«Дневной дозор»

Oct 24, 2006 16:31

Россия, 2005. По мотивам романа Сергея Лукьяненко и Владимира Васильева. Авторы сценария - Сергей Лукьяненко, Тимур Бекмамбетов. Режиссер - Тимур Бекмамбетов. Композитор - Юрий Потеенко. В ролях: Константин Хабенский (Антон Городецкий), Владимир Меньшов (Гесер), Галина Тюнина (Ольга), Мария Порошина (Светлана), Владимир Вержбицкий (Завулон), Жанна Фриске (Алиса Донникова), Алексей Чадов (Костя), Валентин Золотухин (отец Кости), Николай Олялин (Инквизитор), Игорь Лифанов (Попугай Гоша), Римма Маркова (ведьма Дарья). 140 мин.

Фильм я посмотрел давно, а записываю свое мнение о нем по просьбе знакомых.

«Ночной дозор» настраивал меня более оптимистично. «Дневной» в целом разочаровал.

Крайне утомляет истеричность - тотально всех персонажей (неприятнее всего - ребенок) и фильма в целом. Пусть это одно из главных свойств московской жизни, но здесь оно претендует играть роль драйва - якобы жизненной и творческой энергии. Энергия, которую высасывают московские вампиры и вамп, совсем уж дурная.

Второе - сюжет. Хорошо, что Лукьяненко-сценарист и режиссер решили делать самостоятельное произведение, свободно оперируя материалом романов. Книжные «Дозоры» - это гибрид разных жанровых моделей, в частности общей схемы всех видов фэнтези (противостояние Порядка и Хаоса), вампирского романа и особенно шпионского боевика (соперничество секретных служб). Я писал, что в фильме «Ночной дозор» был заявлен еще и мотив, восходящий к родовым эпосам: отец и сын - враги, кто кого убьет (Одиссей и Телегон, Рустам и Сухраб, Илья Муромец и Сокольник, король Артур и Мордред и т. д.). Такой микст, утопленный в современную московскую среду, казался любопытным.

К чему это пришло? Да снова к схеме. Главному герою дали вторую попытку - пройдя по следам прошлого исправить настоящее и совсем завалившееся будущее. Идея, восходящая к рассказу Брэдбери «И грянул гром», в сегодняшнем кино обсосана множеством способов: «Терминаторы» 1-3, «Коматозники», «Эффекты бабочки» 1 и 2, «Лола бежит», «Рестарт» - первое, что приходит в голову. Собственно, я ничего против такого хода не имею. Осваивать западные масскультные модели на российском материале - нормальная и поучительная работа. А все-таки скучно. Разрушение Москвы - эффектно, но и то не свежо, америкозы уже взрывали в кино свой Белый дом.

Я бы оставил Москву в руинах. Катарсис был бы посильнее. Но это не мой фильм.

Вампиры, Кино и литература, Фэнтези, Мистика, Экранизации, Кино

Previous post Next post
Up