Поэтический вечер или «Стихи про себя»

May 07, 2017 13:12

[название взято от прекрасной передачи «Вслух»]

В этом году мы хотим попробовать новую мастерскую «про стихи».
Идея в том, чтобы иметь возможность прочитать нравящиеся нам стихи, а также послушать стихи, которые нравятся другим.

Я очень долго не мог воспринимать стихи, ни в какой форме. Они мне казались набором звуков, галиматьёй, «а средь арыков и полей идёт гулять ишак». В прошлом году моё восприятие изменилось, и я, наконец-то, научился получать от стихов радость. Поэтому предлагаю мастерскую не в формате конвеерного чтения стихов - её оценят только те, кто и так уже любит и понимает стихи. Я хочу сделать вечер разговоров о стихах, в ходе которого можно будет прочитать любимое стихотворение, а потом рассказать, почему нам нравится именно оно. Куда нужно смотреть, на что обращать внимание, чтобы понять, что это - хорошее (с нашей точки зрения) стихотворение.
Понятно, что это сложнее, чем просто встать на табуретку и рассказать стишок - ну так для этого мы и делаем мастерские, чтобы научиться чему-то новому :-)

Чтобы не зарваться в другую сторону, я собираюсь предложить / навязать всем слушателям очень сильную самомодерацию. Рассказ о стихах - не самое простое занятие, и уж тем сложнее это делать под реплики «и вот это тебе нравится, да?», «чего ты тут нашёл?», «а мне всё равно кажется мурой».
Будем пытаться выпускать из себя только положительные эмоции!

Ориентируемся примерно на 10 минут, включая обсуждения. То есть, лучше «Евгения Онегина» целиком не читать. Ну и вообще, лучше ориентироваться на совсем неподготовленных слушателей. Которым нужно объяснять, кто такая Анна Ахматова (если вы её упоминаете), что такое хорей (если вы его упоминаете). Слушатель предполагается лишь с давно забытым курсом школьной литературы. Но любопытный и открытый.

В качестве затравки хочу сразу же привести здесь стихотворение с описанием того, что я хотел бы услышать на вечере (к самому вечеру я готовлю другое стихотворение).

Михаил Кузмин, из цикла «Александрийские песни», 1908 год.

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,
все мы четыре любили, но все имели разные «потому что»:
одна любила, потому что так отец с матерью ей велели,
другая любила, потому что богат был ее любовник,
третья любила, потому что он был знаменитый художник,
а я любила, потому что полюбила.

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,
все мы четыре желали, но у всех были разные желанья:
одна желала воспитывать детей и варить кашу,
другая желала надевать каждый день новые платья,
третья желала, чтоб все о ней говорили,
а я желала любить и быть любимой.

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,
все мы четыре разлюбили, но все имели разные причины:
одна разлюбила, потому что муж ее умер,
другая разлюбила, потому что друг ее разорился,
третья разлюбила, потому что художник ее бросил,
а я разлюбила, потому что разлюбила.

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,
а может быть, нас было не четыре, а пять?
Что мне нравится в этом стихотворении?

Во-первых, очень простой и понятный сюжет. Для меня важна не только красота структуры стихотворения, а ещё и чтобы я понимал, о чём оно.
Во-вторых, повторяющийся предсказуемый скелет. Нас было четыре сестры... одна... другая... третья... а я... У этого есть что-то от медитативных напевов, или бесконечных казацких песен, которые, кажется, можно продолжать и продолжать, и никогда они не закончатся, но каждый новый куплет ты встречаешь с радостью узнавания, потому что он похож на предыдущие.
Только здесь всё резко обрывается после третьего куплета. И это в-третьих - неожиданность концовки, её открытость. Что значит эта последняя фраза «а может пять?»? Так я понял, что мне нравятся стихи, заставляющие задуматься. Применительно к этому стихотворению лично мне нравится версия, что пятой называет себя последняя сестра, которая, разлюбив, уже не способна поверить, что это была она. Которая любила настолько самозабвенно, что буквально забывала всю жизнь до этой любви. И которая разлюбила точно так же безоговорочно. У неё теперь настолько новая жизнь, что рассматривая попавшие ей в руки артефакты (фотографии? общие воспоминания?) совместной с кем-то жизни, она принимает ту себя за кого-то другого. Настолько это стало нереальным. Может нас и вправду пять было?
Конечно же, это не единственно возможная трактовка. С момента прочтения Кузмина я видел как минимум 4 разных трактовки. И все авторы трактовок недоумевали, как можно было не видеть их варианта?

В завершение я бы прочёл ещё одно стихотворение этого же автора из того же сборника:
Не знаю, как это случилось:
моя мать ушла на базар,
я вымела дом и села за ткацкий станок.
Не у порога (клянусь!), не у порога я села,
а под высоким окном.
Я ткала и пела;
что еще? ничего.
Не знаю, как это случилось:
моя мать ушла на базар.
Не знаю, как это случилось:
окно было высоко.
Наверно, подкатил он камень,
или влез на дерево, или встал на скамью.
Он сказал:
«Я думал, это малиновка,
а это - Пенелопа.
Отчего ты дома? здравствуй!»
- Это ты, как птица, лазаешь по застрехам,
а не пишешь своих любезных свитков
в суде.
«Мы вчера катались по Нилу -
у меня болит голова».
- Мало она болит,
что не отучила тебя от ночных гулянок.
Не знаю, как это случилось:
окно было высоко.

Не знаю, как это случилось:
я думала, ему не достать.
«А что у меня во рту, видишь?»
- Чему быть у тебя во рту?
крепкие зубы да болтливый язык,
глупости в голове.
«Роза у меня во рту - посмотри».
- Какая там роза!
«Хочешь, я тебе ее дам,
только достань сама».
Я поднялась на цыпочки,
я поднялась на скамейку,
я поднялась на крепкий станок,
я достала алую розу,
а он, негодный, сказал:
«Ртом, ртом,
изо рта только ртом,
не руками, чур, не руками!»
Может быть, губы мои
и коснулись его, я не знаю.
Не знаю, как это случилось:
я думала, ему не достать.

Не знаю, как это случилось:
я ткала и пела;
не у порога (клянусь),
не у порога сидела,
окно было высоко:
кому достать?
Мать, вернувшись, сказала:
«Что это, Зоя,
вместо нарцисса ты выткала розу?
что у тебя в голове?»
Не знаю, как это случилось.

Мне кажется, этого должно примерно хватить на заявленный формат (10 минут, включая обсуждение).

Список записавшихся участников:
* green-fr - про передачу "Вслух"
* mamakremerov - Тарковский
* janemouse - про Ланцберга
* pucholik - про Галича

2017, мастерские

Previous post Next post
Up