Египетский морок 9. Тайна Колоссов Мемнона

Jul 31, 2021 21:01



Видимо, последняя фотография выдающегося памятника, прославленных Колоссов Мемнона, в нильской воде. 1965 год. Хотя Асуанский гидроузел был достроен и стал наполнять водохранилище еще в 1964 году, проектный объем спуска воды еще не был достигнут, и в этот последний разлив затопило, как много раз до того, этих Колоссов.

За век с лишним до фото, в 1838 году Дэвид Робертс написал Колоссов. Как будто ничего и не менялось.



И картина, и фотография имеют огромное значение для определения года постройки, к этому затоплению мы вернемся в конце поста. А пока - о заявленной в заголовке тайне.

Колоссы находятся в пойме Нила, в районе Луксора, сегодня по другую сторону Нила, хотя из-за блуждающего русла  так не было на этом участке еще и в 17 - начале 18 века. Две статуи, каждая по 18 метров высотой, весом по 700 тонн, изображающие великого фараона-строителя XVIII династии Аменхотепа III (ок. 1388-1351 гг до н.э.), собранные, считается, из блоков кварцита, неизбежно видны любому проплывающему по Нилу, т.е. путешественнику в Египет, где до самого 19 века была только одна дорога - Нил. Их неизбежно должны видеть все исследователи, торговцы, путешественники в Нубию и обратно. Но никто из десятков путешественников, оставивших какие-либо записки и книги, не видел этих Колоссов и ничего не знал о них вплоть до 1737 года, когда их впервые описали два маститых исследователя, авторитетных, неизменно уважаемых египтологами мира и в наши дни, отправившихся изучать Египет и его памятники в один год  и оставивших труды с графикой по итогам изучения в своих книгах 1743 и 1744 годов. Англичанин Поукок и датчанин Норден, Поукок на полгода раньше.

Но формально первое свидетельство о колоссах в районе Луксора оставили не они. Французский врач, натуралист, антиквар Людовика XIV Пауль Лукас (Paul Lucas, 1664-1737) трижды путешествовал в Египет и по итогам путешествия 1699-1703 годов издал в Гааге книгу Voyage Du Sieur Paul Lucas Au Levant (Band 1): On y trouvera entr'autre une description de la haute Egypte, suivant le cours du Nil, depuis le Caire jusques aux Cataractes, avec une Carte exacte de ce fleuve, que personne n'avoit donnée в 1705 году. В Гамбурге книга была повторно издана под названием Reise nach der Levante(Band 1) в 1707 году. Колоссы представлены на карте (север внизу).



Они стоят, вытянув в противоположные стороны руки. Надпись гласит: постройки высокие, от 30 до 40, на основании из черного камня.

Единица измерения - французский фут (остальные измерения в книге указаны именно в этих единицах), в метрах это от 9,7 до 13.



В 1716 году ведущий картограф Германии, главный географ Священной Римской империи, академик Пруссии Иоганн Баптист Гоманн (Johann Baptist Homann, 1664-1724) издал, впоследствие сын, зять и другие наследники продолжили издавать выдающийся труд, атлас мира Grosser Atlas über die ganze Welt , где помимо пяти Великих пирамид Гизы на карте Египта (и еще с двумя - по другую сторону от Каира) есть и такие же Колоссы возле Луксора.






Из этих источников ясно, что нынешних Колоссов при путешествии Лукаса не было и в помине. А то, о чем свидетельствовали египтолог-антиквар с главным географом, просто проект. От которого в конце концов создатели истории отказались. Наверняка из-за технических трудностей. Проще сделать вдвое больших сидящих Колоссов, нежели стоящих с вытянутыми руками. Такие руки можно сделать только с металлическим армированием индустриальной эпохи, более никак.

Англиканский священник-египтолог, востоковед, писатель, путешественник, член Королевского общества, первым снявший планы гробниц Рамсеса II, Мернептаха, Сети II, женщины-фараона Таусерт Ричард Поукок (Richard Pococke, 1704-1765) в 1737 году проследовал из Александрии в Нубию и обратно, о чем написал в книге A description of the East, and some other countries, изданной в 1743 году. Описание двух Колоссов крайне немногословное, сопровождается двумя иллюстрациями. Смотрим.







На первой иллюстрации невозможно даже определить, которая это статуя - правая (северная) или левая (южная). Сравнивайте.




По кубикам можно было бы решить, что это северная, но ни количество рядов кубиков, ни количество кубиков в ряду не совпадает. Не совпадают ни пропорции, ни размеры частей тела, вообще ничего. Общее у свидетельства с натурными объектами только постамент и трон с общей идеей сидящей мужской фигуры с ладонями на коленках и маленькими (относительно фараонских конечно) женскими фигурами, изображающими жену фараона Тию и мать Мутемуйю. При этом у свидетельских и реальных фигур имеется принципиальная разница - в свидетельстве они обнажены по примеру древнеегипетских богинь, в натуре их сделали в платьях.

Вторая фигура свидетельства, со спины, намекает на обе статуи и не похожа ни на одну.




Панели из свидетельства делались на обеих статуях, но не такие; ясно, что автор знал, что они будут, но и только. Понятия о головном уборе фараонов - немесе у египтолога было нулевое, об иероглифах - тоже. Стилистику, неповторимый дизайн, высокохудожественную иероглифическую систему древнеегиптян еще не разработали. Свидетели недостроенных памятников придумывали их из головы.

А о чем несомненно свидетельствуют рисунки священника-египтолога, так это о том, что было готово на момент свидетельства - о кубе-троне обеих фигур, о ногах фараона с ладонями на коленях, о начатых женских фигурах и, пожалуй, всё. Самое же главное в том, что рисунки свидетельствуют о способе постройки - ее формовали с помощью холма из опалубного грунта, так же, как через век будут формовать колоссов Абу-Симбела. Чтобы видеть с такого ракурса, с которого сделано изображение второго Колосса Поукока, трон на постаменте и пропорции трона и фигуры на нем, нужно стоять на уровне половины высоты Колоссов.

Смотрим свидетельство исследователя-современника Фредерика Нордена (Frederik Ludvig Norden, 1708-1742), направлявшегося в Египет Верхний с полномочиями от датского короля, миссией установления торговых отношений Дании с Эфиопией и исследования страны следования. Он отправился на полгода позже. Когда Поукок возвращался Нилом в Нижний Египет, в утренних сумерках в районе Карнака его корабль разминулся с кораблем Нордена. Колоссы египтолог-капитан осматривал в начале 1738 года. В книге Voyage d'Égypte et de Nubie, попавшей к издателю на год позже труда Поукока, в 1744 году, также есть графическое свидетельство, разительно отличающееся от свидетельства коллеги-священника.







Видно, что ко времени посещения Норденом строители очень многое успели.
На южном колоссе полностью сделана панель с раздвоившимся богом Нила Хапи. Не успели сделать на момент свидетельства, но сделают в этот же сезон полосатую фактуру бедра Аменхотепа и женскую фигуру - это все еще обнаженка из проекта.




Пропорции Колоссов (очень уродливые кстати) совпали с реальными, это значит, что туловища закончены, головы только начаты. Строительный грунт убирается, наращивание туловищ, лиц, формовка женских фигур ведется без него. Боковую панель трона северного Колосса, рельеф груди и живота, лица обеих фигур сделать не успеют; сам ли Норден дорисовал всё это из своей головы, добавка ли это издателя, вопрос не принципиальный. Сравнение с фото 1920 года.




Именно так: не успеют. Фигуры поражают разваленностью, намекая на 3400-летнюю древность, но это не разваленность, а обыкновенный недодел.

Чтобы понять это, нужно просто заглянуть в то, что у Аменхотепа сделано на месте лица.

Впечатлительным не смотреть.

Южный Колосс.




Фактически та же физия, где ничего не изменилось, не прибавилось, не убавилось, не отвалилось, не разрушилось, ни одного камушка не выпало, наблюдается на изображениях сделанных 120 и более лет назад.

На фото 1900 года.



На фото 1860 года.



На фото 1858 года.



На фото 1851 года.



На зарисовке Комиссии Наполеона, работавшей в 1798-1801 годах, полностью опубликовавшей труды в 1828 году.



Ракурс слегка отличается, но выбор среди изображений 120-220-летней давности невелик, уж какой есть. Главное, прекрасно видно, как делали лицо: дополняли твердеющей смесью, камнями, обломками, всяким хламом, в точности так, как доделывали на заре эры фоторафий в 1850-60-х годах Сфинкса, последний объект на Гизе.

Оригиналы.
















Одновременно с Комиссией работал и главный ученый Наполеона, глава ряда исторических ведомств, основатель и первый директор Лувра Доминик Виван, по титулу барон Денон (Dominique Vivant Denon, 1747-1825). Он также показал полностью готовые объекты, ни одним местом не изменившиеся до наших дней, т.е. недоделанные.




Но есть в наследии Комиссии и другое свидетельство. Не в первый раз встречаются идеально исполненные, всесторонне завершенные и совершенные, прекрасно расчерченные, исполненные намного лучше, чем в натуре, чертежи якобы зафиксированных объектов. С идеальным прочерчиванием даже линии грунта. Некоторые из них в принципе не могли быть осмотрены учеными Наполеона, потому что археологи полностью откопают их только через 60-70 лет. Иные из них строители исполнили крайне неудачно, как, например, барельефы Храма Исиды, показанные здесь... Эскизы проектов создателей истории, вот что это такое.

Кроме прочего, из данных эскизов памятников становится понятным, откуда взялась упорная обнаженка в свидетельствах Поукока и Нордена. Из проекта она. Но в последний момент прораб решил, что сделать платье, т.е. одну объемную фигуру, чуть быстрее и проще, нежели ноги - две объемные фигуры.







Поразительно, как умеют испоганить при воплощении нормальный, пропорциональный, вменяемый древнеегипетский проект строители памятников истории!

Итожим знакомство с наследием Поукока и Нордена в части Колоссов. Фактически два египтолога зафиксировали разные стадии строительства, дополнив не достроенные части фантазией из головы. Нордену пришлось фантазировать существенно меньше. Очень похоже на описание этой парой египтологов другого наследия человечества и ЮНЕСКО - гизских пирамид, где фактически они зафиксировали смену проекта цехом создателей истории, сокращение количества Великих пирамид Гизы с пяти до четырех.

Подходим к вопросу: как вообще возникла идея такого абсурдного памятника, двух Колоссов Мемнона, изображающих Аменхотепа? Сказки про героя Троянской войны, сына богини Эос, убитого Ахиллесом, про пение статуи, которому нет свидетелей после 199 года н.э., и т.п. прочтете сами. Нас интересует историография. Она совсем проста. О поющем памятнике Мемнону упоминали античные авторы, которые, как не раз было сказано, появились в эпоху Возрождения в виде цитат, пересказов, переводов с потерей всех оригиналов. Например, Павсаний, Описание Эллады, I, 45 (3). Тацит, Анналы II 61 . О памятниках Аменхотепу сообщал вездесущий и всесведущий древнеегипетский историк Манефон, основоположник деления династий, которое является каноном и поныне. Ни одного труда Манефона не существует, он весь известен из цитат тех же античных авторов, Иосифа Флавия и других. Тем не менее, в Египтике II он говорил о поющих статуях 8-го фараона XVIII династии Аменофиса, в котором историки опознают Аменхотепа III.

В общем, создатели решили убить двух зайцев, объединить упоминания про памятник Мемнону и про памятники Аменхотепа в виде двух Колоссов в районе Луксора. В соответствии с традицией, согласно которой памятники истории вбрасыватся в литературе, затем в натуре. Видели это на примерах от Великой Стены и пирамид Гизы до Стоунхенджа и гигантских моаи острова Пасхи...

А теперь возвращаемся к первой фотографии. Каким образом она говорит о годе постройки Колоссов Мемнона?

Очень простым.

Строительство таких памятников в таком месте возможно только в течение сезона, от разлива до разлива Нила, длившегося с июня по сентябрь. Во-первых, потому что нельзя растягивать постройку памятников такой величины на глазах у всего торгового люда, плавающего по главной транспортной магистрали страны в Верхний Египет и Эфиопию-Нубию и обратно. Свидетели не должны годами видеть треть, половину, две трети от памятника. Он же древний, стоял тут 3400 лет! Во-вторых, в условиях нерегулируемого стока великого Нила работу прервет и перенесет в следующий сезон первый же разлив, ибо доставка материалов, строительного грунта, таскающей их рабсилы по воде аки посуху невозможна.

Отсюда невероятная для памятников штурмовщина - посмотрите еще раз, что застал Поукок во второй половине 1737 года, и что видел Норден в начале следующего.

Отсюда совершенно провальное качество и жуткая недоделанность Колоссов. Хотя этим в Египте не удивишь, там у создателей истории сплошь и рядом брак и недострой. Ученым даже пришлось изобретать термин и разновидность памятников - мастаба, чтобы как-то называть брошенные основания для пирамид...

А год постройки Колоссов в том виде, в каком они сейчас, 1738-й.

На десерт еще одно знаковое событие, связанное с постройкой и свидетельствами о Колоссах.

Впервые в истории изучения Египта был открыт и описан ученым-египтологом, в данном случае Норденом, настоящий, прекрасный, стилистически безупречный древнеегипетский барельеф. Тот самый, на боковине трона, с богом Нила. До и кроме этого барельефа Норден свидетельствовал о полной галиматье, чаще вообще избегая зарисовывать барельефы на тех памятниках, на которых мы видим их сейчас, а когда зарисовывал, то абсолютно не те.

Вот таким было изобразительное искусство Древних Египтян до того, как был разработан и введен ныне известный канон. Частично уже показывал. Частично показываю впервые.

Эти пляшущие человечки на не существовавшей во время исследования Нордена стене Рамессеума украшали этот поминальный храм Рамзеса в том же 1738 году.






Напомню, что в конце концов барельеф на этой стене был сделан такой.




Очень забавный храм в Дендере засвидетельствовал исследователь. Особенно удивительны двухголовые в капителях колонны.






Вот что бывает, когда заказчик увековечивания этого храма (коего без сомнений не видел автор, поскольку не было его еще) пытается на пальцах объяснить (неважно, Нордену или издателю; книга издавалась посмертно), что с боков квадратные колонны, в середине шесть рядов круглых, перед центральной парой еще квадратные, а лица на колоннах смотрят в разные стороны.

Реальный храм Хатхор в Дендере на фото 1852, 1858, 1860 годов.










Аллея безголовых сфинксов и этот пилон есть в Карнаке. При Нордене нынешние барельефы еще не сделали, а пока их не было, обходились такими. Иероглифы заменяли ряды закорючек из головы подвид арабской вязи.






Нынешние.




*
Пользуясь случаем - вкратце об истоке египетской письменности. У исследователей первой трети 18 века ее почти не было, стены памятников большей частью стояли голые. В изобилии покрылись объекты древнеегиптян неповторимой древнеегипетской письменностью только ближе к середине века. А началась она совсем смешно, задолго до английского капеллана Томаса Шоу с паломником Арсением Сухановым и Поукока с Норденом. В раннее Возрождение, когда был создан труд Деяния позднего римского историка Аммиана Марцеллина. Ее еще даже не помещали на храмах и обелисках, а только в потайных коридорах.

"30 Есть там и подземные каналы, и извилистые подземные ходы. Рассказывают, что знатоки древних обычаев, предвидя в будущем потоп и опасаясь исчезновения памяти о религиозных церемониях, с великим трудом соорудили их в разных местах. На гладко обтесанных стенах высечены были изображения многих видов птиц и зверей и всяких других животных, что и получило название иерографических письмен…"
*

Древнеегипетское искусство Поукока более человечно. А фараон в колпачке просто трогателен. Поукок видел фиванские памятники на полгода раньше Нордена и не застал выдающуюся панель с нынешним - подлинным древнеегипетским! - барельефом на южном Колоссе Мемнона.








Но боги древнеегипетские были симпатичнее все-таки у предшественников.

Ранее уже показывал книгу английского поэта, переводчика Вергилия и Овидия, путешественника по восточному Средиземноморью Джорджа Сэндиса (George Sandys, 1578-1644), который был в Египте в 1610 году, опубликовал увиденное в 1615 году A relation of a journey begun An: Dom: 1610. Fovre bookes. Containing a description of the Turkish Empire, of Ægypt, of the Holy Land, of the remote parts of Italy, and ilands adioyning , но такое не грех повторить.

Мифологию Египта вчерне уже придумали. Стилистику, древнеегипетский имидж и традицию египетского изобразительного искусства - еще нет. Поэтому свидетель засвидетельствовал вот такие древние статуи древнеегипетских богов.




Первый - обезьяноголовый бог Баби. В древнеегипетской традиции восходит еще к додинастическому периоду. В каноне, принятом к моменту путешествий Поукока и Нордена, ему вернули тело бабуина. Некоторые исследователи считают, что и слово бабуин произошло от его имени. Второй - собакоголовый Анубис. Третий - бараноголовый Хнум. Четвертый - Гор, бог с головой сокола.



И улыбнуться - классические древнеегипетские образы данных богов, которые будут сделаны после свидетельства.




У английского капеллана Томаса Шоу (Thomas Shaw, 1694-1751) служившего в Алжире, изучавшего Северную Африку и Ближний Восток в 1720-1732 годах, бывшего в Египте в 1721 году, издавшего книгу о своих путешествиях Travels, or, observations relating to several parts of Barbary and the Levant в 1738 году, древнеегипетские боги и фараоны уже совсем почти как люди.







В библиотеке "Галлика" нашлись и другие роскошные изображения древнеегипетских богов, которые в рунете ошибочно приписывают Лукасу. В действительности они появились в одном из посмертных изданий Лукаса 1744 года.

Это изображения сцен жертвоприношений древнеегипетским богам, найденные в Лабиринте Крокодилополя, построенного, к слову, тем же Аменхотепом III, изображенным в виде Колоссов Мемнона. 18 век, утверждает классификатор.




Фигуры богов храма Исиды. Богини, изображавшейся с рогами.

Это всем рогам рога, они роскошны!







Так и не сподобились древнеегиптяне построить этот прекрасный храм с четырехрогой богиней или богом на фасаде и остатками поселения коптов на крыше. Напрасно открывали его сэр Лукас и его издатели. Ученым пришлось разрушать его, закончив историю города в 642 году, когда копты сдали город войскам арабов под командованием Амра ибн аль-Аса, после чего он пришел в состояние запустения и разрушения.




Прообраз древнеегипетской письменности, оттуда же, 18 век. Пирамиды, пишут, высотой 60 футов, или 18 метров. Были и такие, почему нет?




Исида и фараон принимают какого-то мыку.




В год выхода этой книги и попала в распоряжение издателя книга Нордена, скончавшегося двумя годами ранее, с первым нынешним - подлинным! - барельефом на южном Колоссе Мемнона, появившимся в течение полугода перед его исследованием Колоссов.

Непросто формировался канон древнеегипетского искусства у создателей истории в Египте и у описателей ее в Европе.

Так и делалась история.

Ума и здоровья.

Другие материалы по созданию истории

[Вынужден ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.

древний Египет, Дендера, Египет

Previous post Next post
Up