Старейший памятник Египта с определяемым годом постройки

May 29, 2022 01:38

Продолжаю восстанавливать посты из удаленного сообщества besedkabammbuss.

Три с половиной года назад журнал "Наука и религия" начал проект диалога с учеными официальной науки. Предварительный итог тут . Отдельно похвалюсь последним результатом: можно уверенно показать старейший на сегодня топ-памятник Египта, у которого определяется год постройки - Иглу Клеопатры, сделанную в 1730 году. Раз триста повторял традиционным и альтернативным историкам сети, приписывающим мне "150-200 лет строительства Египта", что Египет вовсю строили и в 17-18 веках. Любуйтесь на конкретный объект и придумывайте чего-нибудь еще...




Слева нью-йоркский обелиск из Александрии, справа лондонский, в центре проект Александрийского обелиска, все три - фактически один проект одного цеха.

Первый проект обелиска на месте Александровской колонны фактически был копией двух Александрийских обелисков, якобы вырубленных в Асуане при Тутмосе III и привезенных при императоре Октавиане Августе в Александрию в честь победы над Антонием в известном сюжете. Там и получили название: Иглы Клеопатры. С первых описаний один стоял, второй лежал. В 1730 году стоявший был описан и зарисован паломником Григоровичем-Барским - книга издана Потемкиным в 1778 году. Стоячий был подарен США и перевезен в Нью-Йорк, лежачий подарен Англии и перевезен в Лондон.

Вес Лондонской Иглы 180 т, Нью-Йоркской 244 т. Их доставка и установка в 1878 и 1881 годах в эпоху механизмов и стали были задачами решаемыми. В этом посте хорошая подборка материалов по доставке Нью-Йоркского, тут подборка по Лондонскому.

До отправки Нью-Йоркского обелиска проводили раскопки основания. Есть фото с обеих сторон.

Налицо чугунный остов, на котором и формовали постепенным поднятием грунта и опалубных форм обелиск. А без него 244-тонное сооружение априори стоять не будет.





Вот это, пишут, бронзовые опоры из-под Нью-йоркского обелиска. Стояли в двух углах по диагонали, в двух других опорами были камни.



Проблема в том, что при весе 244 тонны подпорочки из медных сплавов сомнутся, как пластилин, и без этих табличек ясно.

И чугуняка на фото на эти декоративные подпорки из бронзы далеко не похожа. И что, интересно, за камень мог - в теории - подпирать два других угла? Рыхлая глыба рядом с чугуном - явно не он.

Есть фото с лучшим разрешением, в этой книге, но на нем не видна важнейшая деталь.




Первым бесспорно видел и зарисовал Иглу Клеопатры с натуры путешественник, паломник, писатель Василий Григорович-Барский (1701-1747), во второй части труда Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г.

Но формально первый отечественный свидетель видел Иглы Клеопатры за 79 лет до Барского. В 1651 году прибыл в Александрию старец Арсений Суханов, и описал град пречудный зданием, что был знатно украшен, а ныне пуст. Им же дано описание и Игл Клеопатры, и единственная глупая фраза о пирамидах в труде Проскинитарий.

Впервые он был издан в 1837 году в составе 2 тома "Сказаний русского народа" Иваном Сахаровым в журнальной версии, в 1849 году в книжной. До этого существовал в списках. Сегодня даже церковные круги многие такие списки объявляют подлогом . Сахаров указал, что печатал со списка конца 17 века, сверенного с синодальным оригиналом. Издатель 1870 года называет своими источниками "рукопись недревнюю, сверенную со списком" самого Суханова из синодальной библиотеки, рукопись этнографа 19 века Перевощикова и рукопись, датированную по шрифту, которым она исполнена, временем "около 1730 года". Эту дату "свидетельства Суханова" нам и придется принять за первую более-менее надежную.

"Свидетельства о пирамидах" у Суханова пристроены в конец главы о Египте в виде трех строк между описанием крокодилов и живности на индийском базаре и поля с мумиями:

Во Египтѣ же за рѣкою Ниломъ, идѣ же столпы древніе фараоновы могилы учинены великаго дива, яко горы учинены; снизу широки, а сверху заострены.

Это всё.



Понятие у переписчика , дописавшего в труд Суханова фразу о пирамидах, еще более мутное, чем у Потемкина, издавшего труд Василия Барского посмертно, он даже и слова "пирамиды" еще не знает.

Хотя Суханов, считается, был великим знатоком и переводчиком греческого.

Ясно, что нынешних пирамид Суханов видеть не мог; они бы обязательно нашли отражение в каком-нибудь более конкретном виде. Как не имел понятия о том, как называется этот вид памятников, ранний переписчик труда Суханова в 1730 году. Они строились, но были еще в стадии куч грунта, фараоновыми горами - уж четыре-то грани величайшего чуда света обязан был заметить любой мифический и немифический Суханов, увидев их.

А это страничка с описанием Иглы Клеопатры у Суханова.



Автор обычно весьма точен в описании размеров, но здесь грубо ошибся.

12 саженей - 25,6 м.

Высота Иглы менее 21 метра. Из них, как мы помним по фото раскопок, не менее 4 метров было в земле.

Ошибиться в полтора раза едва ли мог автор, всегда точно указывавший размер. А раз у источника в полтора раза завышена высота, то он не мог видеть обелиск, но знал о нем.



Описание изображений еще более странное.
Ни на нью-йоркском, ни на каком другом египетском обелиске нет такого:

сабли, луки, рыбы, головы человѣчьи, руки, ноги, топорки, а инаго и знать нельзя

Объясняются эти странности, на мой взгляд, одним. На момент самого раннего надежного списка 1730 ни древнеегипетской письменности, ни понятия о ней в научном обороте еще не было. Еще и в 1737 году (книги поступили издателям в 1743 и 1744 годах) прославдленные исследователи-египтологи Поукок и Норден фиксировали в качестве древнеегипетской письменности и стилистики полную галиматью из головы.

Рисунок Барского также датирован 1730 годом, но он бесспорно сделан с натуры.



Сравним с оригиналом в Нью-Йорке.



Характерно искажена перспектива у Барского - верх сжат, чем выше, тем сильнее, низ растянут. Такой ракурс возможен, когда художник стоит ближе к колонне и примерно на треть длины колонны выше фотографа. Сейчас такая точка в воздухе.

Это сравнение многое дает.

Барский застал финал строительства - уборку строительного (опалубного) грунта.

И мы вслед за Барским уверенно можем датировать окончание строительства 1730-м годом.

У цеховика - "переписчика Суханова" было представление об обелиске, но в момент его последнего впечатления он мог видеть только холм, на верхней площадке коего еще шла формовали обелиск.

Сабли, луки... а инаго и знать нельзя наверняка были в проекте до нынешней письменности древних египтян, картушей, нынешнюю еще не разработали.

Остается объяснить, как быть со свидетельством об Игле путешественника, художника, писателя Корнелиса де Брюйна, который был в Александрии и якобы видел обелиск в 1681 году, о чем рассказал в книге Reizen van Cornelis de Bruyn в 1698 году.

Чтобы понять, что художник не видел обелиска, достаточно посмотреть на свидетельство и оригинал.









Бросается в глаза, что художник изобразил совсем небывалую верхушку Иглы в первом случае и невозможную ни при каком ракурсе верхушку во втором.

Далее, он поставил обелиск на землю как предмет с плоским дном. От незнания, естественно. У реального обелиска низ закруглен со всех сторон, без постамента и опор он стоять не может. Именно в месте начала закругления у художника граница земли.

Сравнение с этой и этой стороной; их барельеф больше других похож на набросанный художником.



Рисунок барельефа, в отличие от рисунка Барского, в первом случае - чушь из головы, во втором - крайне небрежный, условный и поспешный набросок, еще и на нестандартной вкладке, не типичной для 730-страничной книги. Видимо так и было: рисунок делался в год издания, по совету издателя, причем эскиз барельефа художнику дали буквально на минутку, чтобы он просто кружочки-линии набросал, форму же обелиска, вершину, в тот момент никто не представлял - ни художник, ни издатель, ни советчики.

Еще одно свидетельство до Барского.

В 1685-87 года французский исследователь, дипломат Этьен Гравье, по титулу маркиз Д`Ортье (Étienne Gravier; marquis d'Ortières, 16...-1754) в составе миссии французского короля был в Оттоманском султанате, посещал в том числе Египет, оставил после себя более 40 работ, в том числе графических, в том числе якобы зарисованные с натуры все три Александрийских монумента.




Никаких нет сомнений, что Помпееву колонну маркиз видел, она реалистична. О стоящей и лежащей Иглах есть только общее представление, нет даже сведений о величине. Длина реальных объектов - 26,8 м, 21 м, 18 м. У маркиза пропорции грубо нарушены, о чем он и сам простодушно сообщил, приложив шкалу.

Форма и барельефы Игл не оставляют сомнений, что маркиз фиксировал только образы Игл, а не реальные объекты.

Сравним стоящую Нью-Йоркскую Иглу с прорисовкой Комиссии Наполеона, работавшей в 1798-1801 годах, с рисунком Барского 1730 года и работой маркиза.



Сравнивается единственная сторона со скарабеем - он имеется на всех трех рисунках.

Оригиналы.







Все до единой детали нанес Барский, в том числе те мелкие в трех панелях и картуше, которыми французские ученые пренебрегли. Единственное расхождение в том, что французы рисовали прямую проекцию, Барский - вид снизу, при котором верхние детали сужаются по законам геометрии. У Гравье совпадений наберется едва ли пятая часть, да и те с принципиальными расхождениями, верхние три птицы отзеркалены, форма небывалая, лишних деталей - огромное количество, и все они из головы.

Не выдерживает сравнения и вторая Игла Гравье.

Сравнивается изображение маркиза и прорисовка Элберта Фармана 1908 года. Нет вообще ничего похожего, все детали - вольная фантазия из времен, когда никто еще понятия не имел о стилистике египетских письмен и изображений, впервые явленных, напомню, Фредериком Норденом, описавшим Египет 1737 года в книге, попавшей к издателям в 1744 году.



Вывод прост. Французский исследователь и дипломат в глаза не видел ни ту, ни другую Иглу, но имел общее представление и, вполне возможно, видел эскиз, причем очень далеко не окончательный.

*

На схеме Барского, помимо Нью-Йоркской Иглы, показаны еще два памятника - вторая, лежачая Игла Клеопатры и стоящая колонна Помпея.



Они старше Нью-Йоркской Иглы, хотя вряд ли больше, чем на годы.

Лежачая Игла никогда не стояла, в Лондоне ее и поставили первый раз. А в Александрии делали на месте, формовкой в опалубной форме, что заметно по закругленности грани, резко отличающей ее от четкой, граненой нью-йоркской Иглы, делавшейся вертикально, строительным грунтом. Слегка продавила масса опалубный лист характерным для металлической формы образом - строители с порциями частили или сроки схватывания не блюли.





Опалубные формы снимались выкапыванием. Как сняли, так и бросили обелиск, даже не прикопав; цех создателей истории всю дорогу делает эти вещи по минимуму. Художник David Roberts, 1838 год.



Стоять обелиску не на чем, пятка гладкая, остова нет.



Обратим внимание, как стропят колонну с основания - это единственный возможный способ.



Сравните со строплением нью-йоркской Иглы: так цеплять стропы можно только за каркас - одно целое с обелиском.





И еще раз помянем единый цех, делавший историю и в Египте, и в Питере. Второй готовый к моменту достройки Иглы Клеопатры александрийский памятник, колонна Помпея - технологическая копия питерского Александрийского столпа, сделанного век спустя той же технологией - составной сердцевиной под гранитную оболочку. Посмотрите , как строилась Александровская колонна, и по каким признакам это видно.

Фото от реставраторов, как в Питере, не нашлось, есть только туристские фото снизу. Но и на них прослеживаются и характерные волны питерского столпа.




И продольное латание оболочки, типичное для питерского; шов от опалубной формы виден вдоль заплат реставраторов, он мог стать причиной продольной трещины в оболочке.




И перекос с энтазисом.




Строительный грунт на колонне Помпея использовался только для сердцевины, дальше нужны леса подвид питерских на картине Гагарина и кольцевая опалубка из створок.

*

Контрольный просмотр. Источники до 1730 года.
В 1704 году иеромонахи Макарий и Сильверст проживали у Александрийского патриарха , видели "столпик невеликий мармуровый", "семь слупов мармуровых, круглых, весьма хороших", арапов, страусов и всякое прочее. Обелисков Клеопатры не видели. Не было их еще.

Ничего не заметил ни в Александрии, ни в Каире автор книги Пелгримация, или Путешественник Ипполита Вишенского , посещавший Египет в 1708 году.

Английский капеллан Томас Шоу (Thomas Shaw, 1694-1751) был в Египте в 1721 году и показал те самые сабли, луки... а инаго и знать нельзя Суханова в книге 1738 года. Естественно, проект. Высота Иглы, по тексту книги, 50 фр.футов (16 метров) и 3 фута в земле, второй Иглы он не знает.



*

Пользуясь случаем - об истоке египетской письменности. Она началась совсем смешно, задолго до английского капеллана и Суханова. В раннее Возрождение, когда был создан труд Деяния позднего римского историка Аммиана Марцеллина. Ее еще даже не помещали на храмах и обелисках, а только в потайных коридорах.

30 Есть там и подземные каналы, и извилистые подземные ходы. Рассказывают, что знатоки древних обычаев, предвидя в будущем потоп и опасаясь исчезновения памяти о религиозных церемониях, с великим трудом соорудили их в разных местах. На гладко обтесанных стенах высечены были изображения многих видов птиц и зверей и всяких других животных, что и получило название иерографических письмен…

*

И еще о приритете свидетельства Барского, а не европейских авторов. В том же 1730 году ректор Парижского университета Роллен издал первый, посвященный Египту, том монументального труда о древней истории, компиляции всех известных сведений историков античности, переведенный Тредиаковским в 1749 году. Читаем, зная, что 120 локтей, 180 футов, 30 саженей - это 50, 54, 64 метра. Т.е. ни один источник обелисков в глаза не видел.



И чистая формалистика. Ибо если не было Игл в 17 веке, то не могло быть и в 16-м. Две латинские карты Александрии, явные копии с одной, которые библиотека Gallica относит к 1575 году, одна и вторая.

На месте Игл даже не проект, а только идея, ни одним боком не похожая на исполненные объекты. Вместо Александрийской колонны Траяна - колонна Траяна со спиральными барельефом в Риме.









Известный любому школьнику по карте арктических морей Виллем Баренц (Willem Barents, 1550-1597), прежде чем увековечить свое имя на глобусе, был картографом Средиземноморья, проплывшим его насквозь и издавшим Атлас Средиземного моря совместно с богословом, астрономом и величайшим картографом своего времени Петером Планциусом (Petrus_Plancius, 1552-1622). Колонна Помпея у него еще и в 1594 году была копией колонны Траяна в Риме, а лежащая Игла Клеопатры еще менее похожа на себя, нежели двадцать лет назад.






Ума и здоровья!
Другие материалы о создании истории

[Как ни грустно, приходится ставить]
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. Яндекс-кошелек 410013946572302.

древний Египет, история, Египет

Previous post Next post
Up