Выставка «
Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» проходит в
Музеях Московского Кремля с 3 марта по 4 июня 2017 года.
Миниатюра «Крестоносцы
штурмуют Дамиетту».
Жан де Жуанвиль. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. Рукописная книга на французском языке. Около 1330-1340. Пергамен. Книга: 22,5 х 15,5 х 7; 392 листа. Национальная библиотека Франции / Jean de Joinville, Vie de saint Louis. 1330-1340. Manuscrit. Langue: français. Paris. Page 83 :prise de Damiette : les croisés entrent dans la ville. Bibliothèque nationale de France, Département des Manuscrits, Français 13568, fol. 83.
Source В записи: часть экспонатов, статья из каталога выставки и видеозапись лекции Михаила Бойцова «Константинополь: императоры и реликвии».
Главные герои выставки в Кремле: Людовик IX Святой (1226-1270) - французский «наихристианнейший» король, парижская Святая капелла - Сент-Шапель и образ реликвий, что в ней хранились. Святая капелла создавалась Людовиком IX как монументальный реликварий для величайших святынь христианского мира. Здесь находились Терновый венец Спасителя, фрагменты Креста Господня, камень Гроба Господня, копье Лонгина - всего 22 святыни. Эти реликвии, связанные с историей Страстей Христовых и его жизнью, ранее пребывали в Константинополе, в императорской часовне, а в 1239-1242 были перенесены Людовиком во Францию. В 1297 году Людовик IX канонизирован: папа Бонифаций VIII объявил его исповедником, т.е. человеком, который подавал пример жизни.
2.
Корона-реликварий. Долина Мааса (Льеж?), около 1260-1280. Серебро, драгоценные камни, инталии, жемчуг, горный хрусталь; позолота. Музей Лувра, Париж. Фотография:
Gazprom.ru. Этот реликварий, происходящий из доминиканского монастыря в Льеже, был приобретен Лувром в 1947 году как «корона Людовика Святого». Декор короны обнаруживает сходство с крестом-реликварием Святого шипа в Льеже. Возможно, эта корона была одним из реликвариев, изготовленных для доминиканского ордена после того как Людовик IX отправил ему в дар Святой шип в 1267 г. В этом памятнике мощи святых составляют нечто вроде мистической короны, обрамляющей реликвии Страстей Христовых - частицы Истинного креста, Святого шипа и Святого копья. Корона состоит из восьми увенчанных цветами пластин, в центре каждой из них, под толстым слоем горного хрусталя, находятся реликвии; каждая пластина украшена вязью из дубовых листьев, подчеркнутых драгоценными камнями и инталиями. Крепления, соединяющие пластины, замаскированы статуэтками ангелов.
Отправной точкой проекта, инициированного Музеями Кремля, Центром национальных памятников Франции и
Посольством Франции в России, послужила выставка, прошедшая в Париже в музее Консьержери в 2014-2015 годах из коллекций Центра национальных памятников, Лувра, Национальной Библиотеки, Национальных Архивов и Музея Клюни. Концепция московской выставки продумана и переосмыслена кураторами Музеев Кремля.
3.
Витражи из Сент-Шапель. Франция, Париж, до 1248. Центр Национальных памятников / Centre des monuments nationaux. Фотография:
Gazprom.ru. Вид
шести витражей Из
каталога выставки: вступление «От составителей»:
"Людовик IX занимает центральное место... среди великих людей христианского мира XIII века.
Жак Ле Гофф
Выставочный проект в Музеях Московского Кремля вдохновлен тремя поразительными феноменами, неразрывно связанными между собой. Это удивительная историческая личность - Людовик Святой, бесценные христианские реликвии, обретенные им, и Сент-Шапель - жемчужина готической архитектуры, возникшая, по сути, как воплощение политической воли и духовной энергии короля.
4.
Двойная помолвка. Витраж. Франция, Париж, до 1248. 73 x 83. Происходит из Сент-Шапель, Париж. Демонтирован в процессе реставрации 1848-1853. Центр Национальных памятников. © Патрик Каде/Центр Национальных памятников / © Patrick Cadet / Centre des monuments nationaux.
Source Людовик IX Святой (1226-1270) - единственный из французских монархов, удостоившийся канонизации. Он вошел в историю как идеал средневекового христианского государя - справедливого судии, мудрого законодателя и заботливого устроителя королевства. Современников поражала его глубокая набожность, и многие еще при жизни Людовика считали его святым. Благочестие короля вдохновлялось примером нищенствующих францисканцев и аскетов-цистерцианцев - монашеских орденов, находившихся под его покровительством. Король прославился делами милосердия: в исторической памяти запечатлен образ Людовика, подающего пищу беднякам, омывающего ноги нищим в Великий четверг, совершающего «королевское чудо», возлагая руки на золотушных, исцеляющего эпилептиков и прокаженных.
5.
Крещение Христа. Витраж. Париж, около 1270-1280. Стекло, свинец, гризайль. Дм. 46, толщина 3. Находился в Сент-Шапель, Париж. Национальный музей Средневековья, Клюни, Париж.
Source Даже скептичный Вольтер заметил, что этот человек, вознесенный на вершину власти, «умел сострадать, словно всю жизнь его преследовали несчастья». Сокрушаясь о собственной греховности и несовершенстве своих подданных, он грезил о нравственном преобразовании общества, которое начал с собственной администрации, издав беспрецедентную серию законов, призванных улучшить нравы должностных лиц. Поразительно, как из личного благочестия короля и его стремления к очищению выросла целая система реформ управления и правосудия, укрепивших авторитет государя и изменивших саму французскую монархию.
6.
Людовик Святой. Париж, около 1300. Тисовое дерево, следы полихромной покраски. В. 63, ш. 20, толщина 15. Происходит из Сент-Шапель (?), Париж. Национальный музей средневековья, Клюни, Париж.
via Он был редким среди монархов того времени приверженцем морали в политике, благодаря чему снискал авторитет миротворца и арбитра в международных делах. Этот идеалист на троне, стоявший во главе крупнейшего государства Западной Европы, оставил максиму управления, актуальную во все времена: «Всей властью своею делай добро».
7.
Улыбка XIII века / Голова пророка. Реймс, около 1260. Известняк. В. 23, дл. 18, ш.23. Происходит из Реймского собора. Музей Лувра, Париж. Фотография:
Gazprom.ru. Другой ракурс:
фотография Валентин Оверченко / Музеи Московского Кремля
Продолжая дело своих предшественников, Людовик IX существенно расширил домен французской короны. С молодых лет он был королем-воином. одержавшим немало побед, однако предпочитал войне мир и стремился разрешать конфликты с соседями путем обмена спорными владениями. Он закладывал основы современной Франции, не только собирая земли, но и повсеместно утверждая королевское правосудие, преодолевавшее феодальный партикуляризм. В истории западноевропейской цивилизации Людовику-законодателю отведено почетное место как одному из основателей современного права, основанного на презумпции невиновности.
8.
Доска-эпитафия Ги де Мейжоса. Лимож, 1307. Медь, выемчатая эмаль, гравировка, серебрение, позолота. 32 х 20. Музей Лувра, Париж. Оригинальная
фотография - Газпром
Важнейшим из деяний Людовика IX стало приобретение в 1239-1242 гг. величайших христианских святынь - Тернового венца и других реликвий Страстей Христовых, веками хранившихся в Константинополе в дворцовой часовне византийских императоров. Построенная по приказу Людовика и освященная в 1248 г. Сент-Шапель была задумана им как монументальный «реликварий» в камне, призванный хранить Терновый венец и другие святыни. Этот шедевр готической архитектуры стал зримым выражением религиозного рвения монарха.
9.
Верхняя крышка переплета с изображением Распятия. Франция, Лимож, 1200-1210. Медь, эмаль, драгоценные камни, жемчуг, выемчатая эмаль, чеканка, гравировка, позолота. Размеры: 31,7 х 15,5 см. Музей Лувра, Париж. Оригинальная
фотография - Газпром
Реликвии, помещенные в алтаре Сент-Шапель, превратили королевский дворец в новый сакральный центр - небесный Иерусалим, воплощенный на земле, в сердце средневекового Парижа, способствуя славе Людовика IX как первейшего из государей христианского мира. Этот идеальный, во многом воображаемый христианский мир он стремился сплотить, отделяя бесценные шипы Тернового венца и рассылая их европейским государям, соборам и монастырям. В определенной мере короля можно считать предтечей объединенной Европы, «скрепой» для которой ему виделось общее духовное наследие.
10.
Пластинка с изображением Богоматери с Младенцем. Франция, Лимож, середина XIII в. Медь, эмаль, сардоникс, стекло. Техника: ковка, чеканка, резьба, гравировка, филигрань, выемчатая эмаль, золочение. 50,7 х 34 х 9 см. Поступил в 1885 г. Происходит из собрания А.П. Базилевского. Инвентарный номер: Ф-189. Государственный Эрмитаж.
Source Перенесение реликвий Страстей Христовых во Францию имело огромное политическое значение и стало важным шагом в формировании «королевской религии» - представления о сакральной природе власти монархов династии Капетингов. Людовик приложил немало усилий, чтобы доказать их родство с основателем христианской империи Запада - Карлом Великим, однако этот мотив использовали для обоснования своего политического превосходства и германские императоры.
11.
Ковчег с изображением Христа во славе, Распятия и святых. Франция, Лимож, 1200-1210 гг. Дерево, медь, эмаль. Техника: выемчатая эмаль. Размеры: 22,6 х 19,6 х 9 см. Инвентарный номер: Ф-1460. Государственный Эрмитаж.
Source. Ковчег на выставке:
Фотография: Валентин Оверченко / Музеи Московского Кремля
Принимая святыни, хранившиеся в Константинополе, Людовик выступал наследником византийских императоров. Подобная интерпретация темы translatio imperii подкрепляла претензии французских королей на то, что они являются «императорами в своем королевстве», причем речь шла не только о перемещении центра политической власти с Востока на Запад. «Перенесение священнейших орудий Страстей Христовых», translatio sacratissimae Passionis instrumentorum, создавало качественно иное - духовное - измерение имперского преемства. Обладание Терновым венцом Спасителя становилось аргументом в пользу того, что власть светского правителя одновременно была и властью священника, а потому, подобно первому императору-христианину Константину, французский монарх являлся не только политическим, но и духовным предводителем своего народа.
12.
Ковчег с изображением фигур святых. Франция, Лимож, конец XII века. Дерево, левкас, железо, медь, эмаль. Техника: резьба, чеканка, гравировка, выемчатая эмаль, золочение. Размеры: 19,8 х 23,7 х 8,5 см. Поступил в 1885 г. Происходит из собрания А.П. Базилевского. Инвентарный номер: Ф-177. Государственный Эрмитаж.
Source Сент-Шапель стала местом, где культ христианских реликвий сливался с культом короля. Однако в массовом сознании Терновый венец осенял собою всю Францию, простирая на нее свою защиту. Его пребывание во французской земле воспринималось как свидетельство ее избранности, особого расположения Господа к народу, ревностно почитавшему его. Принимая Венец, Франция превращалась в Землю обетованную. Так фигура короля и реликвии дворцовой капеллы становились тем центром, вокруг которого формировались новые национальные мифы и новая государственность.
13.
Крест процессионный. Франция, Лимож, первая четверть XIII в. Материал: дерево, медь, латунь, эмаль, стекло. Техника: ковка, чеканка, резьба, гравировка, золочение
Размеры: 5,8 х 37 см. Поступил в 1885 г. Происходит из собрания А.П. Базилевского. Инвентарный номер: Ф-184. Государственный Эрмитаж.
Source Подражание Христу и осознанное стремление к идеалу неуклонно увлекали Людовика на путь, который должен был привести его к окончательному и совершенному воплощению этого идеала - принесению себя в жертву. В 1248 г. он принял крест и отправился в Египет в поход против неверных. Сокрушительное поражение и пленение в 1250 г. не охладили его пыла, и король провел еще четыре года в Святой земле, восстанавливая крепости латинян. Следующий крестовый поход (1270) стал для Людовика IX последним, король скончался от болезни в Тунисе, стяжав, в глазах современников, венец мученика за веру. В 1297 г. он был канонизирован как исповедник веры.
14.
Навершие посоха. Франция, Лимож, вторая четверть XIII в. Медь, эмаль, стекло. Техника: ковка, чеканка, выемчатая эмаль, золочение. В. 32 см. Поступил в 1924 г. Передан из собрания музея Штиглица. Инвентарный номер: Ф-2998. Государственный Эрмитаж.
Source В булле папы Бонифация VIII говорилось, что Христос увенчал его собственным Терновым венцом. Реликварий короля-святого занял место в алтаре Сент-Шапель, окончательно превратив капеллу в «место памяти» французской монархии.
15.
Пиксида с розетками. Франция, Лимож, конец XII в. Медь, эмаль. Техника: ковка, резьба, гравировка, выемчатая эмаль, золочение. Размеры: выс. 8,5 см, диам. 7,4 см. Поступил в 1885 г. Происходит из собрания А.П. Базилевского. Инвентарный номер: Ф-203. Государственный Эрмитаж.
Source Парадоксальным образом именно благодаря Людовику IX с его идеализмом и средневековой набожностью были заложены основы современного суверенного французского государства.
Как справедливо заметил его биограф, выдающийся медиевист Жак Ле Гофф, «пребывая между настоящим и вечностью, он трудился во благо будущего». "
[«Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Автор: составители каталога О.В. Дмитриева, Т.В. Атамуратова; авторы статей Э. Анейм, Г. Брюнель, О.С. Воскобойников, Ж. Дюран, П.-И. Ле Погам, Ф. Перро. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"», 2017. - 304 с.: ил. Стр. 13-15]
16.
Диптих с изображением сцен Поклонения волхвов и Распятия. Франция (?), первая половина XIV в. Слоновая кость, металл, слабые следы зеленой краски. 8,4 х 11,8 см. Поступил в 1926 г. Передан из музея Штиглица. Инвентарный номер: Ф-3197. Государственный Эрмитаж.
Source Лекция Михаила Анатольевича Бойцова «Константинополь: императоры и реликвии»:
17.
Click to view
Начинается
с 9:40. «Константинополь: императоры и реликвии».
Лекция к выставке «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Прочитал лекцию
Бойцов Михаил Анатольевич, доктор исторических наук, профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Лекторий Музеев Московского Кремля, 21 марта 2017.
Source Ролики Музеев Московского Кремля к выставке:
18.
Click to view
Source 19.
Click to view
Source Фотографии экспонатов даны без привязки к их расположению в экспозиции. Снимать на выставке запрещено, правда следят за этим не строго. Но без разрешения на съемку сделать качественные фотографии сложно, поэтому изображения - из доступных ресурсов.
Продолжение:
Святой король Людовик. Часть 2: жизнь и деяния, 2017-03-31
Источники:
Текст статьи:
«Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Составители каталога О.В. Дмитриева, Т.В. Атамуратова; авторы статей Э. Анейм, Г. Брюнель, О.С. Воскобойников, Ж. Дюран, П.-И. Ле Погам, Ф. Перро. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"», 2017. - 304 с.: ил. Стр. 13-15.
Описание экспонатов:
Каталог выставки «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель», буклет выставки, сайт выставки, сайт Эрмитажа. [Описание Эрмитажа в части материала и техники немного отличается от каталога выставки. В целях экономии времени оставлено как у Эрмитажа].
О выставке:
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль": Выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»Тематический сайт выставки «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»: saintlouis.kreml.ruМослента: Явление святого Людовика. Беседа с главным куратором выставки Ольгой Дмитриевой. Автор
Александр Сидоров. 15.02.2017
ArtAndHouses: В музеях Московского Кремля пройдет выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Автор
Евгения Гершкович, 09.02.2017
Посольство Франции в Москве: Выставка «Святой Людовик и реликвии Сент-Шапель» в Музеях Московского Кремля, 20.05.2016
Посольство Франции в Москве: Открылась выставка «Святой Людовик и реликвии Сент-Шапель», 10.03.2017
«Газпром» и ENGIE выступили генеральными партнерами выставки «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» в Москве, 2.03.2017
Ранее про выставки в Кремле:
Золотой век английского двора. Часть 2, 2012-11-05
Красивые вещи Золотого века английского двора. Часть 3, 2012-12-10
Ранее о реликвиях:
В поисках сокровищ. Умберто Эко. Часть 1, 2016-02-22
В поисках сокровищ. Умберто Эко. Часть 2, 2016-02-23