Ещё про "проверку границ".

Mar 10, 2014 13:01

Я как-то писала о том, что есть большая разница в выводах, которые мы делаем для себя, если воспринимать поведение как "проверку наших границ" и "проверку своих возможностей". Я склоняюсь к тому, что дети в возрасте формирования своего "Я" именно проверяют, где их границы. В этом их задача развития - сформировать своё "Я", т.е. определить зону своих возможностей. Если же воспринимать действия ребёнка как "проверку границ", то это выглядит как агрессия и насилие, и мы однозначно иначе реагируем на них. И чаще всего это ответная агрессия и ответное насилие. Мол: нельзя так со мной обращаться.
Варя сейчас находится в расцвете определения того, где же именно заканчиваются её границы. И это видно по таким диалогам как:
- яйца сварятся через 20 минут
- а я не хочу, чтобы через 20 минут, я хочу, чтобы сейчас!
И вот это принятие тщетности в том, что мы не можем ускорить варку яиц и ускорить бег времени, формируют границы ребёнка. И если в этом случае взрослые могут адекватно реагировать на малыша, то при таком диалоге обычно взрываются:
- я не могу сейчас с тобой поиграть, я кушаю.
- а я хочу, чтобы ты сейчас играла и перестала кушать!
Во многих детских сообществах вам скажут: "да это она границы проверяет!". А как только мы чувствуем угрозу своих границ - автоматическая реакция - агрессия.
Варя же проверяет, где кончаются её границы. Где поле её возможностей. И наша задача как родителя, признать право ребёнка искать себя. Если мы будем его отвергать в этот момент, то ребёнок может остановиться в своем исследовании своего "Я", потому что это будет не безопасно, и перестанет прислушиваться к своим потребностям и желаниям, оставляя эту роль родителю, который "лучше меня знает".
Что же мы можем сделать, если сталкиваемся с таким поведением ребёнка? Ответ хорошо дают Фабер и Мазлиш. Мы можем:
а) дать информацию
б) опишите то, что вы видите, или опишите проблему
в) говорите о своих чувствах
г) принимайте его чувства
д) давайте в фантазии то, что не можете дать в реальности
е) говорите о своих желаниях
ж) давайте выбор
з) сообщайте о последствиях
Таким образом мы обозначим свои границы и примем желание ребёнка расширить свои. Ещё раз: примем желания, примем чувства, но не обязательно принимать действия.

Да прибудет с вами сила.

дети, сотрудничество, развитие, Фабер и Мазлиш, Варя, конкуренция, психология

Previous post Next post
Up