В дебатах у Владимира Соловьева. Окончание.

Nov 24, 2011 14:33

Окончание дебатов с Владимиром Соловьевым
Начало и видеозапись передачи http://gr-yavlinsky.livejournal.com/23134.html
Часть 2 http://gr-yavlinsky.livejournal.com/25952.html

Соловьев:
Итак, сегодня предвыборную программу партии «Яблоко» представляет ее основатель - Григорий Явлинский.
Григорий Алексеевич, ну вот когда о вас говоришь с людьми, все говорят: очень умный, все время что-то знает, никому не скажет, делает вид «ну вот вы меня попросите, тогда я может быть...». А главное - веры уже нет… Ну человек 20 лет приходит, рассказывает, как надо, - не хватает еще хрустального мостика и паровую машину пустить… Все замечательно, все красиво и ясно, что недостижимо. Поэтому легче билеты купить и улететь в Германию. И там все это будет без этих хлопот. Как заставить людей поверить в себя и поверить вам? Что в этот раз не только будут разговоры, что в этот раз действительно что-то может измениться…

Явлинский:
Вот я все-таки хочу сказать… Я думаю, что, если улететь в Германию, там, конечно, много чего будет. Родины просто не будет! Семьи твоей не будет, которая у тебя есть… И не надо заранее отказываться от того, что у нас есть, а надо все это сберечь…

Соловьев:
Значит, надо за это бороться?

Явлинский:
Да, надо за это бороться. Я говорю это совершенно, абсолютно серьезно… Теперь что касается того, что я 20 лет говорю… А можно я вам вопрос задам?

Соловьев:
Да, давайте.

Явлинский:
А вот скажите, если человек 20 лет все время говорит: дважды два - четыре, дважды два - четыре, дважды два - четыре, дважды два - четыре… вот он тупой или принципиальный?

Соловьев:
Нет, ему просто отвечают: а максимум - пять…

Явлинский:
Нет, а мне в разные периоды нашей политики говорили…

Соловьев:
…не сегодня будет дважды два - четыре…

Явлинский:
Сколько будет дважды два - четыре? А вам сколько надо?

Соловьев:
А вот…

Явлинский:
А сейчас вот спросят: сколько будет дважды два? Все скажут - четыре. Потом помолчат и скажут: значительно больше пяти… Вы это учтите, пожалуйста. Так что же тут делать?

Соловьев:
А в политике так, к сожалению, не работает. Ну вы же политик 20 лет - прекрасно знаете.

Явлинский:
Вот я скажу, как оно работает…

Соловьев:
Давайте.

Явлинский:
Вот поэтому и надо было, чтобы все убедились, что дважды два все-таки четыре! А не пять, не семь, не восемь, не примерно, пока так, а потом будет иначе… Вот четыре - и все! Но теперь вопрос по существу. Самая главная проблема заключается в том, что люди не верят, что могут быть изменения. Вот они просто не верят... У нас вообще есть такая особенность, такая ситуация в стране - ситуация уходящего народа. То есть народ как бы лоялен, спокоен, но он уходит в себя, или уезжает, или думает совсем о другом… И поэтому случаются трагедии как в семнадцатом году, в девяносто первом, когда все разрушается дотла - а ни один человек не выходит. Всем все безразлично. Это очень серьезное обстоятельство… Так вот, мне кажется, что сейчас сложилась абсолютно необычная ситуация в стране. А суть ее заключается в том, что сейчас можно начать все преобразования не с того, чтобы у людей что-то забрать, как один лидер на постсоветском пространстве говорил: «Мы начинаем реформы. Вы будете жить плохо, но не долго»…Так вот, мне кажется, что первый раз можно не забирать что-то у людей, а дать им! Сказать: мы вам даем - даем, а не забираем. А что же это такое, что мы даем? Вот у нас сегодня сложилась ситуация, когда мы наконец можем людям дать землю, бесплатно, для того, чтобы люди строили себе дома на этой земле. Я не о сельскохозяйственной земле пока говорю и не о промышленной…

Соловьев:
Григорий Алексеевич, у вас своей столько нет, а другие свою не отдадут!

Явлинский:
У меня этой земли очень много, у нас у всех очень много. Если вы рассуждаете о Барвихе, там будут трудности. Если о Жуковке, то там тоже не все так просто… Но я же говорю не об этом. У нас всего несколько процентов заселенной территории…

Соловьев:
Да, но вся кому-то принадлежит.

Явлинский:
Неправда! Во-первых, она далеко не вся кому-то… Ну конечно, если речь вести, что она принадлежит министерству обороны, то да.

Соловьев:
Вот!

Явлинский:
Так я же речь веду, чтобы государство приняло решение и мы подготовили, скажем, такой закон (это целый пакет, большая вещь), приняло решение, что каждый гражданин России имеет право получить бесплатно, скажем, 30 соток в европейской части, а за Уралом - 60 соток земли… Но это не все. Самое-то главное другое - у нас сейчас есть финансовые возможности для того, чтобы обеспечить эту землю ифраструктурой, а именно газом, электроэнергией и водой за счет государства. За счет продажи нефтересурсов мы получили 50 триллионов рублей дополнительных доходов за последние 10 лет. Это пять бюджетов по сегодняшнему измерению. Пять бюджетов! И дорогу туда проложим. Мы когда-то будем обустраивать собственную страну? Это только люди сами могут это сделать. И все время руководители говорят: давайте бесплатно землю. Кому? Многодетным матерям. Про инфраструктуру они ничего не говорят. Ну как вы себе это представляете? Вы видели когда-нибудь в глаза многодетную мать?

Соловьев:
Многодетную мать? Да, у меня жена многодетная…

Явлинский:
Вот и представьте, что ей дали за 200 км от Москвы хорошую землю, и она туда со всеми детьми поехала обустраиваться…

Соловьев:
Это вряд ли.

Явлинский:
Ну вот думаю, что вряд ли… Поэтому надо перестать куражиться и выдумывать глупости. А надо сказать, что любой гражданин России имеет право получить такую землю для строительства своего дома… Мы провели расчеты. Докладываю: примерно в течение семи лет можно поставить четырнадцать миллионов жилых домов в 150-170 квадратных метров в среднем. И таким образом решается жилищная проблема! Так решали все страны, тут нет ничего нового. Отличие только в том, что ни у кого в мире земли нет, а у России земля есть! Это - раз. Мало того, отличие в том, что никогда у России
не было на это денег. А теперь они есть! Ну хватит уже, чтобы они лежали где-то там за небольшие проценты и обслуживали чужие облигации. Я в общем всем рад и всех бы хотел поддержать, но мне сейчас нужно мои проблемы решать. Почему мне это надо сделать? Потому что это огромный внутренний спрос, который позволит нам, наконец, отделиться от кризиса и рецессии в Западной Европе и мире. Конечно, друзья, вы мне сейчас можете задать миллион вопросов. А как это с этим? А кому-то дадут горы, а кому-то дадут реки, а как это все? Да, все это можно решить. Но для этого нужны тысячи людей в Минэкономики. Ну пусть они займутся когда-нибудь этим важным делом!

Соловьев:
Нет, для этого надо, чтобы вы оказались во власти. А вы ведь сказали в своей рекламе, что «мы дадим вам надежду». И народ звонит и говорит, а зачем нам надежда? Нам бы хлебушка, маслица, земельки, одежды… Зачем надежды?

Явлинский:
Раз уж так, тогда я вам скажу: без веры, надежды и любви вообще ничего сделать нельзя. Вообще ничего! Ноль!

Соловьев:
А мать их София?

Явлинский:
Это вы оставьте себе… А в целом это просто действительно так. Обращаясь так к вам, избирателям, моим согражданам, я говорил о следующем. Была огромная надежда 20 лет назад. Огромная надежда! И люди разуверились сегодня. А я вижу, что сейчас есть возможности для того, чтобы постепенно, по-честному, шаг за шагом, надежно, уверенно возвращать людям любовь к стране, к государству даже, уважение к нему. Ведь в чем национальная идея России? Вы знаете? Вы не знаете? А я вам скажу.

Соловьев:
Я лучше помолчу. А то я вчера услышал, что размножение…

Явлинский:
А я вам скажу! Мне кажется, что национальная идея России описывается одним словом - УВАЖЕНИЕ! Люди хотят, чтобы их уважали. Вот представьте себе: три человека собираются, начинают что-то обсуждать… Ну обязательно же выяснят: ты меня уважаешь? Это же обязательно! Но не только это. Люди хотят, чтобы их уважали и чтобы они уважали свое государство. Люди хотят, чтобы государство уважало их, их семью, их традицию, их культуру. Вот в чем основа жизни в России.

Соловьев:
Я согласен. Просто я думаю, а что тогда в семейных отношениях? Если жена спрашивает мужа: ты меня любишь? - как правило, это обозначает, что есть проблемы. Поэтому, когда в нашей стране говорят друг другу: ты меня уважаешь? - значит, подразумевают ответ: нет! Вот вы очень правильно говорили о том, что людям надо вернуть уважение, и в том числе к себе. И именно поэтому люди должны поверить, что от них что-то зависит и придти голосовать.

Явлинский:
Да, и действительно зависит. Действительно зависит! Что я здесь и хочу сказать, говоря о нашей программе… Я же о ней могу говорить очень долго - с расчетами, с цифрами. Если нужно будет, я перед всеми этим и буду заниматься. Пусть со мной спорят. Пусть мне доказывают, что так невозможно, - будем делать по-другому. Но надо все это делать! Человек не может себя уважать до тех пор, пока он живет в наших пятиэтажках. Ну это невозможно себя уважать! Послушайте, после двенадцатого года накопления проблем, которые созданы сейчас будут… Вот ЖКХ - одна из таких проблем. Как ее собираются решать? Будет очень серьезная история. Поэтому уже сегодня, вот этими выборами, вот сейчас нужно показать, что мы предлагаем другую программу.

Соловьев:
Хорошо, если предположить, что не пошли, не проголосовали, нет демократической альтернативы… Как вы видите тогда будущее России, место России в мире?

Явлинский:
А это очень просто. Тогда, во-первых, после выборов весной, после победы Путин просто скажет: вас просто здесь нет - никаких. Вот есть только коммунисты, жириновцы и мы, «Единая Россия», а все, кто думает иначе, кто видит жизнь иначе, у кого другой взгляд, - вас не существует политически. Вас просто здесь нет! И всю политику будут определять вот эти люди, с их интересами. А их интересы и их политика заключаются в том, что в России на сегодняшний день создана экономическая система, которую можно назвать системой периферийного, отсталого капитализма, особенность которой заключается в том, что только 25% населения страны в этой экономической системе имеет шансы на поддержание современного уровня жизни. А 75% не имеет шансов на современное образование, на медицину, на защиту своих прав, на будущее.

Соловьев:
Значит, социальное расслоение…

Явлинский:
Это значит, что 25% не сможет решить все проблемы нашей огромной страны. И это значит, что Россия окажется среди отсталых стран. А Россия не может быть отсталой страной, потому что у нее самые протяженные границы с самыми нестабильными регионами мира. И со слабой экономикой, с постоянно конфликтующим с государством обществом такая страна не может сохранить свой суверенитет. Вот это меня волнует больше всего.

Соловьев:
Югославский вариант?

Явлинский:
Это очень большая опасность. Очень большая! Нам нужна не только сильная армия, нам нужна мощная экономика. Нам нужно общество, которое доверяет своему государству, которое уважает себя. Вот в этом и есть наша альтернатива, нравственная. Мы хотим нравственную альтернативу предложить всему тому, что происходит сегодня.

Соловьев:
Да, но вы были против таких расходов на армейский бюджет.

Явлинский:
Ну конечно против, потому что там каждый пятый рубль, как считает военная прокуратура, украдут. А кроме того, военная сила заключается не в количестве танков, а в том, что люди верят в будущее своей страны и готовы ее защищать, если надо. Знаете, почему? Я скажу вам. Все войны, которые были (а эти войны очень неприятные) и происходят на Востоке, в Ираке, - они ведь все на продажности основаны. Там ведь воевать практически не нужно. Там коррумпируется вся военная элита, и потом просто все, там нечего делать. Там потом начинаются теракты и всякое подобное... Поэтому, если не будет коррупции и не будет продажности, у нас будет такая армия, как надо. Потому что с продажностью и с коррупцией вы не можете построить настоящую армию. Вот именно поэтому у нас такая большая часть программы посвящена преодолению коррупции, изменению судебной системы и т. д.

Соловьев:
Если вы проходите в Думу и вдруг к вам подходят и говорят: Григорий Алексеевич, вы блестящий экономист, в правительство пойдете работать?

Явлинский:
О, погодите… Во-первых, этот вопрос нужно обсуждать с теми, кто имеет право делать такие предложения. А кроме того, самый главный вопрос: и что там делать? Чем заниматься? Если скажут: да, мы начинаем программу «ЗЕМЛЯ-ДОМА-ДОРОГИ». Вы готовы взять на себя ответственность?..

Соловьев:
То вы скажете: да?

Явлинский:
Отвечаю: да, мы готовы взять на себя ответственность. Полностью. Полностью!

Соловьев:
Я объясню, почему это спросил. Потому что очень часто говорили: Явлинский всем хорош, а ответственность на себя не берет… Хочу, чтобы сейчас избиратели это услышали.

Явлинский:
Я хочу сказать… Мне очень важно это сказать! Во-первых, к сожалению, в нашей стране ответственность никто ни за что никакую не нес, не несет. И не похоже, что будет нести… Поэтому я и не знаю, о какой ответственности идет речь.

Соловьев:
Но я со своей стороны за передачи ответственность все время несу…

Явлинский:
А я говорю о правительстве. А вы правительство, да?.. Это - во-первых. А во-вторых, я хочу сказать, что участвовать в правительстве в качестве ширмы или просто стоять «на атасе», когда все там за твоей спиной «собирают урожай», я не собираюсь.

Соловьев:
Понятно. И 30 секунд - на ваше обращение к избирателям. Прошу!

Явлинский:
Дорогие друзья, я прошу вас, очень прошу - В России сейчас важный момент, может быть, не все это чувствуют, не всем это понятно - прийти и проголосовать за «Яблоко». Это очень важно! Сегодня есть только «Яблоко»!

Соловьев:
Спасибо большое, Григорий Алексеевич.

Часть 1 Часть 2

Явлинский, дебаты, выборы, Соловьев, Яблоко

Previous post Next post
Up