Jaws 3-D. США, 1983. Авторы сценария - Ричард Матесон, Карл Готлиб, Гердон Трублад. Режиссер - Джо Элвес. Оператор - Джеймс А. Контнер. Художник - Вудс Макинтош. Композитор - Джон Уильямс. В ролях: Денис Куэйд (Майк Броуди), Бесс Армстронг (Кэтрин Морган), Саймон МакКординдейл (Филипп Фицройс), Луис Госсет-мл. (Келвин Бучард), Джон Патч (Шон Броуди), Леа Томпсон (Келли Энн Буковски), Гарри Грант (Шелби Оверман), Энди Хансон (Серебряная Пуля) и другие. 99 мин.
Одной из программ XXXIV ММКФ были «Третьи измерения», посвященные кино в 3D и включавшие программу советских и российских стереофильмов и несколько старых и новых зарубежных фильмов, созданных в разных технологиях.
После триумфального успеха «Челюстей» Стивена Спилберга по роману Питера Бенчли (1975) «Юниверсл» быстро запустил сиквел «Челюсти 2». Его хотел снимать сам Спилберг, но оказался занят проектом «Близких контактов третьей степени». Фильм Жанно Шварца (1978) ни зрительских, ни коммерческих надежд не оправдал, и следующий эксперимент делал ставку уже на новые технологии. «Челюсти 3-D» (1983) поставил Джо Элвз, который был вторым ассистентом режиссера на «Челюстях» и «Челюстях 2». В написании сценария участвовал Ричард Матесон, уже ставший к тому времени классиком вампирской литературы.
Сюжет упрощен до предела. Накануне открытия парка подводных тоннелей и лагун «Морской мир» в него заплывает белая акула, которая нападает на служащих. Организаторам приходит идея не убивать акулу, а поймать ее и сделать как объектом изучения, так и одним из аттракционов аквапарка. Акулу ловят, но она скоро подыхает. Но прямо во время публичной церемонии открытия «Морского мира» на территорию заплывает акула-самка, мать пойманного детеныша, длиной более 10 м.
При таком нехитром сценарии фильм с начала до конца представляет собой сплошной стереоэффект. Буквально с первой минуты - плавно сменяются объемные титры и вдруг прямо на вас выпрыгивает название фильма JAWS 3, вызывая легкий шок и смех. Потом «выноска» с экрана далеко в зал отрабатывается многократно: это укол шприца, выстрел гарпуна, нападения акул, струи огня из огнемета и т. п. (Кстати, специалисты считают такие эффекты неэкологичными для зрения и особенно для маленьких детей, потому что происходит резкая разфокусировка: кажется, что изображение прямо на кончике вашего носа, тогда как на самом деле оно остается на экране). Потом вы с подробностями наблюдаете, как большая акула гипернатуралистично заглатывает самонадеянного охотника-фотографа и уплывает. Когда она возвращается и нападает снова, вы видите, как из ее распахнувшейся пасти торчит верхняя часть персонажа в подводном костюме, проглоченного ранее. В его руке - подводная бомба Миллса, чтобы она взорвалась, нужно только дернуть за колечко. Естественно, с некоторыми ухищрениями это и проделывается - акулу разносит в ошметки на весь экран и последнее, на что можно полюбоваться, - это ее свободно парящая в подводном пространстве челюсть. Таким образом название и финал закольцовываются.
Копия фильма, показанная на фестивале, была подарена американцами московскому Научно-исследовательскому кинофотоинституту (НИКФИ). Но есть разговоры, что, несмотря на тридцатилетнюю давность, «Челюсти 3-D» будут куплены для российского проката.
http://okino.ru/news/details/4182