Мальчик Артем - классический алалик. Ну, в тот момент, когда судьба полтора года назад свела нас в моей вновь набранной логопедической группе, он был классическим алаликом из учебника. В пять лет он он объяснялся знаками, мычанием и иногда лепетными словами. Например, описание серии картинок, на которых уточка с курочкой выгуливали свои выводки (вы наверняка их видели) выглядел так: «Цып-цып ням-ням, бултых». А дальше движения рук, имитирующие плавание.
Я уже как-то занудствовала о том, как порождается речь в нашем воспаленном сознании. Это где-то
тут было.
Немножнко позанудствую еще.
Алалия - это когда процесс речеобразования ломается в самом начале, на уровне коры головного мозга. Вот намерение сказать что-то есть, а замысел уже не осуществляется. Не получается спланировать высказывание, подобрать нужные слова, оформить их в подходящую лексико-грамматическую конструкцию, правильно использовать речедвигательный аппарат (это вид называется моторная алалия). Или же ребенок так плохо различает на слух звуки родного языка, что просто не воспринимает их всерьез (сенсорная алалия). Он даже не реагирует на обращенную речь. Кстати, сенсорная алалия по проявлениям очень похожа на физическую тугоухость, иногда действительно путают - лечат ребенку уши, а там дело все в голове. Или наоборот.
Как правило, чистых алалий не бывает, они обычно смешанные, исправляются очень сложно, с помощью медикаментозной поддержки под руководством хорошего (где ж его возьмешь?) невролога. И все равно оставляют след на всю жизнь.
Ну вот, у Артема как раз именно такая ситуация. Мама растит Артема сама, приехала из-под Твери. В общем, денег не густо, рассчитывать только на себя, поэтому охотно поверила, что раньше пяти лет начинать заниматься не нужно. Вот и затянули так.
Мне удалось объяснить ей всю серьезность ситуации и намекнуть, что в массовом саду особых условий для такого ребенка не получится при всем желании. К счастью, мама все поняла правильно и наняла еще и частного логопеда. Суперспециалиста, которая пошла ей навстречу в плане оплаты.
В общем, звезды сошлись, со вторым логопедом контакт наладить получилось, воспитателей замотивировать тоже, работа началась.
Было сложно, даже очень сложно. Сложнее всего было преодолевать непонимание. Например, когда у Артема стало получаться говорить хоть что-то (дело было в аккурат к 8 марта в прошлом году), он начал петь. Пел он, естественно, так, чтобы слышать себя. Музыкальный руководитель всерьез обдумывала планы не брать ребенка на мамин праздник, а то ей перед родителями было неудобно, что такой хор некрасивый получается…
А в этом году Артем даже смог рассказать стихотворение. Мама реально плакала.
Мы пахали всем коллективом, мы добились нехилых результатов. По сравнению с полным отсутсвием речи в сентябре прошлого года.
Но все равно связной речи нет. Ну то есть попытки построить предложения есть, звуки все на месте, но вот когда надо что-то быстро объяснить, он опять на знаки сбивается. И с памятью там проблемы при сохранном интеллекте. И 7 лет ему только осенью будет.
Ну куда ему в школу? Специализированных в нашем захолустье нет. В массовой ему не выжить. Это ж и ежу понятно…
Решили оставить его на третий год в логопедической группе. Ведь кому, как не емуЮ пользоваться логопедическими возможностями нашей системы образования?
И вот настал час Х - заседание ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) для набора в логопедическую группу. Само название, как мне казалось, подразумевает наличие в комиссии психолога, медика (то бишь психоневролога) и педагога (его роль должен выполнять учитель-логопед). Но нет, зря мне так казалось. Комиссия состояла из МрьИванны (про нее
тут я писала уже), Логопеда Высшей Квалификационной Категории (с большой буквы) и мадам …цкой - ЛОГОПЕДА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ (большими буквами). К психоневрологу есть практика посылать, когда на руках уже есть заключение комиссии, чтобы он не ездил зря. Психолога позвать вообще забыли - она в тот день недели обычно не работает, вот без нее и провели все.
И вот доходит очередь до Артема. Реакция комиссии (напомню,МарьИванна работает в саду, Артема она неоднократно видела):
- Какой ужас. С ним кто-нибудь занимался? Ах, не говорил вообще? Куда смотрела мама? (а куда мама смотрела, если ее до 5 лет пинали все специалисты, к которым она обращалась).
Пытаемся обосновать, зачем ему надо еще на год в логопедическую группу.
Пауза.
И тут мадам …цкая выдает «свежую» мысль:
- А он вообще вам в саду нужен? Он же так толком и не заговорит уже.
И МарьВанна этой мыслью заинтересовалась.
А вы представьте на секунду, что ждет неговорящего ребенка с плохой памятью в массовой школе. Как его будут «любить» учителя». Как с ним будут «дружить» дети… Дальше мне воображение рисует самые жуткие картины. Вспоминаются сводки происшествий, где фигурируют выпрыгнувшие из окна (наверное, не от хорошей жизни) дети. Я знаю, я девушка впечатлительная, я буду даже рада, если все это бред, но уж очень не хочется проверять.
Люди, и мне реально страшно, когда две климактеричные тетки, которые считаются крупными специалистами в той области, где ребенку помочь надо, могут сломать жизнь одному маленькому мальчику, вся вина которого в том, что мама поверила горе-специалистам и ждала до пяти лет. Просто потому, что им такой неудобный ребенок в саду не нужен.
А я на ситуацию никак не могу повлиять, потому что все решает МарьИванна. А у нее много вариантов, как неудобного ребенка из сада выпроводить от «управление не пропустило» до «нет мест».
Прописная истина. За здоровье, образование и благополучие ребенка отвечают у нас только родители. Исключительно. У специалистов в государственных учреждениях свои интересы.