одним ударением. Иногда это чётко и произносится (тогда возникает ощущение школьного прочтения), иногда только подразумевается. Это тоже может сбивать с толку при определении размера, но лично я не особо вижу смысла в этом занятии, главное для меня - не то, как оно называется, а что оно вообще есть.

Ещё одна демонстрация существования размера - это стихи без рифмы. «Если вы по коридору / Мчитесь на велосипеде, / А навстречу вам из ванной / Вышел папа погулять, / Не сворачивайте в кухню, / В кухне - твёрдый холодильник. / Тормозите лучше в папу. / Папа мягкий. Он простит». Здесь очевидно «10101010 * 3 + 1010101». Рифмы нет от слова «совсем», но звучит стихами - именно из-за единого размера.

Зная о существовании размера, можно спеть «Вставай, страна огромная, / Вставай на смертный бой / С фашистской силой тёмною, / С проклятою ордой» (01010101 / 010101) на мотив «В лесу родилась ёлочка, / В лесу она росла. / Зимой и летом стройная, / Зелёная была» (то же самое) - у нас в школе это была очень популярная шутка. Наоборот, конечно же, тоже поётся.

Чтобы полностью оправдать таг «Вслух» на этом после, процитирую Германа Лукомникова из передачи «Поиск формы. Бег по кругу» (мы о нём тоже говорили в Гамельне). Он очень красиво (и буквально) играет со словами. Лучше слушать, конечно, но даже из приведенного в передаче мне у него не всё нравится, поэтому вот выборка. Стихи однозначно нужно читать вслух, глазами половина теряется:

На нас напала
Орда Сарданапала,
А на Сарданапала
Нас орда напала!

Кто-то
В небо
Пальцем
Тыкал:
«Вкл» -
И «Выкл»,
«Вкл» -
И «Выкл»...

Так-так...
Вот-вот...
Вот так!
Так во-о-от...
Так вот!
Вот так вот.
Вот так вот.
Вот так так...

Прокурор ты, прокурор, ты расскажи мне про курорты, про курорты, про курортики мои.

Вкусней становятся бараны,
Когда им сыплют соль на раны.

Подумал Митя: «Могут неужели
Синхронненько, в один и тот же миг,
Подумать об одном и том же деле
Двое людей?» - подумал Фредерик.

Размер у него есть, рифма тоже, но при этом появляется что-то ещё. Стихотворение - это не только рифмованные слова с единым размером. Более того, ни рифма, ни размер не обязательны в стихах, но об этом я ещё напишу :-)

stihi, вслух, лагеря

Previous post Next post
Up