"Гениальность - это путь"

Nov 16, 2017 17:07

Сегодня на семинаре с театром "Около Станиславского" ЮГ повторил формулу Шифферса: главная цель образования - взращивание национальной гениальностиСтал в этой связи вспоминать и обдумывать, что Ш. понимал под гениальностью. Вовсе не то, что понимают обычно - не высокую степень одаренности, талантливости. Гений - это не свойство человека, не его ( Read more... )

гениальность, Шифферс

Leave a comment

kaktus_okamenel November 20 2017, 20:57:17 UTC
"Сегодня я - гений", - записал в дневнике ПушкинБлок, закончив "Бориса"поэму "Двенадцать". Пушкин, закончив "Бориса", писал Вяземскому: "Я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал: ай да Пушкин!" Иногда в устных пересказах добавляют "...ай да сукин сын!"

Reply

gignomai November 20 2017, 21:11:01 UTC
Да... соврал! Спасибо.
Смотрите-ка, а никто, кроме Вас, не заметил.

Reply

kaktus_okamenel November 20 2017, 21:20:46 UTC
да, прошу простить за занудство. Возможно это разночтение и не меняло ничего в смысле Вашего поста.
Меня же это различие в самовыражении двух поэтов после завершения значительного труда всегда напрягало - как-то Блок слишком самовлюбленно высказывается. Так что искал всё, что известно по поводу этих двух высказываний, и потому оказался "грамарнаци" в этом моменте:)

Reply

gignomai November 20 2017, 21:28:57 UTC
Смысл поста, правда, не меняло. Но все равно, надо тщательнее работать :)
Немного жалко, все-таки Пушкин как бы авторитетнее... :)
Исправил, спасибо.

Reply

kaktus_okamenel November 21 2017, 00:09:21 UTC
А знаете, думаю что Пушкин здесь антипод Блоку. За 10 лет до поэмы, в тех же дневниках:
"Гибель "Титаника" вчера обрадовала меня несказанно - есть еще океан".
“Океан”, она же “стихия”, она же “музыка”, в "12"-ти превратившаяся в “музыку революции”.
И Пушкин: Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!
Не стал искать дополненный текст из Пушкинских черновиков, раз уж автор решил не детализировать, так и ладно. Но когда-то прочел с огромным интересом.
Так что антоподы они, Блок с Пушкиным, по крайней мере во взглядах на революцию.
А в Вашем тексте, действительно, не меняет смысла - один из Поэтов признается что он не всегда - Гений. Свидетельские показания, так сказать...

Reply

gignomai November 21 2017, 06:49:22 UTC
Ваше противопоставление, и правда, важное. Оно, кажется, о двух типах творчества - сознательного и "маниакального". В обоих случаях "диктует" высшее начало, а "сукин сын" переносит на бумагу или холст. Но в первом поэт не забывает смотреть, откуда наитие и имеет внутреннее различающее начало ("различайте духов"). У Платона надо бы еще посмотреть, он разбирается с этим.
А для подтверждения моей мысли у Пушкина есть еще "Когда не требует поэта..." и "Пророк".

Reply

kaktus_okamenel November 21 2017, 06:52:18 UTC
А во втором?

Reply

gignomai November 21 2017, 06:55:28 UTC
А во втором по-бабьи отдается сильному духу, не разбирая кто это. Сродни опьянению или наркотику.

Reply

kaktus_okamenel November 21 2017, 07:00:49 UTC
И к какому типу принадлежит Пушкин - к 1-му или 2-му?

Reply

gignomai November 21 2017, 07:07:45 UTC
К первому!
"Когда БОЖЕСТВЕННЫЙ глагол...", "И шестикрылый серафим на перепутье мне явился", - не "в поле БЕС нас водит видно...".

Reply

kaktus_okamenel November 21 2017, 07:11:14 UTC
так ведь и то и другое... а как же типологизация?:)

Reply

gignomai November 21 2017, 07:14:33 UTC
Нет-нет, подождите. Пушкин же не отдается бесам. Настолько не отдается, что оставил Достоевскому возможность использовать этот стих как эпиграф к своему антибесовскому роману.
А вот у Блока... не стану квалифицировать "12" как бесовщину, у меня к Октябрю не не настолько самоуверенно-злобное отношение, но неразборчивость налицо.

Reply

kaktus_okamenel November 21 2017, 07:22:31 UTC
Искренность Блока несомненная. "Это - вдохновенное", как и все остальное у него.

Reply

gignomai November 21 2017, 08:01:58 UTC
Не отрицаю. Но полагаю, что искренности для "различения духов" недостаточно. Впрочем, "12", как и герой поэмы, "Октябрь", трагические персонажи, т.е. никак не однозначные.

Reply

kaktus_okamenel November 21 2017, 07:24:05 UTC
А Пушкин никому не отдается, это да...

Reply

miya_mu November 20 2017, 23:29:57 UTC
ну почему, все заметили, наверное, это же очень на слуху. Нам в школе подавали так, что Блок-де назвал себ гением не за поэтический порыв, а за то, что сумел написать лубок, как бы заказанный временем. Преодолеть себя, так сказать.

Reply


Leave a comment

Up