Щедровицкий и Шифферс о служении

Nov 24, 2017 16:04

Только сейчас сообразил, что Е.Л.Шифферс и Г.П.Щедровиций об очень важном мыслили, если не сходно, то однонаправленно.
Вот совсем недавно я писал, что Шифферс мыслил гениальность не как достояние человека-гения, а как служение, функцию.
Но еще раньше я приводил слова ГП из его заметок об интеллигенции:
"Постепенно выделяя себя как слой или даже какRead more... )

гениальность, Щедровицкий, интеллигенция, служение, Шифферс

Leave a comment

Comments 10

sadovnica November 25 2017, 06:28:02 UTC
Мне кажется или есть в этом определении ГП что-то религиозное (да, это странно - так говорить про ГП)? Не знаю, что я называю религиозным, но, скорее всего, что-то, что задает иной масштаб - не свое "я" прежде всего.

Reply

gignomai November 25 2017, 06:33:01 UTC
По ощущению, да - я тоже так чувствую.
Если под религиозностью (мне когда-то пришел термин "проторелигиозность") понимать направленность на большее, чем ты, то несомненно так.
Но... тогда и Ленин религиозен.

Reply


sergius_v_k November 6 2019, 21:11:49 UTC
Поразительное созвучие позиции ГП и Солженицына (в "Образованщине"). Конечно, в это время он статью АИ уже прочел, но говорит о своем вИдении 1952 г.

Reply

gignomai November 6 2019, 21:17:43 UTC
Да, я думаю, что вИдение ГП сложилось независимо.

Reply

sergius_v_k November 7 2019, 13:09:47 UTC
Интересны две вещи: 1) есть ли у него высказывания о дореволюционной интеллигенции? И 2) откуда идет этот диагноз 1952-го года? Это, в сущности, осуждение советской "интеллигенции" как таковой. У Мамардашвили этого нет, у Зиновьева тоже - кто в окружении ГП был ему созвучен или кому был созвучен он? Ничего подобного нет у видных фигур: Асмуса и Лосева (которых при мне ГП называл наиболее образованными из философов), где он мог услышать подобную ноту?

Reply

gignomai November 7 2019, 13:31:38 UTC
Не вижу оснований искать внешний источник (ну, или, если говорить о влияниях, то их несколько). Этика служения у ГП и от сознания историчности, делания истории как призвания человека, и от его представления о мыследеятельности как над-индивидуальной ("сладкая диктатура мышления").

Reply


Leave a comment

Up