Насколько я понял Субири, у Аристотеля бытие не субъективно. Сейчас поискал, нашел вот такое высказывание.
'Но «бытие» - не просто одно из свойств, присущих всем вещам. Если бы дело обстояло таким образом, то философия познавала бы лишь одну - наивысшую - из характеристик вещей. Но дело обстоит иначе. Вопреки Платону, Аристотель настаивает на том, что «бытие» - не родовое свойство вещей, а такая характеристика, которая трансцендентальна по отношению ко всем прочим - в том числе индивидуальным - свойствам всякой вещи. Любые, даже наималейшие из свойств, в какой бы форме они ни существовали, заключены в сущести всякой вещи. Всё обладает своим способом бытия. Поэтому философия имеет не просто всеобщий характер, но объемлет все вещи и все то, что представляет собой каждая из вещей. Следовательно, познавая сущее как таковое, она познаёт всё постольку, поскольку оно «есть».'
Мне трудно сообразовывать процитированное Вами с тем, что пишет Х, поскольку суждение Субири вырвано из контекста. У Аристотеля (в том, что разбирает Х.) речь об особом роде бытия (бытие-связка, бытие предиката в связи с субъектом) и про него Аристотель пишет, что оно "в уме" (en dianoia). И важно, что это, по словам Х., требует прояснения.
Спасибо. Однако цитата из Аристотеля (напомню, не вообще про бытие, а про бытие-связку) именно такова: оно "в уме". Но дело даже не в этом, я же не Аристотеля читаю, а Хайдеггера. Зачем же я буду отвлекаться на то, что кто-то третий пишет об Аристотеле :)
Comments 4
'Но «бытие» - не просто одно из свойств, присущих всем вещам. Если бы дело обстояло таким образом, то философия познавала бы лишь одну - наивысшую - из характеристик вещей. Но дело обстоит иначе. Вопреки Платону, Аристотель настаивает на том, что «бытие» - не родовое свойство вещей, а такая характеристика, которая трансцендентальна по отношению ко всем прочим - в том числе индивидуальным - свойствам всякой вещи. Любые, даже наималейшие из свойств, в какой бы форме они ни существовали, заключены в сущести всякой вещи. Всё обладает своим способом бытия. Поэтому философия имеет не просто всеобщий характер, но объемлет все вещи и все то, что представляет собой каждая из вещей. Следовательно, познавая сущее как таковое, она познаёт всё постольку, поскольку оно «есть».'
Reply
Reply
Reply
Однако цитата из Аристотеля (напомню, не вообще про бытие, а про бытие-связку) именно такова: оно "в уме".
Но дело даже не в этом, я же не Аристотеля читаю, а Хайдеггера. Зачем же я буду отвлекаться на то, что кто-то третий пишет об Аристотеле :)
Reply
Leave a comment