Вступает в завершающую стадию XXXI Московский международный кинофестиваль, который проходит с 19 по 28 июня и отмечает в этом году свое 50-летие (первоначально он проводился раз в два года, с 1997 года стал ежегодным). В 1972 году Международная федерация аасоциаций кинопродюсеров признала ММКФ фестивалем класса «А», то есть входящим в группу самых престижных мировых киносмотров.
В этом году на отбор ММКФ пришло свыше 1 тысячи фильмов. В основной конкурс отобрано 16 фильмов, в конкурс дебютных, поисковых и экспериментальных работ «Перспективы» - 14 фильмов. В двадцати ознакомительных, специальных и ретроспективных программах участвуют 210 фильмов, свыше 100 фильмов представлено в программе российского кино, кроме того на фестивале уже десять работает программа «МедиаФорум», представляющая широкий спектр произведений в жанрах авангардного кино, видеоарта и перформативного мультимедийного искусства.
Большое Жюри этого года, которое судит картины основного конкурса, возглавил российский режиссер Павел Лунгин. Его фильм «Царь», посвященный противостоянию Ивана Грозного и митрополита Филиппа (последняя роль Олега Янковского), открыл кинофестиваль. В Жюри также входят классик индийского кино Шьям Бенегал, английский продюсер Ник Пауэлл, украинский сценарист и киновед Сергей Тримбач и казахская актриса Гульнара Дусматова. Жюри конкурса «Перспективы» возглавляет австрийский режиссер Роберт Дорнхельм (постановщик последней телеэкранизации «Войны и мира» Л. Н. Толстого), также в него вошли английский режиссер Майкл Кейтон-Джонс и российская актриса Алена Бабенко.
По итогам фестиваля будут вручены статуэтки Святого Георгия за лучший фильм, за лучшую режиссёрскую работу, за лучшее исполнение мужской и женской роли, специальный приз Жюри, приз за лучший фильм конкурса «Перспективы», а также ряд призов различных киноорганизаций. Специальный приз за покорение вершин актёрского мастерства и верность принципам школы К. С. Станиславского «Верю. Константин Станиславский» в этом году был присужден Олегу Янковскому (посмертно) и вручен в день открытия фестиваля его сыну, режиссеру Филиппу Янковскому.
Впервые за последние годы на XXXI Московском фестивале значительными блоками представлены две кавказские страны - Грузия и Армения.
Грузия участвует в основном конкурсе - это остросюжетный фильм Дито Цинцадзе «Посредник», в конкурсе «Перспективы» - фильм Вано Бурдули о национальных войнах 1990-х годов «Зона конфликта», во внеконкурсной программе «Московская эйфория» - «Другой берег» Георги Овашвили, история мальчика, родившегося в смешанной абхазско-грузинской семье. В специальной программе «Кино Грузии. От "Клятвы" до "Покаяния"» российские зрители могут увидеть 14 классических фильмов, созданных в Грузинской ССР с 1946 по 1984 год, в том числе «Отец солдата» Реваза Чхеидзе, «Пиросмани» Георгия Шенгелая, «Пастораль» Отара Иоселиани, «Пловец» Ираклия Квирикадзе, «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. Еще один ранний фильм - «Хабарда» Михаила Чиаурели (1931) о сносе церквушки в Тбилиси входит в специальную программу «Социалистический авангардизм».
Армянский кинематограф представлен в основном конкурсе - армянско-норвежской драмой Ованеса Галстяна «Сплетенные параллели», во внеконкурсной программе «Вокруг света» - семейной драмой Наринэ Мкртчян и Арсена Азатяна «Возвращение блудного сына». Также на фестивале проходит ретроспектива режиссера-документалиста Арутюна Хачатряна, включающая семь фильмов 1987-2009 гг. Темы Хачатряна: творчество поэта XIX века Дживани («Возвращение поэта»), будни одного из районов современного Еревана («Конд»), жизнь армянского города в Грузии Ахалкалак («Белый город»), беженцы в Северной Армении («Возвращение на обетованную землю»), семья армянских актеров, родившихся на Западе («Последняя станция»), трагизм переходного времени - 1990-х годов («Документалист»), размышления о сущности межнациональных конфликтов и границ, разделивших людей на своих и чужих («Граница»).
По просьбе корреспондента «Кавказского узла» о ситуации с кинопроизводством в кавказских странах рассказал председатель Отборочной комиссии ММКФ, кинокритик Андрей Плахов: «Можно говорить о том, что происходит явный всплеск в кинематографе Грузии. Долгие годы было впечатление, что там полный коллапс, все разъехались за границу, киностудия развалилась, великая и прекрасная школа грузинского кино просто прекратила существование. Так оно, по сути, и было, но сейчас мы видим, что грузинское кино возрождается уже на новой основе. Видимо, сказывается экономическое содействие, а главное - накопилась творческая энергия, которая не растерялась после всех кризисов и войн, и в новом поколении она снова возрождается. Естественно, это отразилось и на программах нашего фестиваля. Все три новых фильма очень интересны, связаны с актуальными событиями в Грузии. Темы довольно мрачные - войны, коррупция, но у авторов есть энергия и смелость, чтобы их исследовать и художественно интерпретировать.
В Армении кино существует очень трудно, прежде всего из-за экономических проблем, но все-таки существует. Один из режиссеров, постоянно работающих, хотя и с паузами - Арутюн Хачатрян, который делает кино на грани документалистики и игрового кино. Это кино образов, но вполне оригинальное, не в духе [классика армянского кино Артавазда] Пелешяна. Хачатрян довольно хорошо известен за границей, на фестивалях, и очень приятно, что его ретроспектива проходит в Москве, включая новейшую картину - "Граница".
Что касается других республик, то информации, к сожалению, поступает очень мало, но, наверное, если бы что-то заметное появилось, мы бы сразу об этом узнали. Я знаю, что в Осетии есть очень интересный режиссер Аслан Галазов, который снял фильм "Ласточки прилетели", а сейчас работает над большим проектом "Хаджи-Мурат". Так что есть надежда, что на этом участке что-то может произойти.
Я знаю одного чеченского режиссера, который снял картину, связанную с чеченской войной, а сейчас уехал в Швецию. У него есть очень интересные проекты, но в наших условиях их очень трудно осуществлять».
Кавказский узел. - 27.06.2009
http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/155915