Для чего Владимир Русь крестил

Jul 26, 2013 17:36


17ur - рекомендую. 
В одном из текстов этого уважаемого автора очень тонко, на мой взгляд, описана логика христианизации сверху (цитата отсюда):

...В человеческой стае возникают два вопроса, которыми животные не задаются.
Первый, у вожака: а вот как мне иметь все вожачьи ништяки без вожачьих же обязанностей типа гарцевания впереди на лихом коне или поддержания физической и умственной формы?
Второй, у всех остальных: а ведь если нас хором доканывают непреодолимые обстоятельства, то надо избавляться от вожака, верно?

В человеческой стае начинает действовать мотив устранения вожака, какового мотива у животных нет. "Неугоден богам". Несовместим с окружающей вселенной. Нет, мы не можем пальцем показать, что именно он делает неправильно, но засуха, падёж скота и проигрыш по очкам в стычке с соседним племенем врать не будут. «А вот позвать сюда друида при ритуальном серпе или шамана с бубном и тоже какой-нибудь освящённой заточкой - пока мы все тут из-за нашего национального лидера не передохли!»
Возьмите шахматы, древнее и почтенное развлечение. То, что король беспомощен и одновременно является главной целью усилий неприятеля, отражает именно эту идею: возможность прекращения сопротивления и начала новой партии без потери всех фигур. Сами посудите: если один из проигравших игроков сдался, осознав безнадёжность в миттельшпиле, а другой, высунув от усердия язык, довёл свой разгром до линейного мата голому королю, то можно подозревать, что из двух проигравших лучше играет первый.

Таким образом, языческий вождь постоянно "ходит опасно". У него ведь не просто родственники пытаются влезть на его место, или какая-нибудь молодая поросль понтуется. Против этого помогает хорошая охрана, добрые друзья и почти честные поединки. А против мотива "вместе с ним нас боги всех в асфальт закатают" ничто из этого не поможет. Друзья же и зарежут со слезами на глазах, на виду у охраны. "Надо, Федя. Надо!" Фатум. Рок. Катарсис.
Интриги с использованием мотива неугодности богам как средства усиления мотивов шкурных оставим в стороне. Они очевидны.

Теперь. К вождю приходит дядя со сборником древнееврейских сказок. И другой дядя, с тем же сборником, но уже в двух частях. И третий дядя, с ним же, но от другого издательства. И четвёртый, с тем же контентом в пересказе обкуренного бедуина. И так далее.
А мессаж у них один. Благая весть. За погоду и природу отвечают все, а не только сам вождь. Потому как первородный грех и всё такое. Отвечают перед транс-цен-ден-тным начальством, а не какими-то там местными богами, которые вообще черти и джинны, тьфу на них. "Чтобы к правительству лететь, гравицаппу надо иметь".
Короче, вождю предлагают жизнь и сохранение большей части ништяков - меньшая часть идёт жрецам за услуги - через продажу своего народишка в рабство выдуманному кем-то там дяденьке на облаках. Сделка века, знамо.

"Отсюда совсем не является странным", почему все эти брутальные языческие альфа-самцы принимают Единственную Истинную Веру, а потом начинают огнём и мечом распространять её среди своих подданных. Хотя, казалось бы, битые волчары и упёртые бычары, влезшие на самый верх и остающиеся там, должны бы обращаться к ЕИВ самыми последними.
Ан нет - твердокаменных "староверов" вырезают именно как носителей идеи "за общее неблагополучие вожак должен ответить". Остальным ломают умишко, чтобы о таком и подумать не могли.

Такие дела, граждане. Благая весть - это весть о неприкосновенности начальства. Иначе она так бы и осталась в своих переднеазиатских субтропиках.
Previous post Next post
Up