Новая модель «Теслы» за $ 25 000 - звучит очень заманчиво. Но то, как этот автомобиль сейчас обсуждается на уровне топ-менеджмента «Теслы», скорее расстраивает. Своей откровенной нереалистичностью. Из фантазий невозможно слепить массовый автомобиль.
Впрочем, давайте по порядку. Инсайдеры
рассказали сайту electrek.com о прошедшем в «Тесле» в начале сентябре совещании под руководством Илона Маска. Обсуждалась как раз новая дешевая модель под неофициальным названием “Model 2”. Среди планов, озвученных Маском, было подтверждение $25-тысячного ценника и начало производства в 2023.
Но самое главное - Маск увязал выпуск “Model 2” с созданием рабочей системы полной автономии. Более того, он риторически спросил у коллег: «Хотим ли мы, чтобы эта машина имела руль и педали?», подразумевая, что их в машине не будет.
Концептуальный рендер из 2019 года. Удивляет обилие зеркал заднего вида
Что с этим желанием не так? Во-первых, технологии полной автономии не существует. Во-вторых, эта технология не появится и к 2023. В-третьих, никто в индустрии не ждет пятый уровень автономии - а именно на него должна быть способна система без руля и педалей, соответствующая бизнес-модели «Теслы» - раньше конца этого десятилетия. Многие не уверены, что она вообще появится до 2050.
Да, проекты автономных машин без руля и педалей существуют и начали разрабатываться даже раньше «Теслы». Например,
”Zoox”,
“Cruise Origin” или
“Nuro”. Но все эти проекты преследуют другую бизнес-модель, что значительно снижает сложность реализации технологии. Все эти проекты оперируют парком машин на ограниченной территории (конкретный город или местность), полагаются на предварительное тщательное картирование улиц и еще более тщательный этап тестирования перед запуском в этом месте. Разницу в требованиях можно визуализировать, сравнив педальный прогулочный катамаран и судно океанского класса.
Илон Маск не понимает этого, потому что он не хочет это понимать. Потому что ему слишком дороги собственные дерзкие фантазии. Еще пол-беды, когда эти фантазии просто становятся поводами для насмешек, как это уже было с «миллионами робо-такси к 2020» и пробегом от Атлантики до Тихого океана без человеческого вмешательства к 2017. Тогда выполнение (точнее, очевидная невыполнимость) этих фантазий ни на что не влияли. Но сейчас от очередной нереалистичной хотелки зависит выпуск перспективнейшего массового автомобиля. Автомобиля, который может открыть новые рынки и в разы увеличить продажи компании.
И вот вместо фокуса на том, как сделать автомобиль максимально конкурентоспособным и ускорить начало его производства, Маск пускается в фантазии о полной автономии без руля и педалей. Что самое ужасное, никто - никто! - из топ-менеджмента не хочет привести мечтательного гендиректора в чувство. Или они тоже верят в реалистичность этих планов? Тогда всё еще хуже: когда руководство в полном составе пребывает в иллюзиях, проект обречен развалиться.
Ну хорошо, среди топов есть человек, который отвечает за маркетинг. Неужели он пришел к выводу, что для электромобиля за $25k полная автономность является такой убойной киллер-фичей, что только она способна вытянуть на себе продукт? Может быть, опросы в фокус-группах показывают запредельный энтузиазм по поводу отсутствия руля и педалей, и такая инновация никого не способна оттолкнуть?
Это, конечно, не фокус-группы из целевой аудитории, но настроения простого народа отражаетДо обозначенного Маском дедлайна осталось совсем немного времени. И будет очень, очень неприятно, если в какой-то момент после столкновения с реальностью иллюзии рассеются и выяснится, что придется перепроектировать автомобиль под классическое управление водителем. Пятый уровень автономии - это радикально другие требования к дизайну.
Топам пора бы уже учиться на своих ошибках. Проколы из-за отторванности Илона от земли уже случались. Вспомним хотя бы организацию производства «тройки», когда Маск захотел заавтоматизировать процесс где можно и где нельзя. В итоге ту часть, что «нельзя», пришлось переделывать с кучей проблем и сорванными сроками.
Больше всего жаль упущенное время. Надо отметить, что и срок «в 2023» тоже начинает всё больше выглядеть несбыточной фантазией. Буквально на прошлой неделе мы узнали, что релиз «Сайбертрак»
переносится аж на конец 2022 (изначально планировался в конце 2021). Притом, что ничто особенно не предвещало задержку. Однако сейчас выясняется, что только недавно было закончено проектирование машины (прошло почти 2 года с момента обнародования прототипа!).
Маск признался в том, что на пути массового производства пикапа предстоит преодолеть большие трудности, и более-менее масштабировать выпуск удастся только к концу 2023. А ведь «Сайбертрак» хотя бы не нуждается в радикально новых технологиях, в отличие от автономной «Model 2». Скептики уже сомневаются в начале выпуска «Сайбертрак» в 2022. И если старт производства действительно сползёт вправо, шансы на «двойку» в 2023 будут очень малы.
У «двойки» до сих пор нет прототипа, да и ключевые решения по дизайну, как видим, остаются подвешенными в воздухе. Есть ли смысл дальше тормозить модель, пытаясь дождаться технологии автономии? Не думаю. Как минимум, стоит помнить
о конкурентах, которые быстро «съедят» то технологическое и рыночное преимущество, которым «Тесла» может похвастаться сейчас.
_______________________________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм:
Экономика знаний. Подписывайтесь!