Различения схоластов 2: Фома Аквинат

Dec 05, 2017 13:30

У него distinctio realis, реальное различение, т.е. он бытие, экзистенцию (существование) мыслит как отдельную вещь, которая добавляется к сущности. Это очень напоминает то, как доныне многие мыслят жизнь - как одушевленность: душа, добавляясь к безжизненному телу, делает его живым. И наоборот: отлетая, превращает организм в труп. Только здесь роль ( Read more... )

бытие, душа и тело, Фома, Хайдеггер, сущность

Leave a comment

Comments 10

euhenio December 5 2017, 14:32:45 UTC
+++У Бога нет этого разделения, сущность и существование неразличимы, он существует сам собой

Основные претензии византийского богословия (напр. трактат прп. Каллиста "Против Фомы") к теологии томизма, как раз, заключаются в том, что Фома отождествляет в Боге сущность и существование (энергии), в результате Бог становится сложным и причаствуемым по сущности. Кроме того, Фома постоянно противоречит сам себе, и это не потому, что это у него какая-то там диалектика, а потому, что он берет все свои рассуждения из собственной головы, а там поочередно обретается то одно, то другое:-) Таков в целом смысл претензий византийцев поздневизантийского периода к томизму

Reply

gignomai December 5 2017, 16:17:47 UTC
Спасибо большое. А этот трактат прп. Каллиста переведен?

Reply

euhenio December 5 2017, 16:59:37 UTC
переведен, но еще не издан, а когда будет не совсем понятно, надеюсь, скоро ( ... )

Reply

gignomai December 6 2017, 07:24:12 UTC
Спасибо большое.
Дочитаю сейчас Хайдеггера, посмотрю, как он решает вопрос.
А потом надо будет вернуться к чтению преп. Максима, пока что я не очень понимаю, как это все соотносится.

Reply


kostiamark December 5 2017, 14:59:04 UTC
Начинать надо, по-моему, с фиксации того факта, что понятие "бытия" у Хайдеггера в корне отличается от бытия, которое esse у Фомы, поскольку у Фомы esse - то же самое, что и existentia, т.е существование (что сам же Х. и отмечает)- тогда как Хайдеггерово бытие - это, если помните, полагание сущего одновременно в структуре essentia и existentia, т.е. грубо говоря, бытие у Хайдеггера - это одновременно и сущность, и существование. Это, по-моему, следует постоянно помнить, чтобы понимать и самого Хайдеггера, и схоластов.
ЗЫ. У Х. сущее есть одновременно как сущность и как наличное существование. Вот эта "одновременно" и есть структура бытия (как я понимаю)

Reply

gignomai December 5 2017, 16:15:38 UTC
Мы движемся в разных темпах - я еще в Средних веках со схоластами беседую, а Вы с МХ в его деревне. Я не могу начинать с понятия бытия у Х., он еще не родился.

Reply

kostiamark December 5 2017, 17:53:40 UTC
То, что я выделил, - недавно сам с преогромным удивлением для себя открыл, вот и думаю, может, это опять открыл Америку, может, опять "баян" или же ,наоборот, это я не так понял? Но в любом случае, это открытие для меня многое прояснило в самом Х., и я его вдруг резко возлюбил (типа как Папандопуло "И чо это я в тебя такой влюблённый?"), читаю "ОПФ" с преогромным интересом и наслаждением. Но если я неправ, так поправьте.

Reply

gignomai December 5 2017, 20:19:21 UTC
Когда догоню, вернусь перечитаю и отвечу.

Reply


Leave a comment

Up