28 июня в кинотеатре «Пушкинский» в Москве прошла церемония подведения итогов и закрытия XXXI Московского международного кинофестиваля.
Московский кинофестиваль, отметивший в этом году свое 50-летие, проходил с 19 по 28 июня. В рамках конкурсных, внеконкурсных и специальных программ (не считая российскую программу и экспериментальные фильмы программы «МедиаФест») было показано 272 фильма. За девять дней на сеансах фестиваля побывало 40 тыс. зрителей.
Вручение призов началось с объявления победителя в конкурсе дебютных, поисковых и экспериментальных работ «Перспективы». «Нелегко выбирать среди стольких хороших фильмов, - удовлетворенно пожаловался председатель Жюри «Перспектив», австрийский режиссер Роберт Дорнхельм. - Но мы выбрали грузинский фильм "Зона конфликта"». Член Жюри «Перспектив», российская актриса Алена Бабенко передала приз - золотую статуэтку Святого Георгия, изготовленную испанскими ювелирами фирмы «Carrera y Carrera», исполнителю главной роли Михаилу Месхи и продюсеру фильма Арчилу Геловани. По традиции ММКФ, вместе с призом победители конкурса «Перспективы» получили 10 тыс. м кинопленки «Кодак» для съемки нового фильма. «Я хочу поблагодарить всю группу, которая принимала участие в съемках нашего фильма, - сказал в ответном слове Арчил Геловани, - а отдельно режиссера Вано Бурдули и второго продюсера Левана Коринтели, без которого эта картина бы не состоялась. А также зрителей, Жюри и особая благодарность - Московскому кинофестивалю за потрясающий прием и огромную доброту».
Вручение призов сопровождалось музыкальными «комментариями» гитариста-виртуоза Фредерика Белинского, живущего во Франции потомка великого русского критика, «неистового Виссариона».
Председатель большого Жюри фестиваля Павел Лунгин поделился впечатлениями: «Фестиваль - это как урожай. Никогда не знаешь, чего от него ждать. Помните, главные враги советского сельского хозяйства - лето и осень…
Мне кажется, фестиваль был интересным, неровным и говорил о некотором кризисе. Это мы увидели уже после Каннского фестиваля, что есть кризис мироощущения людей, кризис в непонимании смысла жизни, куда идет эта жизнь, в растерянности. И мы, конечно, в нашем отборе увидели все эти фильмы, которые свидетельствуют о состоянии общества.
Фильмы были разные: были очень хорошие, были менее хорошие - не будем их судить сейчас. Радостью работы на этом фестивале было удивительное Жюри; не знаю, как вас так подобрали - мы жили удивительно дружно, у нас были, как правило, общие единые мнения, и наша работа проходила в радостном взаимопонимании друг друга».
Затем были вручены премии основного конкурса.
«Жюри единодушно решило, что нежная, искренняя игра Лены Костюк была самым лучшим исполнением женской роли на фестивале», - сказал член Жюри, выдающийся индийский режиссер Шьям Бенегал, вручая приз 12-летней Лене Костюк, сыгравшей в фильме Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» (Украина). Юная актриса поблагодарила всех, кто снимался и работал над фильмом, и особенно своего режиссера - Киру Муратову.
Приз за лучшее исполнение мужской роли член Жюри, казахская актриса Гульнара Дусматова вручила Владимиру Ильину за роль в экранизации чеховской «Палаты № 6», снятой Кареном Шахназаровым. «Дуракам в России везет», - пошутил получатель приза. Актер поблагодарил Карена Шахназарова и режиссера Александра Горновского, репетировавшего с актерами на съемках.
Гость фестиваля, греческий режиссер, классик мирового кино Тео Ангелопулос вручил приз за лучшую режиссерскую работу мексиканской постановщице Марианне Ченийо за фильм «Пять дней без Норы». Марианна Ченийо выразила особую благодарность великому мексиканскому актеру Фернандо Лухану, также находящемуся в зале.
Специальный приз кинофестиваля получил российский фильм «Чудо». Принимая статуэтку из рук украинского сценариста и кинокритика Сергея Тримбача и английского продюсера Ника Пауэлла, режиссер Александр Прошкин назвал это награждение «маленьким чудом», а «большим чудом» - внимание фестивальной публики к работе кинематографистов.
Наконец, главного победителя - лучший фильм XXXI ММКФ огласил Павел Лунгин: «Этот фильм понравился нам неожиданным и смелым решением. Это фильм показался нам человеческим, гуманистическим и в то же время трагически глубоким. Это фильм, который говорит о нашей жизни… "Петя по дороге в царство небесное"». - «Действительно, какой-то зал российских чудес!» - отозвался режиссер фильма Николай Досталь, особо поздравив исполнителя главной роли - дебютанта Егора Павлова и сценариста, автора литературного первоисточника - писателя Михаила Кураева.
«Журналисты спрашивали меня - будете ли вы судить в сторону российских фильмов, - прокомментировал Павел Лунгин изобилие наград, доставшихся отечественному кино. - Я очень злился, потому что фильм - это штучный товар, он живет единицей, сам по себе, у него нет национальности. Но так получилось (или нам так показалось!), что российские фильмы были лучшими. Поэтому не судите меня строго».
Президент ММКФ Никита Михалков поздравил всех, кто получил золотого Святого Георгия, и продолжил патриотическую тему, начатую Лунгиным: «Мы все время боимся, что не дадут русские своим картинам, надо вручать кому-то другому, нельзя так. Можно! Если за правду - можно. И не бойтесь давать свои картины на Московский кинофестиваль. Потому что до тех пор, пока они будут лучшими в конкурсе, они будут получать всё, чего они достойны».
Последним был вручен приз за выдающийся вклад в кинематограф. В предыдущие годы он присуждался в день открытия кинофестиваля, а на заключительной церемонии вручался приз имени Константина Станиславского «Верю» за верность актерской профессии - в этом году награды поменялись местами, поскольку приз Станиславского был посмертно присужден Олегу Янковскому.
Никита Михалков начал с цитаты из генерала де Голля: «Одиночество - удел тех, кто достиг вершин политической власти, овеваемых ледяными ветрами государственных интересов. Им незачем ждать снисхождения», затем продолжил: «У художника тоже есть свое одиночество. Их нельзя путать, потому что одиночество художника - это когда те, для кого он работал и с кем он работал, по каким-то причинам отдаляются от него, забывают его. Или не дают вспоминать его - именно по политическим причинам. И поэтому я очень счастлив, что этот приз получит человек, настолько связанный со своей великой культурой и тем самым настолько связанный с культурой нашей страны, что убежден - вы абсолютно разделите нашу точку зрения… Народный артист Советского Союза Реваз Давидович Чхеидзе!»
«В стране у нас, я имею в виду в данном случае Грузию, - ответил Резо Чхеидзе, - живет самый мудрый, самый авторитетный человек, и мы все стараемся равняться на него, хотя это очень трудное дело, - католикос-патриарх всея Грузии Илья II. Вот он сказал, что когда человек встает рано утром, еще до восхода солнца, открывает дверь и выходит, первый, кого он видит, это его сосед. А потом уже встает солнце. Вот я сейчас из Грузии и вижу своего соседа - Россию, великую страну, и хочу сказать, что тучи рассеются, а небо останется… Где-то что-то как-то делается - это не мое и не наше дело. А наше дело - дружить и любить».
Приз классику грузинского кино, создателю фильмов «Лурджа Магданы», «Отец солдата», «Твой сын, Земля», «Житие Дон Кихота и Санчо», «Свеча с Гроба Господня», вручил министр культуры РФ Александр Авдеев, который попросил Резо Чхеидзе передать всем грузинам, всем представителям гениальной грузинской культуры, что рядом с ними живут соседи, братья и любящие друзья.
В заключение Никита Михалков представил последнюю, 273-ю, картину фестиваля - фильм закрытия «Джонни Д.». За три недели до выхода в американский прокат голливудский гангстерский боевик с Джонни Деппом в роли Джона Диллинджера, знаменитого потрошителя банков эпохи Великой депрессии, был показан в Москве.
Под гитарный аккомпанемент Фредерика Белинского, соединившего тему «Крестного отца», «Мурку» и «Гоп-стоп», вышел Майкл Манн - мастер американского кино, постановщик «Последнего из могикан», «Схватки», «Али», «Полиции Майами», продюсер «Авиатора» и «Хэнкока». Майкл Манн тоже имеет восточнославянские корни - его предки были выходцами с Украины. «На меня как на режиссера очень сильно повлияло ранее русское кино, - сказал режиссер. - А в личном плане приезд в Россию - это для меня возвращение на родину отца и деда».
После девяти дней интеллектуального, авторского, проблемного кино, тщательно подобранного по всему миру отборочной комиссией Московского кинофестиваля, столичная публика, наконец, смогла вкусить добротный, высокобюджетный американский экшен о делах настоящих мужчин во время экономического кризиса.