Цыганский закон, ч.8

Feb 01, 2008 04:27

Цыганский закон, ч.1
Цыганский закон, ч.2
Цыганский закон, ч.3
Цыганский закон, ч.4
Цыганский закон, ч.5
Цыганский закон, ч.6
Цыганский закон, ч.7

Прежде всего хочу поделиться наблюдением.
С тех пор, как я начала выкладывать этот черновик, я получила тысячи комментариев и отзывов.
Очень интересно такое деление: реакция среднего юзера и неонаци.
Средний юзер: диапазон от "Ой, какая дикость - такие строгие правила!/такое понятие о нечистом!" до "Интересно. Познавательно. И кстати, похоже вот тут и тут на иудаизм/ обычаи староверов/ обычаи русских крестьян до революции/ японцев/ индусов".
Неонаци объявили закон "чересчур красивым". Долго я думала, в чём же неописуемая красота цыганского закона. Недавно допетрила: видимо, идя по ссылкам, они предвкушали прочесть подробности обычая поедания похищаемых арийских младенцев во время сатанинских обрядов, ну или мало ли у кого какие сексюально-готические фантазии (а наци этим славятся, только вчитайтесь в их фольклор, готы рядом не валялись). А я всё о суде, жареных ёжиках, женских юбках толкую... Естественно, на фоне того, что представляется в мозгу среднего неонаци, всё это выглядит не только красиво, но и чересчур красиво.

Сейчас я, как и обещала, напишу о наркотиках, киднэппинге и создании цыганской семьи. Но предупреждаю, что наци не имеет смысла заглядывать под кат - по сравнению с вашими фантазиями, ребята, там опять всё "слишком красиво".

Прежде всего, должна признать, что все три темы мало относятся к цыганскому закону и лежат более в области его интерпретаций и обычаев.

Как так? - спросите вы. Ведь цыганский закон регулирует всю жизнь цыгана?

Вся штука в том, что цыганский закон создавался тогда, когда не было проблемы наркомании, наркоторговли и киднэппинговых сюжетов. Что же касается создания цыганской семьи, то всё, что относилось из этой темы к Цыганскому Закону, я уже рассказывала в предыдущих частях, осталась лишь зона обычаев и мифов.

Начнём с наркомании. Отношение к цыганам-наркоманом в цыганском обществе напрямую проистекает из отношения к цыганам-пьяницам: напиваться допьяна, так, что на ногах не держишься, напиваться до похмелья, а также проворачивать всё это регулярно для цыгана считается позорным и в разной степени нечистым поведением. Наркоман приравнивается к алкоголику, и отношение к нему такое же. Наркомания или алкоголизм одного из супругов считается достаточным обоснованием для развода. К сожалению, нельзя не отметить, что проблема наркомании для цыганской молодёжи в наше время куда как актуальней проблемы употребления алкоголя. Остаётся лишь бороться за то, чтобы это не превратилось в эпидемию. Боремся, как можем.

Теперь наркоторговля. Поскольку ЦЗ никоим образом не обговаривает этот пункт, мнения тут разделились на два полярных.

Одна часть цыган (и я к ней примыкаю) считает, что торговля наркотиками со стороны цыгана нарушает сразу три положения Цыганского Закона: запрет на доведение до смерти, запрет на причинение вреда другому цыгану (ибо если в сообществе завёлся драггер, первыми жертвами становятся дети его соседей или даже родственников) и запрет на действия, ведущие к репрессиям со стороны нецыганского общества (это когда с цыганских подростков драггер расширяет зону "экономической деятельности" до нецыганских соседей). Соответственно, за такие дела - автоматически высшая мера. Другая часть (драггеры и, обычно, их родня) считает, что "продажа верёвки человеку, который потом на ней повесился" - это не доведение до убийства, т.е. первые два запрета, якобы, не нарушаются. Про третий запрет они почему-то скромно умалчивают.

Теперь о киднэппинге. Во-первых, не могу не отметить, что явление это вовсе не массовое, как принято считать. Большинству цыган чужие дети нафиг не нужны: что им с ними делать? Ещё меньше им нужна дальняя дорога в казённый дом. Во-вторых, я подтверждаю: таки да, у цыган тоже есть киднэппинг. Не пытайтесь заявлять - те, кто так любят делать - что цыгане обязаны быть монолитным обществом без криминала, а иначе только газенваген. Мы можем контролировать образование криминала не больше вашего.
Так вот, киднэппинг у цыган бывает мафиозным и бытовушным.
Цыганская мафия, связывающаяся с киднэппингом, бывает двух видов: нищенская мафия и детоустроители. Детоустроители пытаются продать ребёнка за границу на усыновление. Такие выкрадывают красивых деток. Нищенской мафии, думаю, всё равно. Хотя от неё застрахованы дети из благополучных семей: как и любая мафия, эта отлично понимает, что "бомжонка" не сразу начнут искать, если вообще начнут. И вообще эта мафия не сильно киднэппит, потому что младенца можно купить за бутылку водки у - не каждой, но - алкоголички.
Собственно похищение производится чаще представителями этой мафии в цыганских семьях, чем в нецыганских. Почему так? А фиг знает. Почему-то.

Об этой мафии в цыганской среде вообще ходят слухи, но никто из моих знакомых её не видел. Если натыкаешься на попрошаек, то обычно это приезжие из Венгрии либо Таджикистана.

Бытовушный киднэппинг обычно спонтанный. Тут смешиваются два фактора: понравился ребёнок + его жалко (например, ребёнок из семьи алкоголиков или наркоманов) + бывает, что своих детей нет, а таким людям чужих детей ещё жальче. Самый экзотичный случай грустный :( У одной русской женщины из коляски похитили младенца. Свидетели видели, что это сделал проживающий в том же доме цыган. Когда к нему нагрянула милиция, он сидел и тетешкал этого младенчика в люльке. Люлька принадлежала его ребёнку, умершему за несколько дней до инцидента.

Предписывает ли цыганский закон размножаться путём покражи детей? Нет. Но и прямого запрета на это нет, есть только запрет на доведение до смерти, искалечивание, а также - помним? - запрет на действия, влекущие репрессивные меры по отношению к сообществу. Но киднэппинг в среде цыган случается реже, чем в литературе о цыганах. По приведённым выше соображениям.

А теперь перейдём к менее экзотическим аспектам цыганской жизни. К созданию семьи.
Бытует мнение, что чтобы жениться, цыган должен непременно украсть невесту. Подкрепляется это мнение также и романтическими песнями/рассказами самих цыган, а также литературой о цыганах.
И тем не менее, песня - одна вещь, а жизнь - другая. В жизни принято жениться после сватовства. А если юноше пришлось украсть невесту - значит, недостаточно хорош оказался юноша, чтоб его сватовство приняли.
Сватовство - зона обычая. Происходит оно у разных цыган по разному. А цыган больше семидесяти этнических групп. Поэтому расписывать я особо не буду, зато похвастаюсь своей статьёй в National Geographic Россия, посвящённой сватовству и свадьбе у котляров. Она, правда, сильно отредактирована :) осталась от неё по объёму, наверное, треть. Но понять принципы можно.
Сватовству может предшествовать сговор родителей. При этом дети могут впервые увидеть друг друга на свадьбе! Но если сговор произошёл в их раннем возрасте, их стараются сдружить, дать им привыкнуть к мысли о своей помолвке.
В наше время юноши и девушки могут сами подсказывать родителям, где искать невесту или жениха. Присматриваются друг к другу на свадебных вечеринках, концертах, даже в чатах.

Если сватовством невесту ну никак не добыть, то цыган может попробовать невесту украсть. Обычно это происходит по договору с самой девушкой, но бывают исключения. Например, дочь Юрия и Валенты Коржовых (артисты) украли без уговора. В таких случаях родители могут созвать суд, потому что кража без уговора может быть приравнена к изнасилованию. Сзывать или не сзывать, родители решают, посоветовавшись с дочерью. Захотела остаться женой - ну что теперь! А вот если девушку прячут от родителей или она гговорит (или даёт знаки), что не хочет оставаться с женихом, тогда и суд, или даже милиция - так может быть, если этнические группы у семей разные.
Конечно, считаться изнасилованной - дурное дело, но это не значит, что над девушкой будут издеваться дома или никто не женится. Просто свадьба у неё будет тихой и скромной, и, может, к жениху поменьше требований.
Ещё случай в тему: в 2007 году где-то на Волге цыганский паренёк украл девицу. Оба подростки. Родители девицы подключили милицию и в тот же день нашли обоих. Парень попытался оправдаться традицией женитьбы через кражу, ну тут счастливые родители девушки напомнили, что это традиция дополняется обычаем, если вора-жениха настигнут, бить его кнутом. Словом и делом, кстати, напомнили. Роль кнута исполнил ремень.

Да-да, это совершенно реальный обычай. Если беглецов настигают, бьют жениха, и бьют СИЛЬНО. А невесту забирают домой. Ей, кстати, тоже может попасть на орехи, если заподозрят, что кража была по сговору. Это ещё одна причина непопулярности женитьбы через кражу.

Где женитьба, там и свадьба.
Цыгане различают три вида свадьбы: цыганская (т.е. гражданская, когда союз закрепляется согласием общества), церковная и государственная. Я их перечислила в порядке важности. В наше время цыганскую и церковную многие стараются совместить. Государственная свадьба нужна для формы, чтобы не было потом проблем с документами, и потому регистрируется только когда в каких-нибудь документах появляется необходимость. Чисто для удобства.

На этом Шехерезада прервёт дозволенные речи, и обещает рассказать в следующий раз о чём-нибудь более близком к теме. Например, о чистом и нечистом поведении и о цыганской женщине в свете цыганской философии.

Вопросы всё ещё приветствуются.

С уважением, Лилит.

Прошу вдохновлять :) Каких-то 10 ссылок сподвигнут меня на девятую часть!

Подсчёт ссылок: ************ - !

meladan
stoshagownozad
big_white_cat
sonichnaj
diana-ledi
moonlightmonk
yakovlevna
yanek84
pit_nah
estellgreydaw
elena_aka_hel
alla2008

П.с. Добавила в Вики статью о кэлдэрарах.

UPD: vinavora:
"Вспомнила смешную историю про цыганский киднеппинг. Меня летом в электричке забрали в милицию вместе с сыном как цыганку, укравшую ребенка!
http://vinarova.livejournal.com/53280.html
На этой фотографии видно, почему."
gipsylilya: "...А вообще очень частое дело сейчас - попытки задержать цыганок за "похищение ребёнка" - цыганята нередко бывают значительно светлее взрослых, всплывают наложившиеся гены бабушек каких-нибудь, потом обычно темнеют всё-таки"

UPD: big_white_cat:
"Лет 20 назад в Хабаровске был курьезный случай. Одна молодая женщина решила избавиться от грудного ребенка - мешал он ей в личной жизни вроде. А в городе как раз объявился цыганский табор - они тогда периодически жили по несколько месяцев в своих палатках на Втором Хабаровске, а потом опять куда-то исчезали. Вот эта женщина продала своего ребенка цыганам. А потом спохватилась, что надо как-то объяснять отсутствие ребенка и ничего лучше не придумала, как пойти в милицию и напи сать заявление, что его украли. Думала, наверное, что всё равно искать не будут. Может, так бы оно и было, но цыгане услышали об этом в новостях. И пришли в милицию сами рассказать, как было на самом деле. Надо сказать, что по утверждениям свидетелей, ребенок у них выглядел гораздо более ухоженным и здоровым, чем у родной матери. К сожалению, уже не помню, чем кончилось дело, но общественность явно симпатизировала цыганам в этой истории."

UPD: nour_aishat:
"Слышала о двух случаях, когда молодых цыганочек насильно замуж выдавали, играли громкие свадьбы. Обе девочки этот вопрос по-своему потом решили - одна от мужа через три дня вернулась к родителям, другая- через две недели. И ничего родителям делать не оставалось, смирялись, что поделать, раз дочка ну просто не может жить с именно этим мужем :)"

UPD: lihomir:
"Значит, надо бежать очень быстро?
И как далеко надо убежать?"
gipsylilya:
"Надо убежать очень быстро и СПРЯТАТЬСЯ
Пока родители девушки не смирятся"
lihomir:
"...Есть какие-то способы ускорить этот процесс?"
gipsylilya:
"Э... не знаю
Иметь хорошие отношения с родителями :)"
gallie:
"Моя бабушка рассказывала, что в их родне вот так сбежавшую дочку простили только когда у них с мужем родился первый ребенок - ну, тут уж отпраздновали и помирились :)"

UPD: stormbrinner:
"В дни моей юности и следственной практики был у меня один обвиняемый (по убийству, кстати), который уверял, что долгое время жил у цыган в качестве, как он это называл, раба. Лет ему к тому времени было где-то 35-40, но документов он никаких не имел, знал себя только по имени, и проверить соответствие действительности этого его заявления оказалось нереально - наотрез отказывался выдавать дом, где он так вот жил."

UPD: Легенда сербских котляров, поведанная писателем Дмитрием Фалеевым (faleyev):
"Одна девушка дружила с другим парнем. И в общем по закону ей не давали выйти за этого парня, а хотели дать её за другого парня. Она этого парня не любит. Бежать, говорит ей тот парень, её, давай убежим. Нет, говорит, нас поймают - обоих убьют. Не решились они побежать. В общем насильно взяли и отдали её за другого цыгана. Она всегда плакала, всегда недовольная была своей судьбою. Вот пойдет в лес, плачет-плачет, смотрит на небо и говорит: "Господи! И за добро, и за богатство отдали не за любимого, говорит, человека. Как мне жить? Что мне делать? Покушение на себя делать, отравиться - что мне делать?" Тот цыган начинал уже её бить - ну видит, что она его не любит. А она говорит: "Чем так жить, лучше пойду к речке и кинусь я". Ну и пошла она к речке кинуться, стала на берег, на высоту на такую вот, ну не берег, а на гору встала. И помолилась богу, всё, говорит, кидаюсь. И откуда-то летит её парень, кого она любила, выхватил её, выхватил и говорит ей так: "если ты кинешься, я с тобой вместе, но я тебе не дам, чтоб ты кинулась, умерла. А сейчас пускай весь табор нас видит вместе, что хотят, пускай делают. Я тебя заберу, я тебя забираю, говорит. Я тебе не дам, чтоб ты страдала. Ты по той стороне мучаешься, я я по другой стороне мучений". Ну в общем они решились и убежали, долгое время они скитались, искали их. Шли слухи, что поймают их, что там порежут, что убьют их. Скрывались они пятнадцать лет. У них дети появились, всё, и они пошли в другой город, в другой табор и стали объяснять свою ситуацию. Вот так, вот так, вот так, вот так, говорит, дружила я, люблю его, он меня, а меня отдали за добро, за богатство, говорит, за другого замуж, а мне немило было жить, я хотела кинуться, покушение на себя делать, вот. Что мне делать? Пятнадцать лет прошло, а мне всё хвалятся, слухи идут, что его поймают, меня поймают, зарежут, убьют нас. Вот вы как барон, тоже знатный такой цыган, ведь столько время прошло! Да, я стыд сделала, позор сделала, сбежала, но ведь столько лет прошло! Смирения какая-то должна быть. Ну этот цыган, конечно, спросил, чья она дочь, ну говорит, да, мы слышали такой слух, но в общем я тебе помогу. Ну ладно. А она говорит: "Ну вы поручитесь, что с ним ничего не будет и со мной. Да, говорит барон, я поручаюсь. Ну в общем он поручился, дал телеграммы её родителям, приехали её родители и эти приехали цыгане, что дали колым за неё. Ну сделали всё там расчет, что отдали за свадьбу, что отдали за неё там колым-золото, и в общем парень, тот кого она любила первого, колымы, вот это всё им вернул обратно, В общем всё обошлось, по культурному, спокойно, всё нормально. Проходит после этой разборки пять лет. И ловит её этот цыган внезапно и порезал её, эту цыганку. Порезал и убил её очень жестоко. И прежде как убивать он ей сказал так, говорит: "Раз ты мне не досталась, но и ему ты всё равно недостанешься, хоть и столько времени прошло". И он её взял и убил, и потом сам себя порезал. Вот и сказке конец."
Ромео и Джульетта по-цыгански...

цыгане

Previous post Next post
Up