«Президент Линкольн: Охотник на вампиров»

Jul 04, 2012 20:36

Abraham Lincoln: Vampire Hunter. Авторы сценария - Сет Грэм-Смит, Саймон Кинберг (по роману Сета Грэм-Смита). Режиссер - Тимур Бекмабетов. Оператор - Калеб Дешанель. Художник - Франсуа Одуи. Композитор - Генри Джекман. В ролях: Бенджамин Уокер (Авраам Линкольн), Люкс Хэни-Джердайн (Авраам Линкольн подросток), Мэри Элизабет Уинстед (Мэри Тодд-Линкольн), Доминик Купер (Генри Стерджесс), Руфус Сьюэлл (Адам), Эрин Уоссон (Ведома), Энтони Маки (Уилл Джонсон), Мартин Чокаш (Джек Бартс) и другие. 108 мин.

«Авраам Линкольн: Охотник на вампиров» в 3D - новый вампирский блокбастер, поставленный Тимуром Бекмамбетовым в Америке. Сопродюсером выступил Тим Бертон и печать его фирменного готического стиля в фильме отчетливо чувствуется, хотя, по собственном уверениям, он ни разу не вмешался в режиссерский процесс. На XXXIV Московском международном кинофестивале «Линкольн» демонстрировался во внеконкурсной программе «Гала-премьеры» и стал поводом для вручения Бертону Серебряного Георгия за вклад в мировой кинематограф. На церемонии открытия фестиваля статуэтку ему преподнесли Тимур Бекмамбетов и Паоло Тавиани, причем последний признался, что завидует безграничной фантазии американского мастера.

По словам Бекмамбетова, для него в этом фильме сошлись два направления, в которых он работал раньше - история (авторские рекламные ролики для банка «Империал») и вампирское кино ( «Ночной дозор», «Дневной дозор»). Вместе с режиссером в создании фильма участвовала большая российская группа - художник по костюмам Варвара Авдюшко, разработчик и постановщик боевых сцен Игорь Цай, художник-раскадровщик Индар Джендубаев, превиз-студия «Базилевс» во главе с Павлом Перепелкиным, студия компьютерной графики «CG Factory» во главе с Денисом Седовым и создатель анимационного эпизода, лауреат «Оскара» за фильм «Старик и море» Александр Петров.

Сюжетная идея точно отражена в заглавии. Молодой Авраам Линкольн еще в детстве сталкивается со злом - вампиры выпивают кровь его матери, он клянется отмстить, чем и занимается в юности, обзаведясь топором с серебряным лезвием. В зрелом возрасте он меняет топор на слово и убеждение, борется за равные права негров, становится президентом и вступает в гражданскую войну, но в битве при Геттисберге южане-вампиры, пользуясь умением становиться невидимыми, безжалостно высасывают жизни солдат-северян. Тогда президенту приходится вспомнить прошлое и призвать вверенные ему штаты к сбору серебра для отливки пуль.

Это дает возможность продемонстрировать массу трехмерных эффектов - летящие с экрана серебряные пули, зубки кровососов, которые вот-вот вопьются прямо в вас, и т. п. Несколько особенно ударных эпизодов - погоня охотников за вампирами по спинам бешено несущегося табуна лошадей; бал вампиров, в разгар которого злой гений Адам объявляет, что ужин подан, и половина танцоров принимается поедать своих партнеров или партнерш; кульминационное мочилово сил добра и зла в поезде, везущем весь собранный для армии запас серебра - поезд горит, мост горит и рушится, кровь льется рекой и выясняется последняя правда о том, кто настоящий друг, а кто настоящий враг. Наконец, вспомнив, как оборвалась жизнь шестнадцатого американского президента, вы должны задуматься: была ли его победа окончательной?

Избранные цитаты: «Парень так напивается, только если хочет поцеловать девушку или убить человека», «Мертвецы не избивают вас до потери сознания, получив пулю в глаз», «Настоящую силу дает не ненависть, а правда» (привет Даниле Багрову!), «Надо охотиться за вампирами, а не за голосами избирателей», «Всегда должен быть запасной план».

Понятно, что история - это то, что нам рассказывают историки, а история на экране - это просто фэнтези. И все же две вещи в этой киноистории мне не дают покоя.

Первая: человек, имя которого осталось в памяти американцев как «честный Эйб», оказывается, с юности вел двойную жизнь. Вообще непонятно, по какой причине он скрывал от своего народа и даже от собственной жены свою борьбу с тайным врагом. Но что мешало ему открыто бросить вызов злу, как он бросил его расовой дискриминации? Ведь первые поражения в войне Севера и Юга, да и гибель родного сына прямо лежат на его совести: он всегда знал, что смертельная опасность таится рядом и никому не открыл на нее глаза.

Вторая: величайший борец за равенство прав белых и черных людей выступает как оголтелый расист по отношению к разумным существам, подобным нам, но отчасти отличающимся от нас. Основной тренд литературы и кино последних лет - гуманистическое и правовое отношение к вампирам (от собственной «дозорной» дилогии Бекмамбетова до саги «Сумерки»), и это неслучайно. Да, конечно, пить нашу кровь нехорошо. Но это их природа, а не злокозненный нрав, и это требует понимания и выработки условий сосуществования - хотя бы, как в «Дозорах». Ведь весь опыт прошедшего века говорит, что выставлять какую-либо группу человеческих существ носителями абсолютного зла - это не может быть ничем, кроме пропаганды. Возникает серьезное подозрение, что доблестная «охота на вампиров» - всего лишь вариант позорной «охоты на ведьм».

Концовка в этом плане вовсе не обнадеживает. После победы Севера оставшиеся в живых вампиры покинули мою страну, за кадром сообщает рассказчик, и ушли частью в Европу, а частью в Азию. Это что - приквел «Дозоров» или создание предпосылок для вмешательства? Услышав такое в фильме Тима Бертона, я бы удивился, но слышать это в фильме Тимура Бекмамбетова особенно странно…

http://okino.ru/news/details/4181

Post scriptum. 18.10.2012. Мой младший ребенок высказал мысль, которая сразу кажется лежащей на поверхности, но мне она в голову не пришла - почему история называется «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров»? Вспоминаем, как зовут самого знаменитого охотника на вампиров...))

Всего-то навсего, американский президент - тезка противника Дракулы, из этого и родилась вся идея. Замена имени на титул в российском прокатном названии не просто не оправдана, она противоречит подсказке, которая есть в оригинале, а уж отождествить Авраама Линкольна и Абрахама Ван Хельсинга можно и не зная тонкостей исторической ономастики.

кино, кинофестивали, ММКФ

Previous post Next post
Up