Джеймс Уорд (James Ward, 1769 - 1859), английский художник, пейзажист, гравер, один из лучших анималистов своего времени, 1845 год. Выдающаяся не картина, а величина Стоунхенджа. Зная, что реальная высота трилитов вместе с перекладинами составляет от 4,1 до 4,9 м, то есть от двух с небольшим двух и двух третей роста человека, можем только догадываться, из каких фантазий художник взял образ памятника.
Практически в каждом обсуждении темы постройки Стоунхенджа сетевые ученые - реконструкторы, реставраторы, историки-традики и альтернатисты древнего, друидского, арийского, допотопного, инопланетного и иного Стоунхенджа - доказывают существование объекта в XIX и предыдущих веках "старинными свидетельствами, рисунками, гравюрами, картинами". Не подозревая о том, что все эти свидетельства доказывают прямо противоположную вещь, а именно: что ни один хроникер, ученый, художник, гравер, засвидетельствовавший объект до его постройки, в глаза не видел ныне известный Стоунхендж, объект на солсберийской равнине, наследие ЮНЕСКО и человечества.
Девять лет назад появился пост о строительстве Стоунхенджа, с которого и началась эта тема в рунете. Пост давно живет своей жизнью, существуя в тысяче версий. В первопосте по-прежнему самая полная в рунете галерея строительства. Единственное, что я в него добавил - старинные свидетельства и изображения какие нашел. К сожалению, эта часть осталась не известной большинству читателей первопоста. Считаю, что она заслуживает быть отдельным постом для данного уважаемого сообщества.
*
Все энциклопедии мира, а следом сетевые и ютупоисторики называют нескольких первых описателей Стоунхенджа.
В 1620 году король Яков I послал ведущего архитектора Англии Иниго Джонса (Inigo Jones, 1573 - 1652) описать памятник, о чем тот написал книгу, изданную зятем Джоном Вебом в 1755 году.
С какого объекта намерил главный архитектор три круга с диаметром внешнего 110 футов (33,5 м) с тремя входами?
(для совсем дремучих историков сети: диаметр двух кругов реального объекта 23 и 26 м, вала 107,5 м)
Теперь давайте подумаем, почему вообще Яков I, король Англии и Шотландии, основатель знаменитой династии Стюартов, просветитель, покровитель Бэкона и Шекспира, один из образованнейших людей своего времени, знаток древнегреческого языка и латыни, искусств и истории, автор трактатов, которые читала образованная Европа, послал архитектора? Почему не посетить памятник самому, благо он в двух шагах от второй столицы? Да еще такой большой и выдающийся, какой получился у архитектора! На мой взгляд, есть только одно объяснение: архитектор описывал свою реконструкторскую фантазию, по мотивам нескольких природных камней, лежавших здесь с незапамятных времен (показаны здесь). Либо, с меньшей вероятностью, описал проект. В любом случае будущие создатели реального объекта по обыкновению очень существенно отошли от того и другого.
В 1663 году сэр Джон Обри (John Aubrey, 1626-1697) изучал Стоунхендж, о чем издал книгу, через 60 лет вдохновившую на изучение и написание своей книги сэра Вильяма Стакли (William Stukeley, 1687-1765).
Вы что-нибудь узнаете из этого? Каким местом, боком, еще чем-нибудь относятся к реальному объекту под Солсбери план сэра Орби в книге сэра Стакли и планы самого сэра Стакли в книгах 1743 и 1740 годов?
В труде 1747 года архитектор Джон Вуд (John Wood, 1704-1754), обобщил труды сэров и сам измерил некие камни Стоунхенджа. Вы что-нибудь узнаёте из этого?
В 1783 году драматург, критик, поэт Самуэль Джонсон (Samuel Johnson, 1709-1784) обобщил труды названных ученых. И начертил самый красивый из Стоунхенджей аж в четыре круга!
Но мне больше нравится это компилирующее Мюнхенское издание ученых 1809 года.
И этот превосходный рисунок Блейка (William Blake, 1757-1827) 1789 года.
Грандиозно! Мы в восхищении.
Все показанные свидетельства свидетельствует только об одном: что их авторы в глаза не видели объект, который стоит на равнине под Солсбери, наследие ЮНЕСКО и человечества.
Вбросы делались. Но представление о Стоунхендже было самое туманное. Вот и пришлось сэрам-документалистам 17-19 в.в. борогозить кто в лес, кто по дрова. Единственное общее у всех Стоунхенджей - они размером больше.
* В романе Харди Тэсс из рода д`Эрбервиллей, впервые опубликованном в 1891 году, в фэнтэзийной местности Мелчестер, куда бегут персонажи, но полиция достает и там (правда жизни, увы...), описан Стоунхендж значительно крупнее существующего. Отрывок: "Следующая колонна стояла совсем одиноко, другие образовывали трилитоны, а большинство лежало на земле, и по их широкой поверхности могла бы проехать карета". В прайсах и описаниях сайта Каретный двор ширина четырехместных карет (были в Англии 19 века наряду с кэбами) - 190-240см. В 1958 году самый большой из лежащих камней сарсенового кольца достигал в единственном, самом широком месте 210 см, остальные были значительно меньше.
* Добавлю галерею старинных изображений Стоунхенджа без годов-авторов. Кому надо - они легко гуглятся.
Как ни странно, но многие, даже обсуждая пост, уверенно тычут старинными гравюрами, хотя в реальности они доказывают только то, что рисовальщики изображали объект из головы либо с другого изображения. Иначе бы не рисовали его бы таких небывалых размеров по сравнению с людьми, лошадьми, домами, каретами, овечками. Не говоря уж про небывалые формы. Художник, даже плохой, не может настолько ошибаться в масштабе и просто во внешнем виде.
Помощь для тех, кто в танке. Сравнивайте трилиты с фигурой человека. Высота трилитов внешнего круга 13 футов, или около 4 м, или 2-2,5 роста человека.
И так далее. Видел ли кто-нибудь из рисовальщиков реальный объект? Конечно, нет.
Еще есть Стоунхенджи в горах, среди всяческих скал и круч. Видел ли кто-нибудь из рисовальщиков реальный объект на солсберийской равнине, где и холмика-то, который, включив фантазию, можно изобразить большим холмом, не существует? Разумеется, нет.
Гуляющих, зевающих, едущих мимо, отдыхающих в Стоунхендже на "довоенных фото" и картинах 19 века просто несерьезно вспоминать. Учитывая закрытый статус режимной территории, собственности короны и военного ведомства, не было и не могло быть там никаких гуляющих-отдыхающих.
Целый полк троллей искал Стоунхенджи с деревом, попавшим в кадр на киносъемке 1949 года, о чем делался отдельный пост! Нашли единственную гравюру с деревом, и даже с планом. Разумеется, объект близко не похож Стоунхендж - ни по виду, ни в плане))
И еще кое-что.
Еще у Брокгауза-Ефрона существительное стонгендж не было именем собственным.
Объект под Солсбери действительно упомянут, но описание его абсолютно не соответствует реальному объекту, из чего ясно, что это вброс.
И очередное доказательство, что реального объекта во времена словаря Брокгауза-Ефрона еще не было.
Благодаря блогеру bor_kr - спасибо ему! - посмотрим, что за Стоунхендж поминался и вбрасывался в английских источниках.
Перевод: "чудесная груда камней на равнине Солсбери, воздвигнутая по кругу канавы, в виде трех рядов, один внутри другого..."
28 футов - это более 8,5 м. 30 реальных сарсеновых трилитов достигают высоты 4,1 м, максимальная высота с поперечными трилитами 4,9 м. Единственный центральный трилит был высотой 7,3 м.
Это не реально построенный объект под Солсбери из круга в один ряд с полукругом внутри.
Издания 1662 , 1663 , 1671 , 1706 , 1720 годов копируют статью об объекте из трех кругов камней.
Перевод робота: "Этот город был воздвигнут из старого, известного римлянам под названием Sorbiodunum , который стоял примерно в миле к северо-востоку, на возвышенности, будучи местом, предназначенным только для укрепления, удобно расположенным среди нескольких рек, целые потоки которых орошают большую часть улиц, вблизи которых находится удивительный план, получивший отсюда свое название, и где можно увидеть чудо Англии, Stone-Henge , который находится на своем надлежащем месте".
От Стоунхенджа до холма десяток км, но половина "старинных гравюр" помещает Стоунхендж у холма и под холмом, а то и вовсе в каких-то горах. Стало быть, липовые свидетели все граверы.
А в статье про Стоунхендж найдем образ гигантского объекта "старинных гравюр", исполненный в натуре в очень уменьшенном масштабе.
"Стоунхендж, колоссальное сооружение и величайшая редкость, какую можно увидеть в Англии , стоит на Салисберийской равнине, примерно в двух милях к западу от Эймсбари в Уилишире, он состоит из множества огромных грубых и сероватых камней, некоторые из них 28 футов длиной и 10 шириной, установленных вертикально..."
Видно, что в оригинале книга напечатана готическим шрифтом, использовавшимся 4 с лишним века назад. Поверх подтертых топонимов сделаны надписи романским шрифтом, использующемся последние 200 лет.
Слово Stonehenge надписано поверх, но не везде, в одном месте остался незамеченным Stonhinge - каменные ворота. При коих в оригинале и были могилы неких героев.
Вот так и делалась "наиболее достоверная" история.
Добавлю к историческому визуальному ряду еще один очень любопытный показ новейшего времени. Второе десятилетие ходит в сети серия якобы снимков с раскопок в Стоунхендже. Мне их сетевые историки не раз совали. Понятно, что фотошоп, но очень качественный.
И другие.
Я тими фотошопами всегда любовался. Работа прекрасная. Единственная грубая ошибка - грунт у археологов уходит на всю глубину ям, тогда как в реальности в Стоунхендже под очень тонким слоем дерна с газоном - песок.
Нашлось и фото работы над этим фотошопом. Из которого ясно, что само же ведомство English Heritage ее и устроило.
Наняли высококлассных профи, обеспечили всяческое содействие, запустили труд мастеров сеть. Зачем? Для пиара памятника и его мнимой археологии,естественно. Создание имиджа древнего памятника средствами изобразительного искусства продолжается и в наши дни. Фотошоп классный. Молодцы!
[Приходится ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.